Воспитание дружелюбия у дошкольников
методическая разработка
В дошкольном детстве закладывается обобщенное отношение к людям. Для полноценного развития личности ребенка важно, каким оно будет – доброжелательным или негативным. Благодаря формированию дружелюбия дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, а также воспитать у него базовое доверие к социальному миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_druzhelyubiya_u_doshkolnikov.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание дружелюбия у дошкольников
Дружелюбие – дружеское расположение,
доброжелательное отношение
к кому-либо.
С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми как дома, так и в детском саду. Поэтому воспитывать товарищество нужно начиная с дошкольного возраста. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Немаловажным при этом является такое качество, как дружелюбие.
Быть дружелюбным – это значит быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят) делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.
Прежде всего это качество облегчает общение с другими людьми. Если человек доброжелательно настроен, он легко, без напряжения обращается к окружающим с вопросами, предложениями, потому что эмоционально их принимает. Проявляя дружелюбие, человек упрощает окружающим контактирование с самим собой. С каждым человеком можно вести себя по-разному. Взаимодействуя с доброжелательным человеком, люди чаще проявляют свои лучшие стороны, отвечают добром на добро.
Рассмотрим методы и приемы воспитания дружелюбности.
Одним из наиболее часто используемых методов является изучение русских народных сказок. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.
Процесс воспитания отношений доброжелательности дошкольников в процессе изучения сказок представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателя и детей и включает:
- этап накопления первичного опыта доброжелательных отношений дошкольников при условии активной обучающей роли педагога;
- этап освоения вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников при условии партнерской педагогической позиции воспитателя;
- этап широкого вариативной практики детьми опыта доброжелательных отношений в процессе театрализации при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя.
Инсценируя сказки, дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета. Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому очень важно установить тесный контакт воспитателей с родителями, с тем, чтобы предъявлять к детям единые требования.
Кроме этого, при воспитании дружеских отношений между детьми педагог может использовать:
- чтение художественной литературы (А. Барто «Я с ней дружу», «Подружки», «Сонечка»; А. Кузнецов «Поссорились»; С. Михалков «Мы с приятелем...», «Песенка друзей»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Г. Остер «Как хорошо дарить подарки» и др.);
- показ театрализованных представлений, например, на темы: «Я и мой друг», «Дружба и конфета»;
- заучивание стихов («Хорошие товарищи» С. Михалков, «Подружки» А. Кузнецова, «Я люблю ходить вдвоем» А. Барто и др.);
- на занятиях по музыке дети поют песни о дружбе («Если с другом вышел путь», «Дружба начинается с улыбки»);
- рассматривание картин, иллюстраций к книгам;
- просмотр мультфильмов (например, «Репка», «Теремок», «Буратино», «Чиполлино», «Волшебник изумрудного города» и др.).
- использование игр.
Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радости, эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Использовать в практике ДОО, например такие игры:
1. "Разноцветный букет" (автор Е.А. Левченко).
Цель: Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.
2. «Позови ласково» (Е.А. Левченко).
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход: Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.
3. "Волшебный стул" (Е.А. Левченко).
Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: Один ребёнок садится в центр на "волшебный стул", остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
4. «Найди друга» (И.Г. Коваленко).
Цель: формирование межличностных отношений
Ход: Выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
5. «Секрет» (И.Г. Коваленко)
Цель: формирование межличностных отношений
Ход: Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
6. «Рукавички» (И.Г. Коваленко)
Цель: формирование межличностных отношений
Ход: Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3-х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички. Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются.
Итак, развитие добрых чувств должно начинаться с первых лет жизни ребенка под руководством педагога и родителей.
В дошкольном детстве закладывается обобщенное отношение к людям. Для полноценного развития личности ребенка важно, каким оно будет – доброжелательным или негативным. Благодаря формированию дружелюбия дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, а также воспитать у него базовое доверие к социальному миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие....
Буклет "Воспитание дружелюбия"
Дружелюбие - одно из личностных качеств, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания. Быть дружелюбным - это значит быть общительным, внимател...
"Утренний круг как средство воспитания дружелюбия"
Последние два года я работаю над темой "Утренний круг как средство воспитания дружелюбия". Прежде чем начать планирование и реализацию какого-либо вида деятельности, мы изучаем терминологию ...
Мастер-класс «Проектирование утреннего круга с целью воспитания дружелюбия у старших дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах проектирования утреннего круга для воспитания дружелюбия у старших дошкольников. Задачи: Познакомить педагогов с технологией утр...
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...
воспитание дружелюбия
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Согласитесь очень важно формировать у подрастающего поколения ...