Выступление из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе.
консультация (средняя группа)
Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нижне-Суетский детский сад «Голубок»»
Выступление из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе.
Подготовила: воспитатель Бокий С.Н.
Актуальность
Уже в далекой древности люди понимали, что нравственность — это «наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом» (К. Гельвеций), что «мораль в известном смысле напоминает грамматику. Можно знать правила, но писать безграмотно» (Френе), что «нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Г. Песталоцци), и, конечно, «главное условие нравственности — желание стать нравственным» (Сенека).
Сегодня нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала» — эта мысль принадлежит Патриарху Кириллу, который заботится о будущем нашей страны не только как представитель Русской Православной Церкви, но и общественный деятель, гуманист, заботящийся о формировании нравственной составляющей человеческого существования.
Цели задачи
Духовно-нравственное воспитание начинается, бесспорно, в семье. Малыш начинает повторять и копировать всё, что видит и слышит в семье, прежде всего - слова и поступки матери, отца. То, что ребёнок впитал в семье, есть для него норма, поэтому задачи ДОУ создать такую атмосферу сотрудничества, такую систему общения, понимания, взаимодействия, которая создавала бы условия для духовно-нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком — членом семейного сообщества.
Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, члены семьи, их взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Любовь к своему краю начинается с малого- с любви к своей семье. Мы видим следующие задачи для реализации требований ФГОС:
Задачи ДОУ:
1.объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
п.1.6.5.
2.формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; п.1.6.6
Формирование представлений
- знакомство детей с народными традициями и промыслами;
- знакомство с устным народным творчеством;
- знакомство с доступными детям историческими событиями;
- расширение представлений о природе, городах России;
- знакомство детей с символами государства
- формирование элементарных знаний о правах человека
Воспитание патриотических чувств:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей
семье, дому, детскому саду, городу;
- формирование бережного отношения к природе,
воспитание уважения к труду;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование нравственного чувства к культурному наследию;
- формирование толерантного отношения к другим национальностям.
Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» В средней группе мы посещаем наш музей. Экскурсии, рассматривание, слушание, наблюдения, слушание РНС, разучивание потешек. Бесконечное множество тем для бесед возникает в этой обстановке. Сравнение бытовых предметов, их назначение дают понимание образа жизни прошлого. Проживание небольших эпизодов, погружение в обстановку прошлого дают эмоциональное переживание, оставляют свой след.
Семья
Когда я задала 1-й раз вопрос детям «есть ли у вашей мамы мама?» Мне ответили «нет, нету». Мы долго выясняли, кто такие бабушка и дедушка.
Периодические беседы на эту тему помогают разобраться в непростых родственных связях, о роли каждого члена семьи, учат толерантному отношению, уважению. Этому способствуют дидактические игры, беседы, рассматривание картинок, чтение произведений и др.
Отношения
Невозможно воспитать культурного человека, если мы не умеем общаться. Нередки среди малышей ситуации ссор, мелких конфликтов из-за игрушек, в игре- обязательно только главная роль ведущего. Цикл занятий «учимся договариваться», тренинги, проигрывание ситуаций, спонтанно возникающих в игре, разучивание мирилок, просто проговаривание фраз «дай мне, пожалуйста», организация игр (с использованием картотек)
Уроки-ощения
Игры-мирилки
Игры, помогающие сплотиться
Давайте жить дружно
Неонократное применение и использование этого также помогает грамотно организовать непрерывное образовательное пространство.
В работе с родителями:
Контакт с родителями- проблемная тема. Сложно бывает донести, объяснить, организовать, помочь. Мы используем в работе с родителями индивидуальные беседы, предлагаем рекомендации психологов:
Если ваш ребёнок агрессивный
Если ваш ребёнок гиперактивный
Если ваш ребёнок тревожный и др.
Государственная символика
Формирование понятия «Я-человек, маленькая часть большого народа, общества, государства» начинается с рассматривания государственных символов в уголке. В группе есть настольные дидактические игры с изображением городов, памятников архитектуры и искусства, русских национальных костюмов, игрушек. Многие предметы незнакомы детям, расматривая и складывая пазлы-картинки завязывается беседа, знакомство с новыми словами обогащает словарный запас и т.д.
Воспитание патриотических чувств, гордости, уважения происходит в беседах и знакомствах с родами войск, о Российской армии. Это игры, рассматривание картинок, чтение произведений, подготовке к праздникам.
Региональный компонент «Моё родное село»
«И в саду смородина-это тоже Родина»
1.Виртуальные экскурсии по селу, знакомство с названиями улиц, социально значимыми, с/х и культурными объектами также рождают беседы, в которых воспитатель является путеводителем и организатором направлений познавательных интересов воспитанников.
2.Природные условия: бескрайние степные просторы, наша река, весеннее половодье,
Птицы, животные, растения наших мест
Бескрайние поля, красивые закаты, богатства нашего села и окрестностей.
Моё стойкое убеждение: если маленький человек будет знать, как пахнет полынь, вкус каждой травинки, увидит хрустальную капельку росы, красоту во всём, что его окружает, то он обязательно станет достойным гражданином страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы....
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы
В таблице подробно расписано содержание работы по месяцам, указаны методы и приемы, поставлены конкретные задачи НОД...
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувс...
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средняя группа
Формировать представления о ближайшем окружении, как частице малой Родины....
Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на 2016-2017уч.год
Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПОНРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВО...
Календарно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
Календарно-тематический план работы по нравственно- патриотическому воспитанию разработан на каленарный год с учетом возрастных особенностей детей. На каждый месяц сформулирована тема , представ...