Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе.
проект (средняя группа) на тему

Михалева Валентина Васильевна

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon persp_plan_po_nr_-_patr_vos.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию

в средней группе на 2016 – 2017 учебный год

месяц

тема

программные задачи

Работа с детьми и родителями

сентябрь

«Мой детский сад»

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду.

Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.

Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.

Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.

Продолжать знакомить детей с загадками и стихами.

Проект «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.

Фото – книга «Как мы в садике живем».

Экскурсия по детскому саду.

Дидактическая игра «Подбери себе товарищей».

Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге».

Пальчиковая игра «Дружба».

«Моя семья»

Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.

Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.

Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения.

Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье.

Проект «Семь Я». Выставка фотографий «Моя семья», праздники

Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья». Чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка».

Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена»

Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Встреча гостей».

Урок вежливости «Дружная семья».

Октябрь

«Наш город»

Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях.

Вызывать чувство восхищения красотой родного города.

Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.

В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни.

Расширять словарный запас детей.

Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу». 

Экскурсия к реке Вохна. Целевые прогулки по близлежащим улицам.

   «Транс-

порт родного города»

Закреплять знание названия города, видов транспорта, правила дорожного движения.

Закреплять понятие Родины.

Воспитывать чувство любви к нему.

Дать представление о транспорте; учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в транспорте.

Сюжетно-ролевые игры, конструирование с машинками «Парковка», «Строим дом»,

Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий «Автостанция», «Железная дорога», рисование на тему «Машины на улицах города», беседы

«Дома в нашем городе»

Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные.

Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены.

Рисование  на тему: «Дом, в котором ты живешь», Дидактические игры «Район в котором мы живем», « Кто больше улиц знает», сюжетно-ролевые игры, «Здания родного города», «Где мой дом?».

Беседа на тему: «Мой адрес», наблюдение и экскурсии по территории д/с: рассматривание домов, их этажности, номера, из чего построены,  рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома. Урок вежливости «Дом, в котором ты живешь»,

 Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений.

 Оформление альбома «Архитектура нашего города».

Ноябрь

«Добрая, милая мама» ко дню матери

Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней.

Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей.

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам.

Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д).

Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры, совместные праздники с мамой.

Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений  о матери (Ю. Яковлев «Мама»).

Беседа «О маме».  Игра «Мамины помощники».

Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник».

«Природа родного края»

Учить видеть красоту природы осенью.

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года»,

Рассматривание картин «Времена года», «Осень в лесу», «Цветы». Слушание классической музыки из цикла «Времена года», рисование, пословицы и поговорки о погодных условиях, чтение: С. Есенин «Белая береза», А. Плещеев « Уж тает снег», Н. Минский «Листопад» 

Праздник осени.

Слушание фонограммы «Звуки и голоса природы».

Декабрь

«Уроки вежливости» Культура общения.

   Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными; возбудить интерес детей раскрыть знание слов, их применение, предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведённых примерах, воспитывать умение быть внимательными.

   Раскрыть детям значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе.

  Закреплять представления детей о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания и т. д.; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.

  Развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей. Воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей.

Проект «Ежели вы вежливы». Беседы: «Пойдём и найдём вежливые слова»,  «Письма вежливого сказочника».

Дидактические игры: «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», Коммуникативные игры: «Нарисуем портрет», «Какой Я», «Хорошо – плохо»,  «Закончи предложение». Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», С.Маршак «Урок вежливости», «Ежели вы вежливы», А.Барто «Медвежонок – невежа»,

Рисование на тему: «Какого цвета добрые слова?».

Знакомство с пословицами и поговорками о культуре общения.

«Уроки вежливости» Культура поведения.

Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Учить применять полученные знания и умения в играх, усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей, активизировать словарь по данной теме; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Дидактические игры: «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.). Чтение: Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы – дежурные»,  «К нам гости пришли…».

Январь

«Живот

ные и птицы нашего края»

Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).

Учить видеть особенности строения и поведения птиц.

Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Беседы: «Кто у нас зимует?», «Как звери к зиме готовились?»,

Загадывание загадок о животных и птицах,

Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние».

Чтение сказок и рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах. Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы».

«Чудо мастера»

Расширить представление детей о народных промыслах.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник.

Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Развивать патриотические чувства.

 Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России».

Рисование «Золотая хохлома»

 Аппликация «Гжельская роза»

Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник».

Рисование «Тверская матрёшка»

 Работа с родителями: развлечение на тему «Рождество на Руси».

Февраль

«Защит-

ники Отечест-

ва»

Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества».

Учить называть различные виды войск.

Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Воспитывать гордость за свое Отечество.

Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.

 Упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

Дидактическая игра «Что в военном пакете?».

 «Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница».

Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

«Воен-

ные профес-

сии»

Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов).

Познакомить детей с некоторыми военными профессиями.

Воспитывать гордость за наших воинов.

Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях.

Чтение произведений художественной литературы «Февраль (С. Маршак), «Армия мира» (В. Давыдов), «Звездочка (А. Жаров), «О брате» (И. Кульская), «Дозор» (В. Давыдов), «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская), «День Победы» (Т. Белдеров), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Аэропорт» (Б. Житков)

Март

«Наша добрая матрешка»

Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

Аппликация «Матрёшка в подарок маме и бабушке». Беседа «О маме».

Игра «Мамины помощники».

Рисование «Почему матрёшка грустная?»

 «Такие разные матрешки»:

-Рассматривание матрешек.

-Сравнение матрешек и определение их настроения.

-Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская). Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». Чтение произведений художественной литературы «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов)

«Все профес- сии нужны, все профес-

сии важны».

Познакомить детей с несколькими видами профессий.

Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.

Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Проект «Все работы хороши – выбирай на вкус!». Дидактические игры «Узнай про кого я расскажу»,

«Профессии», «Что инструмент может рассказать о себе?», «Кому что нужно для работы». 

Уроки вежливости «Встречи с добрыми, хорошими людьми» Беседы «О труде хлеборобов», «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом».

«Моя родина – Россия»

Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем.

Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России.

Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина».

Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Вызвать чувство сопричастности к истории страны.

Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими  зонами России, выставка рисунков «Моя Родина», нахождение России на глобусе.

Составление альбомов «Мой любимый город», «Тепло поколений».

Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды), «Павлово-Посадский платок».

Апрель

Тема: 

«День космонавтики»

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной.

 Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать  любознательность.

 Подвижные игры «Самолеты на посадку»,

Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли).

Разминка «Ждут нас быстрые ракеты».

 Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

Аппликация - оригами «Ракета».

Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо».

«Флаг России»

Воспитание гордости за свою  Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы.

Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины.

Учить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём.

Воспитывать уважение к государственным символам России.  Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья.

Слушание рассказа о российском флаге.

Беседы, рассказы воспитателя о Москве, рассматривание альбомов с иллюстрациями достопримечательностей. Чтение худ. лит.: В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь», З. Александрова «Родина»

Май

«Не нужно нам войны-беды»

Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.

Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.

Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность

Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции:  проводы в армию»,  «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям  родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсия в музей, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы».

 «Понача лу в жизни нашей было всё не так …»

Познакомить детей с образом жизни древних славян.

Сформировать понимание слова «предки».

Уточнить виды занятий славян в древности.

Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями.

  Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ.

 Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей;  просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».)  Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила».

В течение всего года: «О спорт, ты здоровье, выносливость и смелость».

Цель: развитие физических и психических качеств личности (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, терпения и  настойчивости в достижении поставленной цели). Воспитание чувства взаимовыручки, чувства «локтя», помощи товарищу.

Организация и проведение ежеквартальных спортивных мероприятий с участием родителей: «Вместе с мамой» «Я и папа», «Мама, папа и я – спортивная семья». Настольная игра «Виды спортивных соревнований», «Зимние или летние». Оформление альбомов «Спорт со Смешариками», «Спортивные развлечения». Участие в городских соревнованиях;  спортивных праздниках. Подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки.   Встреча с выпускниками детского сада, достигшими высоких показателей в спорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе с учетом ФГОС ДО

Разработнный перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

делюсь своим планом по нравственно патриотическому воспитанию...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы

В таблице подробно расписано содержание работы  по месяцам, указаны методы и приемы, поставлены конкретные задачи НОД...

Перспективный план работы по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе.

В данной разработке представлен план работы по нравственно-патриотическому воспитанию, в него включены разные формы работы с детьми в данном направлении....

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Перспективный план поможет вести работу по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента....

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средняя группа

Формировать представления о ближайшем окружении, как частице малой Родины....