Игровое проектирование "Я+ТЫ=МЫ"
проект (подготовительная группа)
В основу игрового проектирования моей воспитательной системы под названием «Я+ТЫ=МЫ» легли такие проблемные задачи:
- встать на место другого человека;
- понять мотивы действий другого человека;
- принять условия сверстника, оценить их с нравственной точки зрения;
- проявлять желание к «мирным переговорам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровое проектирование "Я+ТЫ=МЫ" | 48.74 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.
Игровое проектирование «Я+ТЫ=МЫ»
в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовила: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок группы № 3 «Почемучки» 2017 г. г. Тында
Введение.
Детям 5 - 7 лет обычно все нравится в детском саду, а с тем, что их не устраивает, они стремятся справиться самостоятельно. Главное, что здесь много друзей! А если у ребенка этого возраста нет друзей, нет взаимопонимания со стороны сверстников, тогда любые игровые приемы и даже непринужденное общение с взрослым малоэффективны. Всем детям нужны друзья. Или хотя бы ощущение, что ты кому-то из сверстников интересен.
Другой проблемой взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста является то, что многие положительные качества сверстников дети не воспринимают («не видят»).
Для многих детей 5 - 7 лет формы поведения другого ребенка воспринимаются в виде антиномии «хорошо - плохо». За поступками сверстников дети не всегда видят проявления миролюбия, сострадания, дружеского расположения, защиты. Встать на место другого человека, понять мотивы действий другого человека, принять условия сверстника, оценить их с нравственной точки зрения, проявлять желание к «мирным переговорам» — все эти проблемные задачи легли в основу моей воспитательной системы по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Игровое проектирование «Я+ТЫ=МЫ»
В основу игрового проектирования моей воспитательной системы под названием «Я+ТЫ=МЫ» легли такие проблемные задачи:
- встать на место другого человека;
- понять мотивы действий другого человека;
- принять условия сверстника, оценить их с нравственной точки зрения;
- проявлять желание к «мирным переговорам».
Основные задачи этой системы игровых занятий:
— Формировать у детей желание высказаться, внести свои предложения в обсуждаемую тему.
— Учить детей припоминать факты по обсуждаемой теме из собственного опыта либо из опыта других людей, а также импровизировать (фантазировать), строить предположения.
— Учить детей слушать друг друга и пользоваться фактами, которые получили друг от друга.
— Учить детей выбирать собственное решение, опираясь на нравственную оценку.
Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых.
Проектирование ситуаций — повседневное творчество любого педагога.
Однако при этом необходимо соблюдение ряда правил:
- Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.
- Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают общим проблемам всей группы.
- Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения компонентов в связи с неожиданными изменениями условий.
- Реализация игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.
1 этап – подготовительный.
Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).
Цель данного этапа — привлечение детей к интересной игровой деятельности, формирование умения действовать с куклами и предметами. Передача интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.
2 этап - выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации.
Цель данного этапа — конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».
3 этап - от следствия к причине.
Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное — начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.
Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детей группы.
На первом этапе детям предлагала инсценировки кукольного (настольного) театра, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Детям предлагается помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющие диалоги. Воспитатель дает нравственную оценку итогу разрешения проблемы.
На втором этапе я напоминала детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта), и предлагала вспомнить, так же ли мирно она была завершена.
Следует отметить, что потребность ребенка в поддержке и в оценке взрослым его действий — один из стимулов развития нравственного поведения в дошкольном детстве. На втором этапе придерживалась тематического плана занятий по проблемным ситуациям.
Тематический план проведения занятий по игровому моделированию проблемных ситуаций.
Старшая группа (на 2017 -2018 учебный год)
Тема года — «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
I. «МОИ РОДИТЕЛИ И Я»
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
- Оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику».
- Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я — добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки».
- Оценка желаний: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
- Сравнение двух норм поведения — драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
- Ситуации нравственного выбора: «У меня день рождения, но заболела мама»; «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».
II. «МОЙ ДОМ»
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
- Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.
- Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
- Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
- Сравнение двух норм поведения — драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох да Ах».
- Нравственный выбор — обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».
III. «ВСЕ, КОГО Я ЛЮБЛЮ»
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
- Оказание помощи друзьям и близким.
- Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
- Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
- Сравнение двух норм поведения: «вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
- Ситуации нравственного выбора — чтение и драматизация сказки Е.Шварца «Два брата».
IV. ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
Игры и проблемные ситуации для совместного обсуждения:
- Ситуации оказания помощи на примере традиции рождественской ночи, зажигания свечей на окне.
- Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу подарить своему другу игрушку». «Я хочу в подарок маме испечь торт».
- Оценка желаний: «Подарите мне!..»
- Сравнение двух норм поведения: чтение и драматизация рассказов В.Осеевой «Три желания», «Просто старушка», «Три дочери».
- Ситуации нравственного выбора: В.Алексеев «Трудный вечер» — чтение и обсуждение.
Подготовительная группа (на 2018 -2019 учебный год)
Тема года — «МИР ВОКРУГ НАС»
I. «Я РАСТУ»
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
- — Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?
- — Почему со мной не играют другие дети?
- Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Я люблю сам играть со своими игрушками»; «Мне нравится дежурить».
- Оценка желаний: «Я хочу поиграть с мячом в группе»; «Мне понравилась игрушка моего друга».
- Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).
- Ситуации нравственного выбора: «Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама»; «Хочу послушать музыку, но спит бабушка».
II. «Я УЧУСЬ»
Игры и упражнения для совместного обсуждения:
- Ситуации оказания помощи самому себе и другим людям (привести собственные примеры).
- Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне нравится играть с друзьями»; «Я не люблю делиться игрушками».
- Оценка желания: «Чему я хочу научиться?».
- Сравнение двух-трех норм поведения: «Умею, но не хочу делать»; «Не умею, но хочу научиться».
- Ситуации нравственного выбора: «Надо выучить стихотворение, но купили новый мяч»; «Надо закончить рисунок, но хочется поиграть с друзьями».
III. «МОЙ МИР»
Игры и упражнения для совместного обсуждения:
- — Как лучше помочь другу, незнакомому человеку?
- Определение положительных и отрицательных сторон поведения:
скромность — хвастовство,
щедрость — жадность,
доброта — жестокость,
вежливость — грубость и др.
- Определение правил культурного поведения: в гостях, у больного друга, в общественных местах.
- Определение правил общения: на улице, в группе, дома.
Я И ДРУГИЕ
В совместной деятельности с взрослыми и сверстниками ребенок практически
осваивает правила и законы общения.
Для формирования ценностных представлений и выбора, правильных с точки зрения нравственности, решений процесс воспитания дошкольников должен быть сориентирован в первую очередь на развитие правового сознания.
Наиболее эффективной формой работы для реализации этих задач, на мой взгляд, можно считать обучение детей решению нравственных дилемм.
Эта работа направлена на:
— формирование внутренней позиции детей;
— развитие самооценки;
— обучение детей проектированию ситуации путем выявления особенностей характера героя и сравнения своего выбора с духовно-нравственными эталонами.
Детям предлагала для обсуждения те проблемы, которые наиболее часто возникали в группе сверстников, а также между взрослыми и детьми.
К обсуждаемым ситуациям предъявлялись следующие требования:
— они должны были быть реальными и узнаваемыми;
— простыми для понимания;
— незавершенными.
Обсуждение включало два нравственно-содержательных вопроса: «Как поступит герой?», «А как поступил бы ты?».
Детям предлагала на выбор два варианта ответа, и они должны были аргументировать свой выбор.
При анализе ситуации детям необходимо не просто сделать выбор того или иного действия, но и определить социальные позиции героев в данной ситуации (старший —младший, мать — ребенок, друг — враг), т.е. установить, в каких отношениях они находятся, какие нормы и правила расширяют или ограничивают их взаимодействия.
На основании такого анализа происходит выбор духовно-нравственных эталонов, в соответствии с которыми, по мнению ребенка, должно развиваться это событие.
В качестве примера предлагаю рассмотреть следующую нравственную дилемму.
У Саши есть младшая сестра Катя. Однажды вечером дети остались одни. Саша уложил сестру спать, а сам захотел попробовать клубничное варенье, которое стояло в холодильнике. Незаметно для себя он съел почти полбанки варенья. Зная, что мама сильно рассердится, Саша решил сказать, что варенье съела младшая сестра. Катя была так мала, что сама не умела говорить, и Саша знал, что ее за это не накажут. Правильное ли решение принял Саша? Как бы ты поступил на его месте? Как бы ему следовало поступить?
В процессе решения нравственных дилемм дети встают не только перед проблемой выбора действия, но и перед проблемой объяснения своего решения, что для ребенка является достаточно сложной задачей.
Естественно, этому детей необходимо учить поэтапно, преследуя выполнение следующих задач:
1. Развитие у детей представлений о нормах поведения, общечеловеческих и духовных ценностях:
- обогащать знания детей о нравственных правилах поведения людей (они даются в виде антонимов: «добро—зло», «правда—ложь», «трудолюбие—лень» и др.);
- создавать условия, побуждающие к объединению разрозненных сведений в общую систему представлений о духовных и общечеловеческих ценностях («Задушевные беседы», «Напиши себе учебник»);
- вырабатывать на основе духовно-нравственных представлений общие для всего детского коллектива законы, традиции и правила группы, ценность и социальный смысл которых дети могут обсудить с педагогами и родителями.
2. Осуществление выбора на основании духовно-нравственных представлений:
- выбор единственно правильного решения (между «+» и «–»);
- выбор нейтрально-положительных действий с опорой на социальную роль (выбор между «+» и «+» в отношении разных героев);
- поиск «+» и «–» в поступках других людей;
- выбор действия на основе собственной позиции:
- Я и Я (выполнить обещание или нет?);
- Я и друзья (дать игрушку другу или пожадничать?);
- Я и родители (помочь маме или посмотреть телевизор?);
- Я и другие взрослые (уступить место в автобусе старушке или нет?);
- завершить рассказ с опорой на нравственную характеристику героя. (Дима увидел, как на котенка напала большая собака. Дима был смелым мальчиком...);
- выбор на основе использования духовно-нравственных эталонов. (Вася опаздывал в школу, но по пути встретил Лену, которая решила не ходить в школу и позвала его с собой в кино. Вася подумал и сказал...).
На данном этапе дети также знакомятся с различными комбинациями «+» и «–», как вариантами развития межличностных отношений.
При обсуждении того или иного поступка следует обратить внимание детей на то, что оцениваются сами действия, а не герой в целом.
3. Решение духовно-нравственных дилемм на основе моделирования.
1) Использование бытовых ситуаций:
— выстраивание логической последовательности (что сначала, что потом?);
— завершение двух вариантов рассказа: «А как было бы иначе?».
2) Использование литературных произведений Валентина Осеева и Н. Носова, библии для детей - соотнесение духовных и общечеловеческих ценностей.
Например, в евангельской притче «О сеятеле» рассказывается, что поле (жизнь человека) засеяно не только добрыми семенами, но и плевелами (сорняками). Вместе растут они до определенной поры, и каким будет это поле, зависит от того, какие всходы будут преобладать на нем. Следовательно, какой ты человек — хороший или плохой, зависит от тебя самого. Ты можешь сам проявить это в своих делах и другого также оценить по его поступкам.
Если ты проявляешь добрые качества, как и другой человек по отношению к тебе, то между вами будут проявляться дружеские отношения. Никогда дружеские чувства не возникнут на обмане, жестокости, зависти, а враждебность может исчезнуть при проявлении доброты, заботы и внимания с одной из сторон.
Кроме социально значимых ситуаций, для детей интересны сюжеты с героями русских сказок, которые использовались для иллюстрации выбора действия в соответствии с характером персонажа.
На третьем этапе обсуждение проблемной ситуации и пути ее разрешения.
Варианты решения, с помощью следующих методик:
«Мостик»
Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она — единственно правая в споре. Задача каждого участника — сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована.
Например: Стас и Данил (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремится взять его себе.
«Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому.
Общая цель: сохранение дружеских взаимоотношений.
«Ступеньки»
Обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные «шаги», но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего «шага». Обсуждение происходит в виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку своих рассуждений (снизу вверх).
Например: Варя (6 лет) хочет попросить маму купить ей конструктор:
4. Мама обещает купить мне конструктор через неделю.
3. Я попрошу, чтобы она купила, когда будут деньги.
2. Мама скажет: «Нет денег!»
1. Я попрошу маму купить мне конструктор.
«Две гири»
Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями «+» и с отрицательными последствиями «–». В этом случае «на весы» ставятся «две гири», и ребенок перечисляет на одной «чаше весов» положительные результаты достижения желаемого, а на второй — отрицательные последствия. Что выберет ребенок?
Дать игрушку «+» | Не давать «-» |
|
|
«Логическая цепочка»
Эта методика используется на первом этапе обучения детей составлению логических рассказов из жизни сверстников (или из собственного опыта). Ребенок пытается выделить этапы развития события, связать их воедино, сделать вывод из собственного рассказа.
«Туча»
С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход их создавшейся ситуации. Можно считать предыдущие методики подготовительными к освоению схемы «Туча».
Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.
Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» и надо искать пути договоренности, выстраивая между ними «Мостик».
В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: «Добиваясь одной своей цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести».
Подводя итог логическому анализу проблемной ситуации, можно воспользоваться алгоритмом «Ступеньки» (см. выше). С помощью этой схемы ребенок видит встречные шаги двух конфликтующих сторон и может сделать вывод: для достижения общего результата необходимы встречные усилия обеих сторон.
«Отрицательная ветвь»
Часто дети знают, что тот или иной поступок может вызвать негативную реакцию взрослых или сверстников. Однако проанализировать результаты своего поведения, выстроить логическую цепь отрицательных последствий им достаточно трудно.
С помощью этой методики ребенок овладевает навыками рассуждения по типу индукции: «Если А — то В, если В — то С, и т.д.».
Бывает, что итоги таких рассуждений удивляют или даже пугают некоторых детей. Они сразу же прекращают свои рассуждения и говорят: «Нет, я, пожалуй, так делать не буду!»
Выстраивают «отрицательную ветвь», как и «ступеньки», снизу вверх. Каждую фразу надо начинать со слова «Если...», а заканчивать фразой со словом «то...».
В качестве примера приведу рассуждения Кости 6,5 лет (читаются снизу вверх).
16. Нет, я буду всегда слушаться воспитателя и дружить с ребятами!
15. Я буду переживать.
14. Она заболеет.
13. Она узнает причину и расстроится.
12. Она отпросится с работы и побежит в детский сад.
11. Мама будет волноваться.
10. Позвоню маме и попрошу ее забрать меня пораньше.
9. Я захочу домой.
8. Я очень расстроюсь.
7. Но никто со мной не захочет играть.
6. Когда я попрошу прощения, воспитатель разрешит мне играть с детьми.
5. Мне будет скучно сидеть, и никто ко мне не подойдет.
4. Воспитатель посадит меня на стул.
3. Дети обидятся на меня и пожалуются воспитателю.
2. Я буду бегать и всем мешать.
1. Я не буду слушаться воспитателя.
В результате проведения мной данной работы дети 5—7 лет постепенно приходят к выводу, что каждый человек имеет собственные интересы, мнения, желания. Эти желания надо принимать и уважать, тогда многих конфликтов и ссор можно избежать.
ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ
В ходе работы я столкнулась с рядом проблем. Условно их можно разделить на две группы.
1. Внутренние проблемы, вызванные особенностью психического развития детей дошкольного возраста.
Приоритет внешнего вида. В любой анализируемой ситуации дети на словах формулируют свое отношение согласно общепринятым требованиям морали, но в ситуациях свободного выбора отдают предпочтение более нарядно одетым персонажам. В ходе беседы по поводу прочитанного дети могут гневно осуждать обидчика, а при разыгрывании этой ситуации с помощью кукол довольно часто выбирают нарядно одетую куклу, как желательную в игре, несмотря на ее отрицательную роль в проблемной ситуации.
«Моральный реализм». При анализе конфликтной ситуации дети часто выделяют количественную сторону проступка: ребенок, который нечаянно уронил поднос с чашками, по их мнению, совершил более худший проступок, чем тот, который в гневе разбил одну мамину любимую чашку.
Низкий уровень развития волевой сферы. Дети часто не доводят начатое дело до конца или не выполняют своих обещаний в силу низкого уровня развития произвольности и целеполагания.
Индивидуальные особенности отношений в среде сверстников. В старшем дошкольном возрасте уже начинают проявляться длительные дружеские или неприязненные отношения. Если воспитатели не учитывают симпатии и антипатии ребенка при назначении, в частности, дежурств, то часто порученное дело оказывается невыполненным, а среди детей возникает микроконфликт. Порой причиной неприязни детей друг к другу становится наличие у другого красивой игрушки, лакомства, похвалы взрослого, победы в соревновании.
Ориентация на оценку. Дети очень чувствительны к оценке взрослого и часто демонстрируют хорошее поведение только для того, чтобы заслужить одобрение воспитателя.
2. Внешние по отношению к детям проблемы.
Приоритет мнения родителей. Дети часто диктуют мнение своих родителей в группе: «Мама не велела идти гулять», «Мне не разрешили играть с Сашей, угощать конфетами других детей» и т.д.
Недостаточные знания у детей о правилах поведения в общественных местах. Невоспитанность ребенка можно также объяснить его малой информированностью о том, как следует себя вести в той или иной ситуации.
Разные требования воспитателей и родителей мешают формированию прочных навыков соблюдения общепризнанных правил поведения.
Отсутствие традиций (поздравлений, благодарностей и др.) также затрудняет воспитательную работу с детьми.
Для преодоления этих факторов мной используется следующая последовательность воспитательной работы.
1. Анализ причин конфликта.
Предлагаю детям установить причину, породившую конфликт.
2. Нравственный анализ.
Для этого с нарушителем проводится беседа в зоне «утешения», где смонтирована модель «Подсолнушки» («Солнышко и тучка»).
Обсуждается сам проступок (а не ребенок) и пути его исправления.
3. Учимся мириться.
Разучиваем «Мирилки». Все радуемся, когда нарушитель прощен.
4. «Театр русской пословицы».
Используется опыт преодоления конфликта, устанавливается связь с другими аналогичными ситуациями, формулируются пословицы для обозначения проблем, их вызывающих.
5. «Задушевные беседы».
Проводится анализ различных проблемных ситуаций в соответствии с литературными произведениям.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)
1. МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Методика «Какой я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Протокол к методике «Какой я?»
№ | Оценивание качества личности | Оценки по вербальной школе | |||
да | нет | иногда | Не знаю | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Хороший Добрый Умный Аккуратный Послушный Внимательный Вежливый Умелый (способный) Трудолюбивый Честный |
Оценка результатов:
Оценки типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» — в 0 баллов. Ответы «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий.
8 - 9 баллов - высокий.
4 - 7 баллов - средний.
2 - 3 балла – низкий.
0 - 1 балл - очень низкий.
2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек, которые относятся к нему более или менее эмоционально нейтрально, и при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка.
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка
Возможные ответы: «да», «нет», «когда как», «не знаю».
1. Добрый ли ваш ребенок?
2. Внимательный ли ваш ребенок?
3. Правдивый ли ваш ребенок?
4. Вежливый ли ваш ребенок?
5. Общительный ли ваш ребенок?
6. Щедрый ли ваш ребенок?
7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
8. Справедливый ли ваш ребенок?
9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
10. Ответственный ли ваш ребенок?
Оценка результатов:
Каждый ответ «да» получает 1 балл; «нет» — 0 баллов; «не знаю» или «когда как» — 0,5 балла. По каждому пункту высчитывается средний балл оценок всех взрослых. В итоге по средним баллам подсчитывается общая оценка.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий;
8—9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
0—1 балл — очень низкий.
Методика «Выбор в действии»
Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура ее проведения следующая.
Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др.
Ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся.
Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.
Социометрический статус определяется при помощи следующей формулы:
С = К/п — 1 х 100 %,
— где С — статус ребенка в группе, в системе его взаимоотношений со сверстниками; К — количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; п — количество детей в группе.
Оценка результатов:
10 баллов — показатель С равен 100 %;
8—9 баллов — показатель С находится в пределах от 80 % до 99 %;
6—7 баллов — показатель С находится в пределах от 60 % до 79 %;
4—5 баллов — показатель С находится в пределах от 40 % до 59 %;
2—3 балла — показатель С находится в пределах от 20 % до 39 %;
0—1 балл — показатель С находится в пределах от 0 % до 19 %.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий;
8—9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
0—1 балл — очень низкий.
Используемая литература:
Журнал «Дошкольное образование» № 12, 2002г. - из опыта работы:
МОУ «Начальная школа — детский сад» № 63 г. Кострома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...
РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...
Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.
Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....