Социально-патриотический проект «Мы дети России»
проект
В статье предлагается система образовательной работы в дошкольном учреждении по вопросу патриотического воспитания детей, в основу которой положены мероприятия, указанные в «Патриотическом воспитании граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_deti_rossii.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-патриотический проект «Мы дети России»
Ключевые слова: среда патриотического воспитания, социализованность дошкольника, воспитание.
Вопросы патриотического воспитания поколения в нашей стране всегда были актуальны и выдвигались на первый план иявляются и признаныосновным ядром устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Актуальность формирования и развития патриотизма декларируется во многих нормативных документах, программах, проектах, научных и популярных публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. [9]
Рассматривая Закон «Об образовании в РФ»с позиции патриотизма,«образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» (п. 1 ст. 2), а «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2 ст. 2).Законом закреплено, что государственная политика и правовое регулирование в сфере образования основываются, в том числе, на воспитании гражданственности, ответственности и патриотизма (подп. 3 п. 1 ст. 3). Однако это единственное упоминание патриотического принципа и положений, дающих правовое представление об особенностях патриотического воспитания, выделяющих его в образовательной среде, в Законе не содержится.Таким образом, Закон не создает условий для жестко ориентированной работы по следованию принципу патриотизма. Педагогическое и методическое сопровождение патриотического воспитания – комплекс учебных и специальных программ, методики по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств. [9]
Закон направлен на регулирование отношений, связанных с воспитанием в процессе образования, даже не оговаривая, что воспитание может иметь место и кроме как в образовательном процессе.
Среда патриотического воспитания личности намного шире, чем только в системе образования, выходит за рамки непосредственно образовательной деятельности, и, следовательно, не попадает в сферу регулирования Закона. Следуя логике Закона, получается, что при выходе из здания образовательного учреждения воспитанник перестает «воспитываться», хотя при этом воспитательное воздействие на него оказывает любое окружение (например, памятник в близлежащем сквере, спектакль в театре, музыка или фильм по телевидению, реклама, поведение близких в семье и граждан вокруг и другое).
Здесь следует уделить внимание и исследованиям С.Г. Молчанова, где он рассматривает соотношение категорий «воспитание» и «социализация» и говорит о том, что понятие «социализация» много шире, чем понятие «воспитание». Поэтому мы будем рассматривать патриотическое воспитание дошкольника с точки его социализованности.[8]
В образовательной системе можно выстроить и модель воспитанности (социализованности) дошкольника, С.Г. Молчанов указывает на накопленный человечеством опыт о положительных и отрицательных качествах человека, его рассматривают в виде номинации человеческих качеств. Отмечает, что модель воспитанности (социализованности) мальчиков и девочек отличаютсяи предлагает методику отбора содержания социализации и оценивания социализованности мальчиков и девочек, которой мы и воспользовались.[6]
Проанализировав данную информацию, мы решили работу нашего учреждения в данном направлении построить при тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями) наших воспитанников.
Для дошкольников характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, т.к. всё, что усвоено– знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. [7, с. 14] Данный отрезок жизни ещё и наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, детские образы восприятия очень яркие и сильные и часто остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, особенно если эти эмоции он проживает вместе с родными людьми.
Так появился проект патриотического воспитания«Мы дети России», который тесно объединил всех участников образовательного поля учреждения: дети, родители, воспитатели и специалисты, сотрудники сторонних организаций города.
Мы дети России
№ п/п | Мероприятие | Срок | Результат |
1 | Проведение серии акций «Мы – граждане России!» | 12 июня и 12 декабря | Утренники, посвященные Дню независимости и Дню конституции |
2 | Проект, направленный на популяризацию трудовых профессий «Все работы хороши, выбирай на вкус!» | В течение года | Работа в рамках регионального проекта «ТЕМП» |
3 | Проведение акции «Георгиевская ленточка» | 22 апреля – 09 мая | Воспитание духа единения |
4 | Городская олимпиада «Юный житель Златоуста» | Март – апрель | Банк знаний по краеведению |
5 | Конкурс творческих работ «Под флагом единым» | Август - сентябрь | Проекты детей и родителей |
6 | Проект «Наша Родина сильна. Охраняет мир она!» | 23 февраля | Концерт для пап и дедушек «День Российской Армии» |
7 | Литературная викторина «Русские рифмы» | Октябрь | Видео-ролики |
8 | Сезонная фотовыставка на тему «В России - моя судьба» | Один раз в квартал | Стенд в фойе учреждения |
9 | Лесной конкурс «Подрост» | Май | Красная книга «Таганая» |
10 | Легкоатлетическая эстафета «День Победы», «С днем рождения, Златоуст!» | Май, сентябрь | Победители эстафет |
11 | Проект «Мы – наследники Победы!» | Апрель-май | Праздник для ветеранов тыла |
Мероприятия, направленные на развитие казачества в Златоустовской станице | |||
1 | Спортивная игра «Казачий сполох» | Апрель | Комплекс патриотических мероприятий |
2 | Городской конкурс «Музыкальный серпантин» | Май | Песня и танец казаков |
3 | Городской конкурс проектов «Мои истоки: история моего города» | Март | Проекты детей и родителей |
Мероприятия спортивно-патриотической направленности | |||
1 | Межрайонные соревнования «Школа безопасности» | Июль |
Цель акций «Мы – граждане России!» - развитие патриотического воспитания и повышение интереса к ключевым событиям в истории России - Дню Конституции Российской Федерации и Дню России.
Задачи акций:
- повышение интереса к значениям государственных символов страны;
- углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России.[11]
Данные акции проходят 12 июня и 12 декабря каждого года в музыкальном зале дошкольного учреждения. Перед проведением акций дошкольники знакомятся с историей современного Российского государства. В дни проведения акции поздравляют родителей, гостейс праздниками и организуют праздничный концерт с элементами игры-викторины для гостей.В конце праздника дети дарят ленточки-триколоры и памятки с описанием основных государственных символов России (гимн, герб, флаг).
Проект «Все работы хороши, выбирай на вкус!» включат в себя: встречи с родителями, которые рассказывают об особенностях своей профессии, экскурсии на производство (кондитерская, обувная фабрики, хлебокомбинат, оружейное производство и т.п.) и создание условий для развёртывания новых сюжетно-ролевых игр.
«Георгиевская ленточка»:в дни проведения акции воспитанники и их родители (законные представители) по доброй воле прикрепляют Георгиевскую ленточку – условный символ военной славы к одежде, публично демонстрируя свое уважение к воинам, сражавшимся за Отечество, всенародную гордость за Великую Победу. [2]
Целью олимпиады«Юный житель Златоуста» является создание условий для формирования социально-активной личности средствами краеведческого образования и выявление знаний и умений воспитанников по курсу «Я – Златоустовец». В Олимпиаде на добровольной основе принимают участие дети (родители, педагоги). Тестирование, состоит из 15 вопросов, максимальное количество баллов за тест определяется количеством правильных ответов на вопросы. Результаты тестирования в баллах вносятся в итоговый протокол Олимпиады. Победители и призеры Олимпиады определяются по сумме набранных баллов. Победителями и призерами Олимпиады считаются участники, достигшие лучших результатов.
На конкурс «Под флагом единым» принимаются творческие проектные работы дошкольников и их родителей (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.п.) по следующим номинациям: «Интервью», «Эссе», «Фотография», «Видео-ролик», «Проект», направленные на:
- формирование позитивного образа достижений современной России в культуре, спорте, науке, искусстве, образовании, производстве и других сферах;
- отражение единства и дружбы народов России, фокусировки внимания на важности сохранения культурного, природного и исторического наследия регионов;
- передачу связи поколений, сохранение семейных, общественных и государственных ценностей;
- раскрытие образа гражданина Российской Федерации, любящего свою малую и большую Родину, готового трудится на благо ее развития и продвижения.[3]
Литературная викторина «Русские рифмы»: семье воспитанника детского сада необходимо представить в судейскую комиссиювидеоролик, где ребенок исполняет свое поэтическое произведение о Родине на фоне памятного, известного либо узнаваемого места города Златоуста.
Лесной конкурс «Подрост» среди детей и их родителей проходит по следующим номинациям:
экология лесных животных(фауна, экология и поведение птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса);
- экология лесных растений (флористические и геоботанические исследования лесных растительных сообществ; изучение экологических и биологических особенностей лесных растений);
- практическая природоохранная деятельность (рассматриваются работы, отражающие решение вопросов – охрана лесов от пожаров; организация и проведение разнообразных природоохранных акций; защита леса от вредителей и болезней; пропаганда знаний о лесе; популяризация лесных профессий и деятельности по сохранению лесов).[4]
Спортивная игра «Казачий сполох» проводится с целью сохранения и приумножения лучших традиций казачьего движения Российского Отечества в новых исторических условиях, создание мотивации для формирования у дошкольников патриотических ценностей и проводится в течение двух недель.[5]Программа соревнований включает:
- Открытие. Торжественное построение. Смотр строя и песни.
- Конкурс военно-историческая викторина «Ратные подвиги казаков России».
- Конкурс «Ориентирование на местности».
- Конкурс «Казачья полоса препятствий».
- Конкурс по основам поведения в экстремальных ситуациях.
- Конкурс «Скалолазание».
- Конкурс казачьей песни.
- Казачья ярмарка.
Межрайонные соревнования «Школа безопасности» проводятся между детскими садами микрорайона в течение недели. Соревнования включают в себя следующие разделы: «Юный спасатель», «Юный пожарный» и «Юный водник». Каждый блок проводится в отдельный день с привлечением сотрудников МЧС.
Таким образом, по результатам мониторинга результатов методики отбора содержания социализации и оценивания социализованности мальчиков и девочек, систематическая и целенаправленная деятельность детского сада и семьи по формированию у дошкольников высокого патриотического сознания принесла очень высокие результаты: возросла познавательная и гражданская активность всех участников проекта.
Литература:
- Бондаренко С.Н. Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/574763/
- Всероссийская акция «Георгиевская ленточка». Режим доступа: http://волонтёрыпобеды.рф/calendar/40
- Конкурс «Под флагом единым». Режим доступа: http://www.rsu.edu.ru/news/под-флагом-единым
- Всероссийский юниорский лесной конкурс«ПОДРОСТ». Режим доступа: http://nacpriroda.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=894
- Военно-спортивная игра «Казачий сполох» среди кадет казачьих корпусов, классов, клубов Свердловской области. Режим доступа: http://zema.su/event/voenno-sportivnaya-igra-kazachii-spolokh-sredi-kadet-kazachikh-korpusov-klassov-klubov-sverdlo
- Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС) и оценивания социализованности мальчиков/юношей и (или) девочек/девушек (ОС). Пособие для педагогических работников специальных коррекционных образовательных учреждений. [Текст] / С. Г. Молчанов. – Челябинск: Энциклопедия, 2012 – 48 с.
- Болотина Л.Р., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
- Молчанов С.Г., Тротт К.Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы. - ?
- Аппарат Правительства Российской Федерации15.11.2014. Режим доступа: http://www.rosvoencentr-rf.ru/press-tsentr/pravovaya-baza/osnova-patrioticheskogo-vospitaniya.php
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 О государственной программе«Патриотическом воспитании граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
- Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 22 апреля 2016 г. № 117 «О проведении серии всероссийских акций «Мы - граждане России!». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71323618/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы - дети России"
Россия всегда являлась многонациональным государством. В нашей Саратовской области, в нашем родном городе Петровске, а также и в нашу группу детского са...
Презентация проекта «Мы – дети России»
Презентация проекта «Мы – дети России»...
Информационно- познавательный проект "Мы дети России"
Информационно- познавательный проект "Мы дети России"...
Социально-патриотический краткосрочный проект«ПОМНИ!»
Проект реализуется в преддверии Великой Победы и направлен на сохранение в памяти подрастающего поколения подвига русского народа, способствует укреплению связи между поколениями и проявлению чувства ...
Результаты проекта «Мы - дети России!» по духовно-нравственному развитию и воспитанию
Результаты проекта «Мы - дети России!» по духовно-нравственному развитию и воспитанию...
Проект "Мы - дети России"
Материал для работы в ДОУ....
Проект по социально-патриотическому воспитанию «Дни воинской славы России…» май 2024
Актуальность проекта.«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальн...