Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми
статья
В последнее время воспитатели и родители все часще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило выражается в неумении находить подход к собеседнику, правильно реагировать и выражаь свою симпатию к нему. Отмечаются сложнсти в умении сопереживать и родоваться успеху другого человека и это пиводит к разного рода конфликтам и непониманию сверстниками друг друга. В статье раскрывается методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста, ведь дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Ступакова В.И.,
старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №85 Приморского района
Санкт-Петербурга
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте,
отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку.
В последнее время воспитатели и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать контакт со сверстниками, согласовывать собственные действия в процессе любой деятельности, правильно реагировать и выражать свою симпатию к сверстнику; отмечаются сложности в умении
сопереживать и радоваться успеху другого человека и это приводит к различного рода конфликтам и
непониманию сверстниками друг друга.
Предпосылки для развития нравственных чувств ребенка возникают очень рано. Восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью нервной системы, способствуют формированию характера, основы которого закладываются в первые пять лет жизни. Впечатления, которые получает ребенок в эти годы, оказываются наиболее глубокими, многие из них остаются в чувствах и сознании человека на всю жизнь.
Освоение норм морали опирается на чувства ребенка, которые формируются под влиянием окружающих его людей с самого раннего детства.
Педагоги и психологи указывают на проявления реакций общения ребенка уже в первые месяцы его жизни, когда у младенца во время бодрствования проявляется чувство радости от общения со взрослым. Проявление положительных эмоциональных реакций в общении со взрослыми имеет важное значение для развития чувств ребенка.
Отсутствие условий для возникновения этих реакций вызывает задержку эмоционального, нравственного, речевого, умственного и физического развития детей (Н.М.Аксарина - педагог, профессор, М.И.Лисина – детский психолог)
Методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста.
В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста.
Главное направление - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (поблагодарить, попрощаться, поздороваться).
Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, и тем более, подкреплять эти действия положительной оценкой. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше.
К полутора годам у детей отчетливо проявляется сопереживание радости, а затем уже сопереживание горю.
На третьем-четвертом году жизни дети, под влиянием чувств, переживаний, связанных с похвалой или порицанием взрослого, могут даже изменить свое поведение.
Нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются под влиянием окружающих.
Искреннее отношение взрослых к кому-либо или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах.
В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно, начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении (ситуации могут быть смоделированы педагогом, либо взяты их песенок, потешек, сказок).
На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе в возрасте 4-5 лет (средняя группа) происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей.
Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.
Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация выработки практических навыков поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, развивает навык «чтения эмоций» («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»)
В условиях целенаправленного педагогического процесса чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения между детьми приобретаются в старшем дошкольном возрасте.
У старших дошкольников начинают формироваться начала трудолюбия, любви к Родине.
Формируясь под влиянием воспитания, чувства детей, проявляются не только в играх, но и в такой эмоциональной деятельности, как детское рассказывание. В рассказах детей преобразуется и получает отражение их опыт. В них дети выражают свое отношение к тем или иным явлениям действительности.
Наиболее действенными в обогащении представлений детей и начал их патриотических чувств являются художественная литература и изобразительное искусство. В этом возрасте уже можно обучать решению вербальных логических задач: как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша? Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте. Оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. .
Дети этого возраста воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и мультфильмов. .
Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «хороший» и «красивый» у детей очень сближены – красивы герой не может быть плохим. Недоброжелательное отношение у детей в этом возрасте чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности.
Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направлена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для ребенка остаются оценка взрослого и его пример. .
Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя. Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии:
-переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»); .
-переживание – утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу»); .
-переживание – действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»); .
Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность
к реальному «переживанию – действию». Формировать у детей умение сочувствовать следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы являются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.
Целесообразны с детьми старшего дошкольного возраста этические беседы, содержанием которых могут стать: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений, произведения изобразительного искусства.
Требования к этической беседе: опора на жизненный опыт детей, соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту, конкретность обсуждаемой ситуации, наличие ситуации выбора и противоречий, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы, не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, приучать делать их самостоятельно.
Выбор формы этической беседы и места её проведения зависит от её темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако, всегда необходимо выстраивать беседу так, чтобы это действительно была беседа, т.е вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаключения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоминать.
Этическая беседа может состоять из трех частей:
* сначала дети слушают короткий или рассказ, или разыгрывают сценку;
* потом обсуждается мораль;
* потом проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.
Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.
Важной частью педагогической работы является предоставленная детям возможность упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым с помощью соответствующих ситуаций (подготовка подарков друг другу к дню рождения, забота о заболевшем, уход за растениями и т.д.).
На этом этапе главной становится работа по формирование «переживания – действия». («Как ты поздравишь Наташу с днем рождения? Какие хорошие слова ты ей скажешь?»).
Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя, который может увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, выражая ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступку, явлению, факту.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания.
При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество.
Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная её характеристика, но процесс этот сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...
Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его професс...
Воспитание гуманных чувств у дошкольников
Кратко о методах воспитания...
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками
В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...
Формирование этических представлений и воспитание гуманных чувств у дошкольников
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее,кто прилагает усилия, чтобы она стала еще к...
Публикация воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Публикация о воспитании у детей дошкольного возраста гуманных чувств...