Творческий проект, как эффективный метод в работе с детьми
статья (средняя группа)

Сеферова Гюльфира Истархановна

Педагогические технологии.

Одним из эффективных методов в работе с детьми - метод творческого проекта, который позволяет активизировать познавательную деятельность, развивать креативность и формировать определенные личностные качестваВ целом проектная деятельность востребована современной информационной ситуацией, способствует развитию познавательных потребностей детей, направлена на раннее развитие у них способностей видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать его совместно с педагогами, родителями.Проектирование позволяет возникновению новых форм общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка как в семье, так и в детском саду. Проектная деятельность -работа совместная: от изучения реальной обстановки до реализации проекта: овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие взрослых и детей.

Творческий проект не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру.

Участники творческого проекта (взрослые и дети) договариваются о планируемых результатах и форме их представления (спектакль, праздник, оформление декораций и пр.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры – сценария спектакля, программы праздника и т.д.Творческий проект обладает рядом преимуществ в сравнении с другими методами:

- увлеченность детей;

- сочетание интересов детей и педагогов;

- развитие научного мышления детей;

- социальное воспитание дошкольников.

Длительность творческого проекта составляет 1 месяц (итого с октября по апрель – 7 проектов). Процесс проектирования включает в себя три этапа:

Первый этап –проектирование: выдвижение  и разработка идеи,

Второй этап  – технологический, т.е. реализация самого проекта,

Третий  этап – рефлексивный, т.е. итоговая оценка, анализ совместных достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект, как эффективный метод в работе с детьми

 Педагогические технологии. 

Одним из эффективных методов в работе с детьми - метод творческого проекта, который позволяет активизировать познавательную деятельность, развивать креативность и формировать определенные личностные качества.  В целом проектная деятельность востребована современной информационной ситуацией, способствует развитию познавательных потребностей детей, направлена на раннее развитие у них способностей видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать его совместно с педагогами, родителями.

Проектирование позволяет возникновению новых форм общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка как в семье, так и в детском саду. Проектная деятельность -работа совместная: от изучения реальной обстановки до реализации проекта: овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие взрослых и детей.

Творческий проект не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру.

Участники творческого проекта (взрослые и дети) договариваются о планируемых результатах и форме их представления (спектакль, праздник, оформление декораций и пр.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры – сценария спектакля, программы праздника и т.д.

Творческий проект обладает рядом преимуществ в сравнении с другими методами:

- увлеченность детей;

- сочетание интересов детей и педагогов;

- развитие научного мышления детей;

- социальное воспитание дошкольников.

Длительность творческого проекта составляет 1 месяц (итого с октября по апрель – 7 проектов). Процесс проектирования включает в себя три этапа:

Первый этап –проектирование: выдвижение  и разработка идеи,

Второй этап  – технологический, т.е. реализация самого проекта,

Третий  этап – рефлексивный, т.е. итоговая оценка, анализ совместных достижений.

Первый этап творческого проекта по времени занимает 3 недели и предполагает подготовку к игре. Она включает в себя знакомство детей с содержанием игры, изготовление костюмов, кукол, атрибутов, распределение ролей, работу над ролью.

На первом этапе педагог:

— Заинтересовывает детей предстоящей деятельностью, выбирает вместе с детьми произведение, которое будет использовано для инсценировки, драматизации и др. Выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить небольшой рассказ или сказку.

— Предлагает детям разыграть это произведение, самостоятельно выбрать для себя роль и продумать характер своего героя.

— Организует творческие группы детей: группа режиссеров отбирает претендентов на роли. Группа актеров репетирует роли для постановки. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов.

Группы могут быть мигрирующими, нестойкими. Дети могут переходить из одной группы в другие, пробовать себя во всем. Объединять детей в группы можно в подготовительный период к спектаклю.

Работа над ролью с детьми средней группы (4-5лет).

— Педагог достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие, и вновь вспоминает с детьми содержание произведения, привлекая детей к проговариванию текста своего героя.

— Вместе с детьми анализирует события, которые описаны в произведении, дает детям возможность высказать свое понимание происходящего. Формирует у детей интерес, веру в реальность происходящего и желание проиграть события.

— После принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам, речевых характеристик. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки с участием детей.

— Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором предстоит действовать детям, должен быть неповторимым  (Какой твой герой — веселый или грустный? Как он выглядит?  Как и что он при этом говорит?).

— Педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения сценического образа своего героя. По возможности привлекает к этому родителей воспитанников, стимулируя совместную художественную деятельность детей и воспитывающих взрослых по оформлению спектакля, изготовлению декораций, костюмов.

Работа над этюдами.

Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит всех героев на две, три или более подгрупп. Затем детям каждой подгруппы предлагается «обыграть» своих персонажей:  выбрать соответствующую интонацию, дать обобщенное представление о характере речи персонажа в целом: «Если герои  смелые и решительные, то и говорить они будут громко, четко, глядя в глаза собеседнику». Каждому из детей, кто сможет добавить к характеристике своего героя что-то новое, весь детский коллектив выражает благодарность. По окончании работы над речью персонажей, детям предоставляются все костюмы, куклы, атрибуты для того, чтобы в течение следующей недели, в любое удобное время, они смогли бы поработать над ролью.

Желательно привлечь к этой работе родителей. Педагогу необходимо разъяснить родителям значение их заинтересованного участия в речевом и творческом развитии своего ребенка и привести этому соответствующие доказательства. Так, например, в результате проведения специальных исследований психологи установили, что индивидуальные симпатии родителей оказывают существенное влияние на ребенка-дошкольника. При этом быстрее всего развивается то направление, которое больше нравится родителям, что ими приветствуется. Для работы с детьми от родителей не требуются какие-то определенные знания. Главное — это разделить чувства ребенка, удовлетворить его желания, поддержать в трудную минуту.

В течение недели педагог постоянно интересуется творческим поиском детей (Что удалось нового придумать для своей роли? Что будет в руках твоего героя? Какая интонация будет у твоего героя?).

Второй этап  творческого проекта целиком посвящен непосредственной подготовке самой театрализованной игры и показ ее родителям (детям младших групп, сверстникам). По времени этап занимает неделю и включает в себя:

- репетицию  всей инсценировки, драматизации целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций, уточнение темпоритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций (этот этап должен быть самым коротким, поскольку текст дети уже знают, пластическое решение образов готово, а непосредственно действие, которое происходит на сцене, должно каждый раз твориться заново.

Длительные, частые репетиции изматывают детей, делают их безразличными, пассивными, лишают радостного ощущения праздника

- работу  по ходу инсценировки (игры-драматизации). Педагог предлагает зрителям занять свои места и  объявляет о начале спектакля. Очень важно создать соответствующее настроение. При этом можно использовать музыку, живые звуки, звучащие инструменты. Затем педагог называет произведение и указывает автора (особенно если содержание спектакля придумали сами дети), а затем торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка. Далее следует просмотр подготовленного спектакля. По его ходу недопустимо одергивать детей, делать им замечания, корректировать их действия, Должна царить обстановка располагающая к преодолению волнения и побуждающая творчество. Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-либо причину, быть целесообразными. Сценическая речь ребенка должны быть грамотной, четкой, внятной, выразительной. Произнесение своих реплик ребенок должен осуществлять без пауз, запинок.  Если ребенку выполнить все вышеперечисленное не удалось, необходимо положительно оценить его усилия, порадоваться достижениям, аккуратно  указать на ошибки (А почему наш грустный  герой  сегодня так смеялся? Наверное, его кто-то рассмешил?).

По окончании спектакля каждого участника нужно обязательно наградить аплодисментами. После показа любого спектакля вся его атрибутика сохраняется и используется детьми для организации самостоятельной театрализованной игры.

На третьем этапе проекта используется метод «Незаконченное предложение». Участникам встречи (родителям, педагогам) предлагается продолжить одну из фраз:

«Я сегодня открыл(а) для себя….»

«Я считаю, что наиболее удачным на занятии было…»

«Мне понравилось на встрече…»

«Я радуюсь тому, что…»

Такая организация рефлексии позволяет взрослому размышлять о том, как протекала совместная деятельность в игре-драматизации, что с ним произошло, что он чувствует.

Прекрасно развивает рефлексию у детей метод «Дневник наших встреч», который запечатлевает страницы общения взрослых с детьми в театрализованной деятельности.

Эффективность работы на каждом этапе и переход к следующему этапу педагогической технологии осуществляется на основе промежуточной диагностики. Ее сроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.

В статье  представлен  опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

Обучение воспитателей применению метода проектов (проектной технологии) в работе с детьми.

Здесь представлен план методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов  в вопросах использования метода проектов в работе с детьми...

Творческий проект "Нетрадиционные методы рисования"

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...