Трудовые поручения.
статья

Горностай Ксения Владимировна

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trudovye_porucheniya.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовые поручения

Без дела слабеет сила.

 

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

 

Без труда нет плода.

       

Труд - это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, слышать, почувствовать.

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Поручения при организации трудовой деятельности детей имеют всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Особое воспитательное значение они имеют на младших дошкольниках, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.

Трудовые поручения необходимо отличать от обязанностей. И не только потому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой деятельности и положением ребенка в ней. Обязанность заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом проявить личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнить эту работу.

Чтобы у ребенка появились эти обязанности, ему необходимо обрести опыт, то есть специальная подготовка, которая позволяет освоить содержание деятельности. Такая подготовка осуществляется посредством разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности.
Трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста часто переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогут воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого.

Во время воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже ― коллективные, маленьким подгруппам ― двум-трем детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет.
Поручения мот быть разными:

- по трудности (простые, сложные),

- характеру выполнения (индивидуальные или совместные),

- времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

 Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (два-три дня) отвечает за какое-то дело.
Трудовые поручения охватывают всю жизнь детей в течение дня в детском саду. Это закономерно, так как педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как для самого ребенка, так и для всей группы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм использования трудовых поручений в разных возрастных группах.

Поручения­  - обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какие-либо трудовые действия (первая форма организации трудовой деятельности). Используются во всех возрастных группах. Поруче...

Планирование обучения детей старшей группы трудовым поручениям

Материал поможет воспитателям планировать работу по обучению детей трудовым поручениям на участке и в группе....

Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Данный материал поможет педагогам в работе с детьми и при написании плана образовательной деятельности. В этом комплексе сделана подборка на каждый месяц подвижных и дидактических игр, так же тр...

Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (декабрь, январь, февраль).

Продолжение к комплексу подвижных игр, трудовых поручений, наблюдений, дидактических игр....

Консультация для воспитателей «Труд в природе и трудовые поручения».

Цель: уточнить знания педагогов по организации трудовой деятельности в летний период. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всеме...

Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду.

Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду....