Методическое объединение для воспитателей на тему: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данный материал представляет собой презентацию опыта работы по проблеме «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическое объединение для воспитателей на тему:
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников».
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что «дошкольное образование направлено на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования». Интеллектуальное развитие формирует навыки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью.
В теории дошкольной педагогики сложилось несколько направлений
изучения вопроса интеллектуального развития личности дошкольника: способы
теоретического, категориального мышления детей (И.Б. Котова, В.А.
Петровский, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин и др.), методы активизации
познавательного развития детей (Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградова, С.Н.
Николаева, Н.Н. Поддъяков и др.), методы и формы развития
интеллектуальных умений детей (А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.А. и А.Л. Венгер, Г.И. Вергелес, А.З. Зак, А.М. Матюшкин, и др.).
Интеллектуальная готовность предполагает овладение следующими умениями:
- выделять существенное в явлениях окружающей действительности,
- видеть сходство и различие,
- рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями,
- делать простейшие выводы и умозаключения,
- самостоятельно выделять учебную задачу и находить способы решения практических и познавательных задач,
- пользоваться знаками и символами, замещать ими предметы и явления.
Ожидаемыми результатами моей работы над данной темой стали:
- сформированность у детей старшего дошкольного возраста умения пользоваться основными мыслительными операциями,
- активизация интеллектуальной деятельности детей,
- способность выделять существенные свойства предметов, сравнивать, отражать результаты в речи,
- применение полученных навыков и представлений в различных видах деятельности и в новой обстановке.
В основе опыта заложен принцип ФГОС ДО, который предусматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой (любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность).
В своей работе использую основной метод развития – проблемно – поисковый, а форму организации – игру. В игре создаются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления, развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть интеллектуальные способности детей, широко используются логико-математические игры. В данных играх смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.
Посредством таких игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей.
- Интеллектуальные игры. (А.З. Зак).
- Игра «Геоконт», «Квадрат Воскобовича» (В. Воскобович)
- Игры на развитие познавательных способностей с элементами наглядного моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
- Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей «Сложи квадрат», «Сложи узор» (Б.П. Никитин).
- Игры с блоками Дьенеша.
- Игры с цветными палочками Кюизенера.
- Игры со счетными палочками.
- «Танграм» и другие головоломки.
- Игровые задания «Что перепутал художник?», «Найди предметы на картинке», «Что сначала, что потом?», «Назови одним словом», «Найди пару», «Что лишнее в каждом ряду?»
Для успешного использования логико-математических игр мною соблюдаются следующие условия:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Систематизация игр в планировании образовательной деятельности.
- Применение индивидуально-дифференцированного подхода (через систему дифференцированных заданий).
- Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
с детьми). - Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.
Всю работу по развитию у детей интеллектуальных способностей проводила в тесном сотрудничестве с родителями. Мною был представлен мастер - класс «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр», проведено родительское собрание на тему «Развивающие игры для дошкольников», консультации «Роль игры в развитии интеллектуальных способностей у дошкольников», «Виды логико-математических игр и упражнений».
Дошкольное детство является сенситивным периодом в интеллектуальном развитии человека. Залог успеха заключается в систематическом использовании игр с последовательным усложнением игровой задачи, в активизации интеллектуальной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы. Выступление на заседании городского методического объединения дошкольных учителей - дефектологов. Тема: "Развитие познавательной активности детей группы коррекционно-развивающего обучения в экспериментальной деятельности"
Развитие у детей группы КРО наглядно-образного мышления в экспериментальной деятельности...
Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...
Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Методическая разработка для воспитателей на тему:"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования"
Методическая разработка...
Выступление на районном методическом объединении педагогов МДОУ Майнского детского сада №5 «Теремок» по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности»
Одна из актуальных проблем современной педагогики общества-развитие творческих способностей детей. Цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающег...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в летний период»
В летнее время года все виды детской деятельности переносятся на участок детского сада. Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятел...