Кружок "Волшебный рисунок"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ёлочка»
План кружковой работы в младшей группе.
Нетрадиционная техника рисования.
«Волшебный рисунок».
(срок реализации 1 год)
Воспитатель: Турпанова Е.А
2019– 2020г.
Список детей: 15
Расписание занятий кружка:
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, сухой кистью и т.д.)
- Обучать основам создания художественных образов.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Подходы и методы их реализации:
Систематические занятия. Игры, игровые приемы. Организация и оформление выставок детских работ. Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю по15 минут.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
-практические;
-игровые;
Ожидаемый результат работы кружка:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Перспективный план кружковой работы.
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Октябрь | |||
1 неделя «Осенние листочки». | Отпечаток листьев. Набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования |
2 неделя «Ёжик». | Рисование поролоновыми тампоном. | Учить детей рисовать поролоновыми тампонами линии. Развивать мелкую моторику рук. | Игрушка ёж, альбомный лист, на котором нарисован ёж, гуашь, поролоновые тампоны. |
3 неделя «Чашка». | Рисование ватными палочками | Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагать его на листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватными палочками с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватными палочками. | Чашка, тарелка, мяч, альбомный лист, простой карандаш, ватные палочки, гуашь, баночки с водой. |
4 неделя «Божья коровка» | Оттиски печатками из картофеля | Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разного цвета. Развивать речь и мышление. | Печатки из картофеля, гуашь (красного, черного и белого цвета), альбомный лист. |
Ноябрь | |||
1 неделя «Цыпленок» | Тычок жесткой полусухой кисточкой | Учить детей рисовать предмет, состоящие из двух кругов. Простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета. используя тычок жесткой кисти. | Альбомный лист, гуашь, жесткие кисти, простой карандаш. |
2 неделя «Козлёнок». | Рисование пальчиками. | Учить детей рисовать пальчиками точки. Развивать мелкую моторику рук. | Альбомный лист, на котором нарисован силуэт козленка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка. |
3 неделя «Два петушка». | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, цветные карандаши, альбомный лист, |
4 неделя «Мои любимые рыбки» | Рисование гуашью по восковым мелкам | Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. | Акварель, восковые мелки, листы бумаги, кисти, Баночки с водой. |
Декабрь | |||
1 неделя «Ежик» | Рисование тычком жёсткой кистью | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Гуашь, кисточки, альбомные листы |
2 неделя «Веточка рябины» | Рисование пальчиками | Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой; развивать чувство цвета и ритма; воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной | Альбомный лист с изображением веточки, гуашь красного цвета, салфетки |
3 неделя «Мухомор» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь; воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке. | Альбомный лист с изображение мухомора с красной шляпкой, гуашь белого цвета, салфетки, баночки с водой. |
4 неделя «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Альбомный лист, серого цвета, кисти, белая гуашь. |
Январь | |||
2 неделя «Мои рукавички». | Рисование ладошками | Учить рисовать рукавички способом отпечатка ладони, учить дорисовывать недостающие детали. | Альбомный лист, гуашь, баночки с водой. |
3 неделя «Наряды для наших кукол» | Рисование ватными палочками | Учить наносить узор с помощью ватных палочек. Развивать воображение. | Альбомный лист с изображением платья кукол, баночки с водой, ватные палочки. |
4 неделя «Птицы клюют ягоды»
| Рисование пальчиками, | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. | Альбомный лист разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, рисунки птиц, салфетки |
Февраль | |||
1 неделя «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование техникой тычкования жесткой кисточкой | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь |
2 неделя «Елочка пушистая» | Рисование техникой тычка жесткой кисточкой | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Альбомный лист, жесткая кисть, гуашь, баночки с водой. |
3 неделя «Пушистый зайка» | Рисование способом тычка жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Альбомный лист с изображением зайчика, жесткие кисти, гуашь, баночки с водой. |
4 неделя «Воробушек» | Рисование способом тычка полусухой жесткой кистью. | Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Воспитывать аккуратность. | Альбомный лист с изображением воробья, жесткие кисти, гуашь, баночки с водой. |
Март | |||
1 неделя «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2 неделя «Мимоза для бабушки» | Рисование ватными палочками | Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции. | Альбомный лист с изображением ветки мимозы, гуашь желтого цвета, ватные палочки, баночки с водой. |
3 неделя «Звездное небо» | Рисование ватными палочками | Учить изображать звезды на темном фоне, используя кристаллики ватные палочки. | Лист бумаги темного цвета, гуашь желтого цвета, баночки с водой, ватные палочки. |
4 неделя «Гусеница в траве» | Рисование пальчиками | Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы, не оставляя просветов между мазками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых. | Альбомные листы, гуашь, баночки с водой, салфетки. |
Апрель | |||
1 неделя «Два петушка» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Альбомный лист, цветные карандаши. |
2 неделя «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками; учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности; развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь; воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Альбомный лист с изображением тучи, гуашь, баночки с водой, салфетки. |
3 неделя «Травка» | Рисование ладошкой. | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие | Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета. |
4 неделя «Солнышко». | Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги, гуашь, салфетки. |
Май | |||
1 неделя «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных |
2 неделя «Расцвели одуванчики». | Метод тычка | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
Список используемой литературы:
1. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»
2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет»
3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»
4.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности детского рисунка. Содержание рисунка
Особенности детского рисунка. Содержание рисунка...
Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка
УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ ИОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки Вселенной (приурочен...
Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка
УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки В...
Рисунок"Осенний пейзаж", в номинации "Земля- наш Дом"- экология в рисунках детей
Рисунок выполненный ребенком в технике печатанье поролоном....
Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка
УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА", ...
Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка.
В статье описаны несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка....
Детский рисунок. Этапы нормативного развития рисунка
Данная статья будет полезна как родителям, так и воспитателям ОУ...