Сценарии мероприятий проекта "Православный календарь Дарёнки"
проект (старшая, подготовительная группа)

Проект "Православный календарь Дарёнки" реализован при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019» и направлен на решение задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, духовного просвещения взрослых (родителей, законных представителей) посредством участия в мероприятиях, посвященных знакомству и приобщению к духовным ценностям и традициям православной культуры. Проектом предусмотрена духовно-просветительская деятельность, воспитательная, досуговая, игровая, творческая. Основные мероприятия проекта: проведение цикла встреч-бесед по ознакомлению с праздниками православного календаря, организация экскурсии в храм организация и проведение, совместно с социальными партнёрами, досуговых мероприятий, приуроченных к православным праздникам: игровые фольклорные программы, теневой спектакль, совместная творческая деятельность по созданию коллективных композиций. Данные методические материалы адресованы для воспитателей ДОУ, методистов, учителей, классных руководителей, родителей, студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Даренка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

При поддержке международного открытого грантового конкурса

«Православная инициатива 2018-2019»

Сценарий мероприятия «Встречаем Пасху»

проекта «Православный календарь Даренки»

по духовно-нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

Лопаева Галина Александровна

воспитатель

г. Лесной
2019


Сценарий № 2. Мероприятие «Встречам Пасху»

Праздник православного календаря: 21 апреля – Пасха.

Цель мероприятия: Приобщение к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций Русской Православной Церкви средствами духовного просвещения, организации познавательно-творческих мероприятий

Задача: Воспитывать у детей духовно-нравственные чувства: сопричастности к культурно-историческому наследию своего народа, уважения к православным традициям посредством ознакомления с православными праздниками, совместной с родителями художественно-творческой деятельности.

Материалы для каждого ребёнка и родителей: основа для открытки из цветного картона, клей-карандаш, разноцветные ленточки, ножницы, рамка из цветного картона, украшения (бусины, стразы декоративные, пайетки), салфетки.

Материалы и оборудование для партнёра православной организации: ноутбук, слайд-презентация.

Материалы и оборудование для социальных партнеров (библиотекарь центральной городской библиотеки): образцы пасхальных открыток, основа для открытки из цветного картона, клей-карандаш, разноцветные ленточки, ножницы, рамка из цветного картона, украшения (бусины, стразы декоративные, пайетки), салфетки, ноутбук, слайд-презентация, магнитно-маркерная доска.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Слайд № 1. Введение:

 Воспитатель, (руководитель проекта):

- Здравствуйте дети, уважаемые родители, дети и гости! Сегодня, мы проводим второе мероприятие проекта «Православный календарь Дарёнки».

 Слайд № 2. и вместе с Дарёнкой мы будем готовиться и встречать Пасху.

Сегодня об истории и значении праздника Светлой Пасхи нам расскажет батюшка Алексий.

Слайд № 3. Пасха — самый главный, православный и радостный праздник в годовом цикле каждого верующего и давно стал любимым, повсеместно отмечаемым народным праздником.

Слайд № 4. Дата празднования православной Пасхи подвижная и устанавливается в ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния. В этом году Пасху отмечают 28 апреля. 

Слайд № 5. Само название этого дня недели напоминает нам об этом празднике. Это праздник Воскресения Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте. «Пасха» – в переводе на русский означает «переход», «избавление». Это день, в который совершился переход от смерти к вечной нетленной жизни со Христом —  от земли к Небу. Празднование Воскресения Иисуса Христа имеет в христианстве особый смысл победы и торжества над смертью.  Своим воскресением Господь открыл людям врата рая, подарил великую радость и надежду. Поэтому в дни празднования Пасхи, в храмах совершаются торжественные пасхальные богослужения, царские ворота в храмах остаются открытыми в знак того, что теперь Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия Небесного. 

Воспитатель, (руководитель проекта): Благодарим батюшку за познавательную беседу, мы узнали много нового об этом празднике, спасибо! А, сейчас  вы узнаете о традициях и обычаях празднования Пасхи. 

Слайд № 6. В России  с Пасхой связано много традиций и обычаев. К этому великому дню люди начинали готовиться заранее, соблюдая Великий пост. За неделю до праздника наводили полный порядок в доме и украшали веточками вербы, готовили и освящали пасхальную пищу.

Слайд № 7.  – Ребята, а какие угощения готовят на Пасху? (кулич, яйца). Правильно, ребята. На пасху готовили особые блюда, которые готовились только раз в году – пасхальный кулич (по форме пасхальный кулич напоминает церковь с куполом) творожную пасху (форма творожной пасхи в виде усечённой пирамиды – символ Гроба Господня), крашеные яйца.

Слайд № 8. Главным пасхальным символом праздника является яйцо – символ зарождения новой жизни, плодородия, в христианстве яйцо имеет особое значение как символ воскресения.

Слайд № 9. Как вы думаете, почему пасхальные яйца красят в разноцветные цвета? Раньше яйца красили только в красный цвет - цвет жизни и победы, радости Воскресения, и в тоже время символ пролитой крови Христа. По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Мария Магдалина пришла с проповедью к римскому императору Тиберию (14–37 годы). По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос Воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мёртвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Слайд № 10. Пасхальное яйцо — ценный сувенир, традиционный подарок на Пасху. При встрече, в этот праздник, люди обменивались пасхальными яйцами и  приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес» - «Воистину воскрес». 

 Даря пасхальное яйцо, можно без слов пожелать здоровья, долголетия, любви и счастья.

О том, что обозначают цвета и узоры на пасхальных яйцах нам расскажет библиотекарь центральной городской библиотеки.

- Здравствуйте, давай разберемся, какие пожелания можно зашифровать в цветах и узорах пасхальных яиц. 

Слайд № 11, 12. На праздник  яйца окрашивают в разные цвета. Такие пасхальные яйца называют «крашенки» - от слова «красить». Окрашенное яйцо называют «крашенка».

Слайд № 13. Если пасхальное яйцо окрашено в красный цвет, то это означает любовь, жизнерадостность.

Желтый символизирует луну, звезды, тепло и солнце, пасхальное яйцо желтого цвета воплощает мечты о богатом урожае.

Зеленый — цвет весны и вдохновения, символизирует обновление природы, освобождение от болезней.

Голубой — цвет здоровья и сил. Символизирует воздух (небо). Коричневый символизируют матушку-Землю, ее плодородие, мощность и жизненную силу.

Сочетание 4-5 цветов на яйце означает пожелание семейного счастья, уюта, мира, согласия, успехов и здоровья.

Слайд № 14. Расписанное орнаментом пасхальное яйцо называется «писанка».

Символика узоров.

Слайд № 15. Чаще всего, на писанке изображают солнце, что означает приход весны, обновление жизни, освобождение от тьмы. Для христиан Бог — как солнечный свет, с ним связано все лучшее, что есть в жизни.

Слайд № 16.  Крест — это четыре стороны света, четыре ветра; Символ огня, силы жизни, добра, плодородия. Иногда крестом обозначали и солнце. В христианстве крест — символ земных страданий, смерти и воскресения.

Слайд № 17. Звезда — извечный символ любви, солнца и утренней зари. Если Тебе подарят писанку со звездой, знай, это признание в любви.

Слайд № 18. Берегиня — женщина с поднятыми вверх руками, которых может быть две, четыре, а то и шесть. Владычица неба, мать всего живого, символизирует плодородие, материнство.

Слайд № 19. Дерево мира сочетает в себе символику трех братьев: Солнца, Луны и Дождя. В этом знаке объединяются три мира: подземный, земной и небесный.

Слайд № 20. Меандр (кривулька) — символ воды и вечности.

Слайд № 21. Заштрихованные ромбы и квадраты означают вспаханное поле.

Слайд № 22. Часто писанку украшают изображениями людей, животных, рыб и птиц.

Слайд № 23 Воспитатель: В первую неделю пасхи ходили к друг другу в гости, дарили крашенные яйца, куличи, играли в пасхальные игры.

Слайд № 24. На Руси в пасхальные дни проводили много игр и забав с крашенными яйцами.

Физминутка «Пасхальные игры». Сейчас мы тоже поиграем с ребятами в игру. Две команды по 10 человек играют в эстафету – чья команда быстрее соберет в корзинку пасхальные яйца.

 Практическая часть: Аппликация «Пасхальные открытки».

Слайды № 25, 26, 27, 28, 29.  Поздравить родных и близких с праздником можно  пасхальной открыткой.

Показ последовательности выполнения поделки: Сегодня каждый из вас сможет украсить пасхальную открытку для близких и родных, сделать её красивой и нарядной красивой, помощью узора из разноцветных ленточек и украшений.

1. Сначала выбираем цветную основу из картона для открытки.Что вы хотите с помощью цвета выразить в своей открытке, что будет обозначать выбранный вами цвет. И выбираем ленточки для узора. Ребенок – основу, взрослый - ленточки.

2. Дальше подбираем для себя вариант узора – в этом вам помогут схемы расположения узора (схемы на расположены на магнитно-маркерной доске). Что будут обозначать узоры, какие пожелания?

3. Приклеиваем ленточки на основу-яйцо по выбранной схеме или придумываем свой узор

4. Затем украшаем выполненный узор, бусинами, пайетками - все украшения на общем столе, когда ваш узор из ленточек  будет готов - можно подойти и выбрать бусины и пайетки в свою тарелочку.

5. Выбираем рамку цветного картона (рамки расположены на пасхальных веточках) и приклеиваем основу-яйцо с узором на рамку

6. Приклеиваем этикетку с именем и фамилией ребёнка на рамку. Всё – открытка готова!

7. Размещаем открытку на нашем Пасхальном дереве.

Практическая совместная деятельность взрослых и детей (15-20 минут). Музыкальный фон. 

По мере выполнения, работы размещаются на общей композиции – пасхальном дереве.

Итог. Какие замечательные, очень красивые получились у вас пасхальные открытки! Приглашаем Вас полюбоваться на выставку.


Завершение мероприятия:

Воспитатель: - Уважаемые родители и дети! Наша встреча подошла к завершению. Спасибо Вам за ваше активное участие в проведении мероприятия, за создание чудесных работ, которые украсят вашу группу, а далее будут размещены в нашем городском храме. 28 апреля вы можете пригласить в храм всех своих родных, друзей и знакомых встретить Пасху полюбоваться на ваши замечательные работы.

Слайд № 30. Также, одной из традиций праздника является колокольный звон – благовест, раньше в течение пасхальной недели каждому желающему, в честь праздника, разрешалось звонить  в колокола. 30 апреля, во вторник, у нас будет экскурсия в храм, где каждый ребенок сможет позвонить и услышать колокольный звон (аудиозапись колокольного звона). До новых встреч! 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Даренка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

При поддержке международного открытого грантового конкурса

«Православная инициатива 2018-2019»

Сценарий мероприятия «Троицын День»

проекта «Православный календарь Даренки»

по духовно-нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

Лопаева Галина Александровна

воспитатель

г. Лесной
2019

Сценарий № 3. Мероприятие «Троицын День»

Праздник православного календаря: 16 июня – День Святой Троицы.

Цель: приобщение к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций русской Православной Церкви средствами духовного просвещения, организации познавательно-творческих мероприятий

Задача: ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры и педагогики, формирование представлений о формировании личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры)

Материалы для каждого ребёнка и родителей: акварель (12 цветов), мелки восковые (12 цветов), кисти, лист ватмана А4, стаканчики для воды, простой карандаш, клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, шаблоны, украшения (бусины, стразы декоративные, пайетки), салфетки.

Материалы для партнера православной организации: слайд-презентация, магнитно-маркерная доска, ноутбук.

Материалы для социальных партнёров (библиотекарь центральной городской библиотеки): образцы,  акварель (12 цветов), мелки восковые (12 цветов), кисти, лист ватмана А4, стаканчик для воды, простой карандаш, клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, шаблоны, украшения (бусины, стразы декоративные, пайетки), салфетки, слайд-презентация, магнитно-маркерная доска, ноутбук.

Ход мероприятия:

Введение: 

Воспитатель, руководитель проекта:

Слайд № 1. - Здравствуйте дети, уважаемые родители и гости! Сегодня, мы проводим третье мероприятие по проекту «Православный календарь Дарёнки», посвященное церковному празднику Святая Троица.

 «Троица, Троица, земля травой покроется» - с этих слов наши предки начинали празднование  одного из самых важных праздников в православном календаре. Что это за праздник Троица, как его принято отмечать, какого числа будет Троица, и почему меняется дата праздника -  обо всем этом нам расскажет батюшка Алексий.

Духовно-просветительская беседа: День Святой Троицы. История и традиции праздника. День рождения Церкви.

Слайд № 2. Великий праздник Святой Троицы, который называется еще Православной Пятидесятницей, всегда отмечают на пятидесятый день после Пасхи - Воскресения Христова. Если Пасху в этом году отмечали 28 апреля, значит, Троицу будут праздновать 16 мая.

Слайд № 3. В этот день на апостолов (учеников Иисуса Христа) сошел Святой Дух в виде священного огня, после чего апостолы начали проповедовать Евангелия по всему миру.

Слайд № 4. Понятие Святой Троицы символизирует триединство единого образа Бога – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. 

Слайд № 5. Сошедший на апостолов Святой Дух наделил апостолов благодатью и дал силы для создания на земле Святой церкви, с целью донесения Божьего слова до каждого человека. Православную Пятидесятницу, известную также как День сошествия Святого Духа, считают днем создания христианской церкви. Праздник Святой Троицы называют днём рождения Церкви.

Слайд № 6. В праздник Троицы в православных храмах совершается одна из самых торжественных служб в году.

Слайд № 7. Троица ‒ праздник очень красивый, нарядный и радостный - храмы и дома в этот день украшают молодыми веточками деревьев, травой, цветами, которые символизируют обновление, расцвет души человека благодаря Святому Духу.  Троицкая зелень - это символ души человека, которая расцветает от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. В этот день под куполом храма, как под благодатным небом, славит святую Троицу не только человек, но и вся природа: травы, цветы, деревья.

Слайд № 8.  Воспитатель: Троицу всегда отмечали широко и весело. После праздничной службы в церкви проводили народные гуляния – пели песни и водили хороводы. А сейчас наша очередь хороводы водить, вставайте, ребята, в круг.

Аудиозапись народной музыки. Физминутка «Хоровод»  

Воспитатель: К Троице всё вокруг растёт, цветёт, распускается, живёт и дышит! После долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Сегодня мы все вместе создадим весеннее обновление природы, как символ праздника Святой Троицы - обновления и роста души человека.

Пейзаж у нас будет сборным - в виде игры «Пазлы». Здесь на схеме вы видите и дом и березы и цветущую яблоню на лужайке. Каждый из вас выберет одну какую-то часть общей картины. Дети будут закрашивать красками и восковыми мелками фон, а взрослые выберут шаблоны и будут украшать свою картину аппликацией. О том, как выполнить элементы аппликации – цветы, листья, птиц и насекомых нам расскажет библиотекарь центральной городской библиотеки.

Практическая часть

Слайд № 9.  - Символ праздника и самое главное украшение на Троицу - это березовые веточки. Береза — благословенное дерево на Руси, символ чистоты, добра и любви. Слово «береза» произошло от глагола «беречь». Берёза – дерево, оберегающее от зла.

Слайд № 10.  Показ последовательности выполнения работы: 

1. Листики березы и листья цветов можно выполнить способом гофрирования – берём шаблон и вырезаем треугольник из цветной бумаги зеленого цвета. Треугольник начинаем сгибать от большой стороны к уголку. Затем делаем сгиб посередине и склеиваем бока, оставшийся кончик листика – это место для склеивания.

2. Цветы яблони, вишни выполняем с помощью двух шаблонов – большой шаблон вырезаем из цветной бумаги розового цвета, маленький из белой бумаги. Вырезаем сразу несколько деталей одного размера, складывая бумагу несколько раз. Выполняем серединку желтого цвета. С помощью карандаша загибаем лепестки – придаём объём цветку. Цветы на лужайке – любого цвета и величины. Одуванчики получатся, если широкие лепестки силуэта цветка нарезать на тонкие полоски.

3. Для того чтобы выполнить насекомых, птиц используем шаблоны. Можно приклеить глазки.

4. По желанию можно украсить аппликацию стразами, пайетками.

5. Приклеиваем все детали на рисунок

6. Приклеиваем этикетку с именем и фамилией ребёнка на работу.

7. Размещаем работу на общей картине.

Практическая совместная деятельность взрослых и детей (15-20 минут). Музыкальный фон 

По мере выполнения, работы размещаются на общей композиции – весеннем пейзаже.

Итог. Какой замечательный, очень красивый получился у нас весенний пейзаж! Приглашаем Вас полюбоваться картиной.


 Завершение мероприятия:

Слайд 11. Воспитатель: - Уважаемые родители и дети! Наша встреча подошла к завершению. Спасибо Вам за ваше активное участие в проведении мероприятия, за создание чудесной картины, которая украсит вашу группу, а далее будет размещена в библиотеке нашего города.

Слайд 12. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Даренка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

При поддержке международного открытого грантового конкурса

«Православная инициатива 2018-2019»

Сценарий мероприятия «Рождество Пресвятой Богородицы»

проекта «Православный календарь Даренки»

по духовно-нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

Лопаева Галина Александровна

воспитатель

г. Лесной
2019


Сценарий № 4.  Мероприятие «Рождество Пресвятой Богородицы»

 

Дата праздника православного календаря: 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.

Цель: Приобщение к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций русской Православной Церкви средствами духовного просвещения, организации познавательно-творческих мероприятий.

Задача: ввести участников проекта в круг православного календаря: познакомить с историей и традициями православных праздников посредством духовно-просветительских бесед, досуговых мероприятий, совместной творческой деятельности.

Материалы для каждого ребёнка и родителей: простой карандаш, клей-карандаш, ножницы, силуэты из цветной бумаги и картона для аппликации (пчелки, цветы, бабочки), украшения (бусины, стразы декоративные, пайетки), салфетки для аппликации, бумажные салфетки.

Материалы для партнера православной организации: слайд-презентация, магнитно-маркерная доска, ноутбук.

Материалы для социальных партнёров (библиотекарь центральной городской библиотеки): образцы поделок из цветной бумаги и картона для аппликации (пчелки, цветы, бабочки),  простой карандаш, клей-карандаш, ножницы, украшения (бусины, стразы декоративные, пайетки), салфетки, слайд-презентация, магнитно-маркерная доска, ноутбук.


Ход мероприятия:

Слайд № 1. Воспитатель, руководитель проекта:

- Здравствуйте дети, уважаемые дети, родители и гости! Сегодня, мы проводим очередное мероприятие по проекту «Православный календарь Дарёнки», посвященное церковному празднику «Рождество Пресвятой Богородицы».

Слайд № 2.

Мама первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Слайд № 3. Мама – это огромное окно в мир.  Мама помогает малышу сделать первые шаги в этом мире и увидеть красоту.

Слайд № 4 Мама любит, помогает, защищает и оберегает: она заботится о своём ребёнке, когда он болеет, утешает его в трудную минуту, мама верит в своего ребёнка и поддерживает его в любом деле. Ребята, а что вы ещё делаете вместе с мамой? (играем, читаем, делаем уборку и т.д.). Да, мама всегда рядом, и свою маму вы очень любите.

Сегодня мы узнаем, что есть самая главная МАМА, к которой обращаются за помощью и просьбами о своих детях многие мамы в мире - об этом нам расскажет сегодня батюшка Алексий.

Духовно-просветительская беседа: "21 сентября - «Рождество Пресвятой Богородицы"

Слайд № 5. -  Здравствуйте, ребята, ваши мамы всегда вам желают добра, успеха и здоровья и за помощью в этом они обращаются с просьбами к Пресвятой Богородице. А кто такая Пресвятая Богородица, как вы думаете? Пресвятая Богородица - это мама Иисуса Христа. Бого-родица – «БОГА родила». Просьбы о помощи и здоровье называются молитвами.

Мамы молятся о своих детях, обращаясь к Пресвятой Богородице – потому что верят, что Пресвятая Богородица, как самая главная мама в мире всегда их услышит и поможет.

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. События Священной истории.

Слайд № 6. Имя Пресвятой Богородицы – Дева Мария.

Слайд  7. Пресвятая Богородица родилась в городе Назарете – в семье Иоакима и Анны. 

Слайд № 8. Долгое время у Иоакима и Анны не было детей. Милосердный Бог услышал их молитву о даровании детей. Явился пред молящейся Анной вестник Божий Архангел Гавриил и сказал: «Принял Господь Твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь ее Марией.  Через Неё придет Спасение всему миру».

Слайд № 9. Имя Мария означает «Надежда», «Госпожа ». Святых праведных Иоакима и Анну называют Богоотцами. 

Слайд № 10. Богородицу почитают как свою Мать христиане всего мира. Люди называют Её Заступницей, Утешительницей, Неопалимой Купиной, Подательницей ума, Нечаянной радостью, Милующей, Всех скорбящих Радостью. Не сосчитать всех нежных имён, с которыми обращаются христиане к Матери Божией.

 Слайд № 11. Эти имена связаны с явлением людям чудесной помощи Пресвятой Богородицы от Её чудотворных икон. Иконы, посвященные Богородице

Всего явлено (считается) 364 чудотворных образа

Слайд № 12. Иконографические типы:

  • Одигитрия (Путеводительница). 
  • Оранта («Знамение», «Молящаяся»). 
  • Елеуса (Милующая) 
  • Агиосоритисса («Заступница»)
  • Панахранта (Всецарица)

 Слайд № 13. Икона «Неопалимая Купина». История рождения иконы — однажды Моисей, в то время, будучи обычным пастухом, увидел в пустыне вдалеке огонь. Подойдя ближе, пастух увидел чудо – это горел, но не сгорал терновый куст, получивший впоследствии название «Неопалимыя Купины». И вдруг из самого пламени явился сам Господь Бог, который во время разговора дал Моисею наставления о том, как освободить израильтян от египетского рабства. Но самое ценное в этом разговоре было то, что человечество получило Божий завет, десять скрижалей, заповедей, которыми мы пользуемся и до сих пор. Молитвы иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» помогают сохранить ваш дом от пожара. Но самое главное значение этой иконы – помощь Богоматери в наших просьбах о духовном очищении.
Слайд № 14. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в нашем городе.

Слайд № 15. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью, как день всемирной радости. Этот праздник отмечается 21 сентября. 

Воспитатель: Спасибо большое батюшке Алексию за беседу, мы много узнали об этом православном празднике, а в сентябре отмечается ещё одна дата православного календаря - День Святых Зосима и Савватия – покровителей пчеловодства, который празднуется 27 сентября.

Сегодня о развитии пчеловодства в России нам расскажет библиотекарь центральной городской библиотеки.

Слайд № 16. Здравствуйте! Пчёлу считают Божией угодницей, потому что она доставляет не только вкусный и целебный мёд, но и воск на церковные свечи.

Слайд № 17.   К Святым Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Существует даже легенда, что до времени жизни этих святых, на Руси совсем не было пчёл, и что монахи Соловецкого монастыря - Зосима и Савватий принесли эту "божью работницу" из Египта в посохе и тем самым положили начало пчеловодству в нашей стране. Святые почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. 

Слайд № 18.   Посмотрите, пожалуйста, на слайд, раньше собирали дикий мед в лесу (бортничество древних славян), затем пчёл стали «приручать» - переселяли их в улья – специальные домики с сотами (деревянные рамки с ячейками для мёда).

Если было несколько ульев – то это была уже пасека. В былые времена при входе на пасеку обязательно ставили один улей среди других - на нём была икона с изображением Святого Зосимы, а пасечник (работник пасеки) не помолившись, не начинал свою работу. 

Слайд № 19.  В наше время пчеловодство совершенствуется современными достижениями отрасли, но в то же время сохраняются традиции прошлого.

Воспитатель: Огромное спасибо за интересную и познавательную беседу.  Пчёлы очень важная часть природы, но в современном мире при новых технологиях обработки полей пестицидами пчёлам угрожает опасность исчезновения. С целью обратить внимание людей на эту проблему сегодня мы выполним коллективную работу – плакат "Защитим пчелу - защитим планету" в технике аппликации.  У нас получится цветущая и порхающая пчёлками и бабочками планета Земля! Этот плакат будет сначала размещен в группе, затем в центральной городской библиотеке.

- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем.

Слайд № 20. Физминутка. Народная игра «Пчёлы»

Есть в саду пчелиный домик,

Ульем все его зовут.

 Кто живет в нем? Сладкий гномик?

Пчелы, пчёлки в нем живут.

 В этих домиках жильцы

 - Дружные, жужжащие.

И летят во все концы

Сестры работящие.

Что же пчёлка ты летом делала?

Запестрел цветами луг без конца и краю,

Целый день за кругом круг я над ним летаю.

Вот растет ромашек куст,

Там иван-да-марья.

Мне известны наизусть

Всех цветов названья.

Проводится народная игра "Пчелы". Дети делятся поровну на 2 группы - "Пчелы" (мальчики) и "Цветы"(девочки)

Ведущий.

Пчелки, пчелки,

Поверху летят,

Желтые, малые,

Медок собирают. Ж-ж...

"Пчелы"  начинают ловить" цветы". "Пчела", поймавшая "цветок", говорит: "Замри!", и "цветок" стоит на месте, не двигаясь, когда  "пчелы"  переловят все "цветы",  то меняются с ними ролями и игра продолжается.

Практическая часть

Слайд № 21. Показ последовательности выполнения работы: 

1. Выполняем пчёлку - закручиваем желтые усики с помощью деревянной палочки.

Полосатое туловище пчелы выполняем с помощью кругов -  склеиваем черные и желтые круги, начиная с черного круга. В середине – на желтый круг (3 круг по счёту) закрепляем деревянную палочку с помощью двухстороннего скотча. Здесь же, приклеиваем голубые крылья. Затем черный круг.  На голове пчелки закрепляем глаза с помощью  двухстороннего скотча или клея, рисуем карандашом улыбку, приклеиваем с обратной стороны головы пчелки усики. Приклеиваем этикетку с именем и фамилией ребёнка на деревянную палочку.

Слайд № 22. Бабочка – украшаем крылья бабочки большими и маленькими бумажными кругами.

У вас есть 5 картонных кружочков, берем один и рисуем карандашом глаза, улыбку на голове бабочки, приклеиваем усики. Склеиваем туловище из 5 маленьких картонных кругов – сверху голова бабочки. Приклеиваем крылья на туловище – со сложенными крыльями или расправленными.

3. Цветы выполняем с помощью двух заготовок  - помощью карандаша загибаем лепестки – придаём объём цветку. Затем на большой цветок наклеиваем цветок меньшего размера. Наклеиваем серединку желтого цвета.

По мере выполнения, работы размещаются на общей композиции – земном шаре. Размещаем цветы, бабочек и пчелок на общей картине.

Слайд № 23. Практическая совместная деятельность взрослых и детей (15-20 минут). Музыкальный фон 

По мере выполнения, работы размещаются на общей композиции – земном шаре.

Воспитатель:

Итог. Какой замечательный, очень красивый получился у нас плакат! Приглашаем Вас полюбоваться картиной.

Воспитатель:

-  Эй, пчела! Где ты была?

Пчела: Тут и там.

Воспитатель:

- Где летала?

Пчела: По лугам

- Что ребятам принесла?

Пчела: Вот и мёд, вот и пряники медовые, сладкие, душистые - угощение для ребят!


Завершение мероприятия:

 Воспитатель: - Уважаемые родители и дети! Наша встреча подошла к завершению. Спасибо Вам за ваше активное участие в проведении мероприятия, за создание чудесного плаката, которая украсит вашу группу, а далее будет размещена в библиотеке нашего города.

Слайд № 24.  До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Даренка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

При поддержке международного открытого грантового конкурса

«Православная инициатива 2018-2019»

Сценарий мероприятия «Покров Пресвятой Богородицы»

проекта «Православный календарь Даренки»

по духовно-нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

Лопаева Галина Александровна

воспитатель

г. Лесной
2019


Сценарий № 5. Мероприятие «Покров Пресвятой Богородицы»

        

Дата праздника православного календаря: 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы.

Цель: Приобщение к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций русской Православной Церкви средствами духовного просвещения, организации познавательно-творческих мероприятий.

Задача: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры и педагогики, формирование представлений о формировании личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры).

Материалы для каждого ребёнка и родителей: кисть (пони) № 3, № 4, акварельные краски, белая ткань х/б 20х20 для росписи, фартуки, клеенки на столы, влажные салфетки.

Материалы для партнера православной организации: слайд-презентация, магнитно-маркерная доска, ноутбук.

Материалы для социальных партнёров (библиотекарь центральной городской библиотеки): павловопосадские платки, дымковская игрушка, городецкие досочки, хохломская посуда, образцы росписи платочков, схемы для росписи, кисть (пони) № 3, № 4, акварельные краски, веб-камера, слайд-презентация, магнитно-маркерная доска, ноутбук.

Ход мероприятия:

Слайд № 1. Воспитатель, руководитель проекта:

- Здравствуйте! Рада приветствовать Вас на очередном мероприятии по проекту «Православный календарь Дарёнки».

- Скажите, пожалуйста, вам знакомо слово «Покров»? 

- Какие слова похожи на это слово? (Покрывало, укрыть, накрывать, кровля, покрытие). 

- «Покров» – от слова «Покрывало», «Покрывать» - т.е. защищать.  Сегодня, о светлом церковном празднике «Покров Пресвятой Богородицы» нам расскажет батюшка Алексий.

Слайды № 2, 3. 

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в Х столетии. В 910 году вражеское войско окружило город Константинополь (Турция). Городу угрожало разрушение, а жителей враги хотели захватить в рабство. И люди взмолились Богородице о помощи и защите. По преданию, горожане во время своей молитвы, стали свидетелями чудесного явления Божией Матери - Пресвятая Богородица спустилась с небес в окружении ангелов и святых, и, преклонив колена, молилась о спасении людей. Голова Девы Марии была покрыта широким покрывалом (покровом), которое она сняла после молитвы и держала над всеми верующими, — в знак защиты и покровительства.  Поднялась сильная буря, затопившая все вражеские судна - враги отступили, а жители Константинополя остались целыми и невредимыми - и это чудо стало знаком заступничества и утешения для людей. 

Слайд № 4.  Православные верят, что Богородица оберегает их, накрывая своим покровом. Божественный покров или омофор Богородицы – это символ защиты и покровительства тех, кто обращается к Ней с молитвой.

Слайд № 5. На Руси почитание Покрова Пресвятой Богородицы началось с 12-ого века при князе Андрее Боголюбском. В память о явлении Богородицы князь Андрей установил праздник и возвёл храм Покрова на реке Нерли в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает землю Русскую под  Свой омофор, Свою защиту. 

Слайд № 6.  Самый известный посвященный этому празднику храм – Покровский собор на Красной Площади (известный как храм Василия Блаженного), построенный по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года.

Слайд № 7. Символом праздника стала Владимирская икона, которая защищала воинов во время нападения врагов.

Слайд № 8. Явление Покрова Пресвятой Богородицы связано с одной из самых ярких и героических страниц в истории казачества. В 1641 году, в самые трудные дни войны с турками, отбив множество атак, донские казаки уже исчерпали все силы к сопротивлению и готовились к поражению.

Слайд № 9. Но им был явлен образ Пресвятой Богородицы с омофором (покровом), оказавшийся счастливым предзнаменованием -  именно в преддверии праздника Покрова турецкая армия сняла 4-х летнею осаду крепости и ушла от города Азова. Враги отступили, а праздник Покрова стал наиболее почитаемым среди казаков.

Слайды № 10, 11. Важным обрядом у казаков испокон веков были проводы в армию. Пойти служить в армию для казака всегда было делом чести. Ведь в истории России не было ни одной военной кампании, в которой не участвовали бы казаки.

Слайды  12, 13.  (демонстрация символов казачества: оружие, форма)

Слайд № 14.  Воспитатель: Благодарим батюшку Алексия за познавательную беседу о празднике Покрова Богородицы, спасибо!

- А сейчас о народных традициях праздника нам расскажет библиотекарь центральной городской библиотеки. 

Слайд № 15. - На Руси праздник Покров издавна связывали с началом зимы – в этот день очень часто выпадал первый снег, и земля покрывалась снегом,  как снежным покровом-покрывалом.

Слайд № 16.  С Покрова наступала пора осенних свадеб, так что само слово «Покров» связывали и с обычаем покрывать девушкам голову свадебной фатой, а после замужества платком.

- Ребята, что такое платок? Платок – это головной убор квадратной формы, шаль – это платок большого размера, с красивой бахромой по краям (демонстрация платка и шали).

- Платок не только защищает от ветра и холода, он ещё и украшает. Почему?  Какой он? (Нарядный, яркий).

Слайд № 17.  Да, ребята, красивый платок был всегда самым желанным подарком для русской женщины. Таким подарком выражали свою любовь и внимание, а купить платок можно было на ярмарке.

Воспитатель:

Слайд № 18.  - Ребята, а как вы думаете, что такое ярмарка? (базар, рынок) - это большой базар с торговыми рядами, где можно было купить красивые предметы быта, кухонную утварь и игрушки, изготовленные руками мастеров. Вот и мы с вами отправимся сейчас на Покровскую осеннюю праздничную весёлую ярмарку! (аудиозапись народной весёлой музыки).

1 ребенок:  

Собирайся, народ,

У нас ярмарка идет.

А на ярмарке что есть,

Нам всего не перечесть.

Слайд № 19. 2 ребенок:

          Принесли мы вам с капустой пироги

          Пряники, коврижки, калачи и пышки!

Слайд № 20. 3 ребенок:

          Посуда наша для щей и каши!

          Не бьется, не ломается, порче не подвергается!

Слайд № 21. 4 ребенок:

         Не выходит из ума золотая хохлома-

         Чародейка – мастерица, как волшебная Жар – Птица

Слайд № 22. 5 ребенок:

          А вот платки расписные, посадские!

          Можно сказать даже царские!

Спасибо нашим зазывалам, садитесь, пожалуйста.

Слайд № 23. Библиотекарь: - Эти шали делают в городе Павловский Посад, поэтому они называются Павловопосадские. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

 Слайд № 24.  Воспитатель: - Предлагаем девочкам, мамам и бабушкам пройти к торговому ряду и примерить шали и платки – и завязать их по-разному. Посмотрите на слайд с вариантами завязывания и ношения платка. Весёлая народная музыка.

Библиотекарь: - Носили платки не только на голове, но и на плечах. А иногда даже сложенным на руках, как украшение. Посмотрите, какими нарядными стали у нас девочки, мамы и бабушки -  украсили их павлопосадские шали! А теперь разверните, пожалуйста, платки, чтобы мы могли их рассмотреть и полюбоваться.

Слайды № 25, 26, 27. Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, какими цветами украшены шали и платки? На ярком фоне платка рассыпаны…  (дети называют – розы, ромашки, незабудки…) букеты из роз, георгинов, пионов, лилий -  будто мы оказались на сказочной поляне.  Спасибо нашим моделям, присаживайтесь, пожалуйста.

Слайд № 28.  Ярмарка – это не только торговля, это ещё и весёлый праздник, с вкусными угощениями и потешными представлениями.

6 ребенок:

          Наша ярмарка с добром пришла!

          Для кого – с пряниками, пирогами и орехами,

          А для кого – с песнями, плясками и потехами.

А сейчас, мы с вами поиграем. Физминутка. Игра с платочком

Во время игры фоном звучит русская народная мелодия.

Слайд № 29.  Библиотекарь: - Раньше, с Покрова дня начинались вечерние посиделки, так как урожай был собран, поля убраны, и люди могли отдохнуть и заняться домашней работой – вышиванием, прядением и другими рукодельными работами.

Слайд № 30.   Воспитатель: - Из современных традиций празднования Покрова известен семейный обычай дарить праздничные головные платки для посещения храма.

Сегодня мы с вами окажемся на покровских посиделках - и для мам, бабушек и девочек тоже сделаем подарок – украсим цветами платочек.

Слайды № 31, 32, 33.  Показ-объяснение практической деятельности

- Прежде чем начать рисовать листья и цветы, нужно придумать композицию, определиться - какие цветы вы будете рисовать - ромашку, розу, василёк, мак, георгин, пион, лилию, тюльпан (схемы изображения цветов на доске) и  как они будут располагаться на платочке (рассматривание схем композиций).

 Слайд № 34. Может, вы нарисуете только один крупный цветок.

- Рисовать будем акварелью по ткани. Акварель хорошо расплывается по ткани, образуя пятна. Перед тем, как взять краску другого цвета нужно обязательно хорошо промывать кисть, лишние капли воды убирать о край баночки.

Начинаем рисовать с центра платочка –  ставим пятно-серединку цветка, затем рисуем контур лепестков концом кисти, потом лепестки закрашиваем, Форма лепестков может быть круглой, овальной, зубчиками, в зависимости от того, какой вы выбрали цветок – ромашку, розу, василёк, мак, георгин, пион, лилию, тюльпан (схемы изображения цветов на доске).  Рисуем листья,  тонкой кистью усики, стебельки.

По углам и сторонам платка рисуем маленькие цветы, можно способом примакивания.

Самостоятельная практическая совместная деятельность взрослых и детей

 Под аудиозапись русских народных мелодий, дети и взрослые рисуют. В процессе работы, педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. По мере выполнения работы, расписанные платочки размещаются на магнитно-маркерной доске - выставке «Русская ярмарка».

Итог: Ваши подарки-платочки получились красочными, радостными и разноцветными как настоящие цветочные полянки. Молодцы!

Завершение мероприятия:

 Воспитатель: -  Уважаемые родители и дети, наша Покровская ярмарка заканчивается и хочется всем пожелать, чтобы зима у вас была такой же сытной и веселой, как наша ярмарка.   

Библиотекарь: Спасибо Вам за ваше активное участие в проведении мероприятия, за создание чудесной выставки, которая украсит вашу группу, а далее будет размещена в городской библиотеке.

Слайд № 35. Воспитатель: Обычно на праздничных ярмарках всех детей угощали сладостями. Приглашаем всех на угощение в групповое помещение! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Даренка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

При поддержке международного открытого грантового конкурса

«Православная инициатива 2018-2019»

Сценарий мероприятия «Архангел Михаил – защитник добра и света»

проека «Православный календарь Даренки»

по духовно-нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

Лопаева Галина Александровна

воспитатель

г. Лесной
2019


Сценарий № 6.

Мероприятие «Архангел Михаил – защитник добра и света»

Дата праздника православного календаря: 21 ноября – День Архангела Михаила.

Цель: Приобщение к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций русской Православной Церкви средствами духовного просвещения, организации познавательно-творческих мероприятий.

Задача: Воспитывать у детей духовно-нравственные чувства: сопричастности к культурно-историческому наследию своего народа, уважения к православным традициям посредством ознакомления с православными праздниками, совместной с родителями художественно-творческой деятельности.

Материалы для каждого ребёнка и родителей: клей-карандаш, ножницы, силуэты щита разной формы из цветного картона для аппликации, цветная бумага, раскраска А4 с изображением богатыря, клеенки на столы.

Материалы для партнера православной организации: слайд-презентация, ноутбук.

Материалы для социальных партнёров (библиотекарь МБУ «ЦГБ им. П. П. Бажова»): атрибуты для игровой программы «Богатырские забавы» (меч, шлем, щит, плащи), клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, раскраска А4 с изображением богатыря, образцы аппликативного украшения щита богатыря из цветного картона, слайд-презентация, магнитно-маркерная доска, ноутбук.

Ход мероприятия:

Слайд 1 Воспитатель:

- Здравствуйте! Рада приветствовать Вас на очередном мероприятии по проекту «Православный календарь Дарёнки».

Слайд 2

Зло с добром живут на свете.
Это знают даже дети

- Ребята, как вы думаете, что такое Добро и Зло? Добро и зло - это наши дела и поступки. Давайте, сейчас подберём слова к понятиям «добро» и «зло».  На доске изображения - две чаши - «добро» и «зло» - нужно в каждую «собрать» добрые и недобрые «поступки» - «ссориться», «упрямиться», «капризничать», «мириться», «заботиться, «защищать», «помогать», «любить», «дружить», «говорить добрые и вежливые слова», «делиться», «сочувствовать», «жалеть», «прощать».

Слайд 3   Посмотрите, добрых дел намного больше, а это значит, что добро в нас всегда победит. Доброта, наши добрые слова и поступки - это и есть надёжный щит, который мы можем поставить на пути зла.
          Сегодня, о том, как появилось добро и зло нам расскажет батюшка Алексий.

Слайд 4   21 ноября – большой православный праздник – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Собор – это соединение всех Небесных Сил бесплотных - святых ангелов. Ребята, а кто такие ангелы, как вы думаете? (ответы детей) Прежде чем сотворить весь видимый мир и человека, Бог сотворил небо. «Небо» - это духовный, невидимый мир, где живут Ангелы. Ангелы – невидимые для нас духовные существа, которые служат Богу и исполняют Его поручения. 

Само слово «Ангел» означает «вестник». Вестник – это тот, кто приносит весть, известие, новость. Бог посылает ангелов служить людям, приносить им вести из духовного мира. Ангелы бессмертны и невидимы для нас. Святых ангелов изображают с крыльями в знак того, что они летают, быстро исполняют волю Божью.

Чем соединены Ангелы? Стремлением к Богу, служением Ему, послушанием Ему и безграничной любовью к своему Создателю. Архангел Михаил («архи» -  старший, главный) - главный борец против зла, существующего в мире. Отсюда церковное «имя» – архистратиг, то есть старший воин, военачальник.

Слайды 5, 6 На иконах его изображают в грозном и воинственном виде: в руке огненный меч или копьё. Под ногами поверженный им дух злобы. С кем же воюет этот отважный предводитель?

Слайд 7   Все ангелы были сотворены Богом добрыми. Но однажды один из ангелов (Денница) возгордился своей силой, не захотел исполнять Божью волю, а захотел стать равным Богу и многих ангелов увлек за собою. И началась на небе битва между добрыми и злыми ангелами. Воинство добрых ангелов возглавил Архангел Михаил. Злые ангелы были побеждены и изгнаны с небес, они лишились света, радости и стали тёмными духами.

Так на Земле появилось Добро и Зло. И до сих пор эта война добра и зла не прекращается - поверженные духи внушают людям злые мысли, вредят, подталкивают их на плохие поступки. Святые ангелы и самый главный ангел – Архангел Михаил охраняют нас, помогают нам делать добро.

           

1-й ребёнок:

Обходи дорогу зла,
Стань союзником добра

2-й ребёнок:

А добро всегда всё может.
В трудный час в беде поможет

3-й ребёнок:

Руку даст, плечо подставит,
И на добрый путь наставит.

        Встреча-беседа с военными: «Каким должен быть защитник Родины» 

         

Слайд 8   Архангел Михаил почитается как небесный покровитель воинов – защитников Родины.

Слайд 9 - Ребята, кто такой защитник Отечества? Кого можно назвать защитником Отечества? (ответы: защитник Отечества – это тот, кто защищает наш дом, оберегает границы нашей Родины, всегда стоит на страже мира и порядка. Это воин, патриот своей страны, настоящий военный).

             - Каким должен быть этот человек? Какими качествами он должен обладать? (Выбрать карточки и разместить около изображения солдата)

Он - смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, сильный, ответственный, умный, добрый, честный, решительный, надёжный, выносливый, всегда заступается за слабых, крепкий, сильный, находчивый, быстрый, ловкий, волевой, отважный, мужественный,

  - Правильно, ребята, военные должны обладать всеми этими качествами, чтобы защищать нашу Родину. Защитник Отечества это тот, кто любит свою Родину и готов встать на её защиту. Это верный и преданный Родине человек – патриот.

Батюшка Алексий.

Слайд 10, 11 Желаю всем крепкого здоровья, защиты, покровительства Архангела Михаила, пусть Он поможет стать ребятам настоящими защитниками нашей Родины.

Воспитатель: Благодарим батюшку Алексия за познавательную беседу, мы узнали много нового об этом празднике, спасибо!

                  - Ребята, границы нашей Родины защищают военные, а раньше, в давние времена, кто же стоял на страже земли русской?  Дети. Богатыри. 

Слайд 12   Правильно, ребята, на границе древней Руси были созданы заставы с богатырскими дружинами. А, сейчас о русских богатырях нам расскажет библиотекарь центральной городской библиотеки.

- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, каких самых главных русских богатырей вы знаете? Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Правильно, ребята, это богатыри – очень сильные люди, настоящие герои, об их подвигах и доблестной славе слагались былины и легенды.

4-й ребёнок: Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

                Алеша, и Добрыня, и Илья

Ребята, скажите, в былинах, известных вам, от кого защищали богатыри землю нашу русскую?  Дети: Ответы (от Змея-Горыныча, Тугарина-змея, Соловья-разбойника).

Слайд 13   Фонограмма СВИСТ

Появление Соловья разбойника

Соловей-разбойник: Что-то русским духом пахнет. Ишь, ты сколько молодцев в мой дремучий лес забрело! Что расшумелись — спать мне не даёте? Кто такие? Чего собрались?

Воспитатель: Мы изучаем историю нашей Родины. А надумаешь нас одолеть, Соловей – разбойник, не получится у тебя ничего! 

Соловей-разбойник: Ну что ж, испытаю я вашу силушку. Посмотрим, кто сильнее, да ловчее будет.

Слайд 14   Библиотекарь:

Ребята, в стародавние времена, существовал на Руси обычай - посвящение в воины. Для этого проводили для мальчиков состязания – БОГАТЫРСКИЕ ЗАБАВЫ, где каждый мог показать свою силу, удаль, отвагу да смекалку.

А, теперь, ребята, вы станете храбрыми богатырями. Слушайте внимательно, отвечайте только «да» или «нет». 

Игра «Да» и «Нет». 

Наша родина сильна?  (да)
И у нас она одна?  (да)
На Руси богатыри есть?  (да)
Им всегда хвала и честь?  (да)  
Илья Муромец герой?   (да) 
Он был самый молодой?  (нет)  
Соловья он победил?  (да)  
Из автомата подстрелил?  (нет) 
Алеша Попович тоже герой?  (да) 
Он сильный, смелый, молодой?  (да) 
Тугарина-змея в бою победил?  (да) 
На 
танках боролись богатыри с врагом?  (нет) 
Они воевали с мечом и копьем?  (да) 
Добрыня Никитич был слабым и хилым?  (нет) 
Он змея-Горыныча сумел победить своей силой?  (да) 
Гордимся мы нашими богатырями?  (да) 
Хотим ли быть такими же сами? (да)

Богатырские задачки.

Молодцы, ребята! А, для того, чтобы состязаться, нужно сначала вооружиться и надеть доспехи - отгадаем загадки богатырские:

1.  Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (Меч)   Слайд 15 

2.  Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (Щит) Слайд 16 

3. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец, который защищал тело богатыря (Кольчуга) Слайд 17 

4. Как назывался головной убор богатыря? (Шлем) Слайд 18 

Слайд 19   Молодцы, ребята, хорошо вооружились, а теперь разделимся на два отряда: «Витязи» и «Богатыри» (одевают командиров - 2 детей в шлем, плащ). 

-  Каждой команде нужно помочь «вооружить» своего командира - «добыть» меч-кладенец, пройдя через испытания.

Соловей-разбойник: 

Ну, коли так, разудалы добры молодцы!

Делите-ка вы соратников ваших на две дружины славные!

 (команды строятся друг напротив друга)

Приветствие команд (командиры читают)

 «Витязи»:

Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей

И на честный поединок

Мы зовём богатырей!

 «Богатыри»:

Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» — привет!

Забава «Верёвочка»

Соловей-разбойник:

Что ж, богатыри, внимание,

Начинаем состязания!

Для начала разомнитесь,

По веревочке пройдитесь.

Положить на пол веревку. Ребенок должен по ней пройти, расставив руки в стороны.

Забава «Проскачи на коне»

 Соловей-разбойник: 

Не удержать богатырей,

Вмиг вскочили на коней!

Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

(каждый участник скачет на «коне» до «кургана» и обратно, передавая «коня» следующему участнику. Побеждает дружина, которая быстрее выполнит задание, не сбив кегли)

Забава «Пройди болото» 

Соловей-разбойник: 

Вдруг болото на пути,
Не проехать, не пройти, 
А Я - Разбойник Соловей, 
Распугал вам всех коней. 

(каждый участник переходят с одной «кочки» на «другую», передвигаясь таким образом в другой конец помещения). 

Соловей:

Вот и подошли к концу наши состязания.

Показали вы нам свою силушку богатырскую, удаль молодецкую. Каждая команда достойна получить награду – меч!

Не перевелись еще богатыри на Руси! Не бывать врагу на земле русской, раз такие добры молодцы на ней подрастают! До свидания, ребята!

Слайд 20

Библиотекарь:

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины своей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Дети и взрослые присаживаются за столы.

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы! - помогли вооружиться своим командирам и получить меч, а теперь посмотрите на своих богатырей,  которые изображены на листках бумаги, каких доспехов им не хватает? Ответ (Щита)

Слайд 21 Правильно, ребята, чтобы защититься от врага - нужен щит.

Творческая мастерская: "Щит русского воина" (аппликация)

- Сейчас мы выполним в технике аппликации яркий и красивый щит.

Показ последовательности выполнения поделки:

  1. Выполняем узор по замыслу, такой, какой вам захочется с помощью деталей: если квадрат повернуть - получится ромб. Круг и квадрат можно разрезать, получая другие формы. Маленький квадрат можно получить, если разрезать полоску. Из маленького квадрата. Можно сделать маленькие треугольники.
  2. Размещаем детали на основе, составляя узор. Затем наклеиваем. Приклеиваем щит на основу.
  3. Приклеиваем щит на рисунок.

Самостоятельная практическая совместная деятельность взрослых и детей

(15-20 минут). Музыкальный фон.

В процессе работы, педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. По мере выполнения, работы размещаются на магнитно-маркерной доске.

Итог. Какие замечательные, очень красивые получились у вас работы! Приглашаем Вас полюбоваться на выставку. 


Завершение мероприятия. 

Воспитатель: Уважаемые родители и дети! Наша встреча подошла к завершению. Спасибо Вам за ваше активное участие в проведении мероприятия, за создание чудесных работ, которые украсят вашу группу, а далее будут размещены в городской библиотеке.

Слайд 22.  До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Даренка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

При поддержке международного открытого грантового конкурса

«Православная инициатива 2018-2019»

Сценарий мероприятия «Готовимся к Рождеству»

проекта «Православный календарь Даренки»

по духовно-нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

Лопаева Галина Александровна

воспитатель

г. Лесной
2019


Сценарий № 7

Мероприятие «Готовимся к Рождеству»

        

Дата праздника православного календаря: 7 января – Рождество Христово.

Цель: Приобщение к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций русской Православной Церкви средствами духовного просвещения, организации познавательно-творческих мероприятий.

Задача: Ввести участников проекта в круг православного календаря: познакомить с историей и традициями православных праздников посредством духовно-просветительских бесед, досуговых мероприятий, совместной творческой деятельности.

Материалы для каждого ребёнка и родителей: синтепон, клей-карандаш, ножницы, нитки, пушистая проволока, украшения (бусины, стразы декоративные, пайетки), салфетки, клеенки на столы.

Материалы для партнера православной организации: слайд-презентация, ноутбук.

Материалы для социальных партнёров: образец поделки, синтепон, клей-карандаш, ножницы, нитки, пушистая проволока, украшения (бусины, стразы декоративные, пайетки), салфетки, клеенки на столы, слайд-презентация, ноутбук.

Ход мероприятия:

Слайд 1 Воспитатель - Здравствуйте! Рада приветствовать Вас на очередном мероприятии по проекту «Православный календарь Дарёнки». 

- Ребята, у каждого из вас есть свой день рождения, вы любите свой день рождения? Что происходит в этот день? (ответы). А почему поздравляют в этот день именно вас? Потому что именно в этот день вы родились – это ваш день рождения, и каждый год вы его отмечаете. Все близкие в этот день радуются, что вы появились на свет и поздравляют вас с этим событием.

Слайд 2,3  А сегодня о великом событии – дне рождения  Иисуса Христа нам расскажет батюшка Алексий.
 - Здравствуйте, ребята. Этот чудесный день рождения Бога Иисуса Христа отмечает не кто-то один, а все христиане земли – это настоящее торжество, праздник, который называется Рождество Христово. Дети, а что означает слово Рождество? (ответы). Рождество – это праздник, в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 6 на 7 января. 

- Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?  Матерью Иисуса Христа была Дева Мария. Мы уже знакомились с историей её жизни, когда отмечали  православные праздники «Рождение Богородицы»  и «Покров Богородицы». Сегодня вы узнаете историю рождения Иисуса Христа.

Слайд 4  БЛАГАЯ ВЕСТЬ

Мария воспитывались и жила при храме. Когда воспитание закончилось, ей исполнилось 14 лет. По закону древних иудеев девушке не положено было жить одной, но Мария не хотела выходить замуж, так как обещала служить Богу. Она обручилась со старцем Иосифом, который стал ей вместо отца.

Однажды Господь послал своего ангела к Марии с благой вестью, что она родит Сына Самого Бога, который спасет мир, и назовут его Иисус Христос. Этот день принято отмечать как праздник Благовещение.

В те времена император Египта решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях, для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где жили его предки. Иосиф с Марией отправились из Назарета в Вифлеем, где родился их предок царь Давид.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось места для ночлега. Тогда отправились они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера
- вертеп. В непогоду в пещере скрывались в местные пастухи со своими отарами овец и коров. И вот в этой пещере зимней ночью с 6 на 7 января родился Иисус Христос – и тотчас на небе вспыхнула самая яркая восьмиконечная Вифлеемская звезда. Божия Матерь спеленала Младенца и положила его в ясли - деревянное корытце. Слайд 5
Слайд 6  ВЕСТЬ АНГЕЛА ПАСТУХАМ

Первыми узнали об этом пастухи, они пасли овец недалеко от пещеры, и вдруг они увидели в небе ярчайшую звезду и перед ними появился ангел. «Я принес вам радостную весть — сказал ангел - родился Иисус Христос, обещанный Богом спаситель мира. Идите к пещере и там найдете Божественного Младенца».

Когда же ангел исчез, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.  

Слайд 7  ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Пророки давно предсказывали о рождении Спасителя в Вифлееме. В это время три восточных мудреца - волхвы увидели, что на небе зажглась новая, яркая звезда, и поняли, что родился сын Божий. Они отправились в Вифлеем, чтобы поклониться Ему. Звезда указывала им путь, так, пришли они в пещеру и положили перед Ним самые драгоценные дары востока: золото, ладан и смирну (душистое масло). Слайд 8

Слайд 9   Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества – именно с этого времени ведётся наше летоисчисление. С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.

Рождество Христово – день, когда в мир вошел Христос с любовью. Это день всепрощения, день светлых чувств. День, когда нужно всех любить. И наши дары, с которыми мы можем придти к этому празднику – это наши добрые дела, доброе отношение ко всем людям. Мне очень хочется, чтобы знакомство с этим светлым праздником сделало бы всех нас хоть немного лучше, добрее, терпимее, милосерднее. Чтобы мы всегда помнили, для чего пришел в наш мир Сын Божий – Спаситель!

Воспитатель. Благодарим батюшку Алексия за познавательную беседу, мы много нового узнали о празднике Рождества Христова, спасибо!

А сейчас о народных традициях праздника нам расскажет главный библиотекарь зала новых информационных технологий городской библиотеки.

Слайд 10  -  Здравствуйте дети! Праздник Рождества любят, его ждут, к нему начинают готовиться заранее. В Рождественскую ночь в храмах до самого утра проходили самые торжественные службы. Канун Рождества называется Сочельником. В сочельник ждали появления на небе первой звезды – эта традиция навеяна историей Рождества с Вифлеемской звездой, оповестившей мир о рождении Мессии, а затем подавалось на стол праздничное угощение, и обязательным блюдом было - сочиво (это вареные зерна пшеницы с медом).

Слайды 11,12,13 От Рождества до Крещения  - в святочные дни, дети и молодёжь устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. Когда родился Иисус Христос, в небе зажглась яркая звезда. Поэтому исстари в праздник Рождества принято было ходить со звездой и славить Христа. А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Валенки».

Для игры нужны двое детей. Перед ёлкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.

В Святки не только колядовали, а ещё показывали вертеп - спектакль о рождении Иисуса Христа.

Слайд 14  Вертеп  - это изображение пещеры с младенцем в яслях, вокруг него Мария, Иосиф, пастухи. Тут же фигурки, изображающие осла и быка. Показывается целое действие – рассказ о рождении Иисуса Христа, поклонении ему пастухов и волхвов. Этот обычай еще сохранился в некоторых западных странах. А мы покажем вам сейчас теневой спектакль «Под Рождественской звездой».

Воспитатель. Огромное спасибо всему коллективу библиотеки за прекрасный спектакль!
Слайд 15  - Ребята, одним из символов Рождества является ангел. Слово «ангел» означает «вестник».  Вестник – это тот, кто приносит людям весть, известие, новость.

- Как выдумаете, от кого передают вести ангелы? (ответы) Конечно же, от Бога.

- Ребята, скажите мне, можно видеть ангелов? (ответы детей).

- А вот ангелы видят нас и слышат, и помогают нам. Каждому человеку при крещении Богом посылается Ангел Хранитель, который будет помогать вам всю вашу жизнь. Он – ваш первый защитник, заступник и помощник в ваших добрых делах. Ангел хранитель, или небесный покровитель даётся ребёнку по дате рождения. А кто является покровителем вашего ребёнка взрослые могут узнать из памятки, которая лежит у вас на столах.

- Святых ангелов изображают на иконах и на картинках в книгах. Изображают их с крыльями в знак того что они летают, быстро исполняя Божью волю.

- А, вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?

- Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное и доброе желание, которое он обязательно исполнит.

- Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелочек? Сегодня мы выполним оберег–защиту в виде ангелочка, а потом его можно подарить своим близким и друзьям. Ведь рождественские подарки от близких людей самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

Слайд 15  Практическая часть

Показ последовательности выполнения поделки:

1. Выполняем голову ангелочка - в центр прямоульника синтепона кладём в кусочек синтепона, складываем синтепон пополам, формируем шарик-голову и завязываем ниткой.

2. Выполняем рукава – делаем ножницами надрез по обеим стронам прямоугольника синтепона до головы –завязываем ниткой кончики рукавов –получаются ручки.

3. Выполняем туловище - закругляем с помощью ножниц края прямоугольника. Края верхней половинки загибаем внутрь – получается туловище.

4. Из другой половинки формируем крылья.

5. Теперь накладываем сверху головы волосы, закрепляем английской булавкой, из блестящей золотой пушистой проволоки выполняем кольцо – нимб и надеваем на голову ангелочка.

6. Украшаем с помощью блестящей проволоки, пайеток фигурку ангела.

Художественно-продуктивная деятельность детей и взрослых.

Музыкальный фон.

В процессе работы, педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. По мере выполнения работы, поделки размещаются на выставке.

Итог. Как хорошо у вас получилось, какие замечательные ангелочки! Сразу видно, что вы вложили в свою работу кусочек своей души, тепла, усердия. Пусть же этот оберег Ангелочек бережёт и хранит вас от всякого зла, разных несчастий и помогает делать добро.

Эта замечательная выставка сначала будет размещена в библиотеке нашего города, а затем украсит вашу группу в детском саду.

Завершение мероприятия. Уважаемые родители и дети, наш проект подошёл к завершению, благодарим всех за активное участие и сотрудничество в проведении мероприятий. Желаем Вам счастья, здоровья и поздравляем всех с предстоящим великим праздником Рождества Христова!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с родителями

Материал заимствован, немного переработан для участия мам воспитанников. Огромное спасибо истинному автору! Мамам очень понравилась такая форма проведения встречи с родителями....

Сценарий мероприятия с родителями: КВН «Сказки Пушкина». Мероприятие для детей и родителей подготовительной группы ко Дню семьи.

Показать родителям и гостям успехи детей в художественном творчестве. Содействовать взаимодействию взрослых и детей. Доставить радость от совместной деятельности....

Сценарий праздника "Нам года - не беда" посвященный Дню пожилого человека (номинация "Лучший сценарий мероприятия")

Сценарий праздника "Нам года - не беда" посвященный Дню пожилого человека (номинация "Лучший сценарий мероприятия")...

Сценарий праздника народного календаря "Синичкин день."

Познавательно – творческий проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей дошкольного,школьного возраста и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции &l...

Сценарий развлечения "Синичкин календарь" для детей старшей группы

Задачи:Продолжать развивать интерес детей к миру природы.Закреплять представления о чередовании времен года.Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров....

Сценарий праздника "Волшебный календарь осени"

Цели и задачи:закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр;развивать музыкально-творческие...