Консультация для педагогов " Театрализованная деятельность"
учебно-методический материал
Консультация для педагогов " Театрализованная деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Театрализованная деятельность в ДОУ»
Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский писал:
«Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности»
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. Используя театрализацию в системе развития детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Какие решаются задачи в этих областях:
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
- развитие памяти, умение планировать свои действия для достижения результата.
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- формирование культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
- развитие предпосылок у ребенка уважать себя, сознательное отношение к своей деятельности;
- развитие эмоций;
- восприятие этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие воображения;
-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
- выразительность исполнения основных видов движений;
- развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС – интеграция всех направлений развития ребенка. Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.
Театрализованная деятельность является разновидностью игры, и организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.
Театрализованная игра в образовательной деятельности: во время образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием. Он вводит персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения НОД способствует раскрепощению ребенка, создает атмосферу свободы в игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне образовательной деятельности. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, которые способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Театральная деятельность делится на две группы:
- режиссерские игры:
- настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. (Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.)
- игры-драматизации.
1. Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди»). Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой.
- Игры-драматизации с куклами би – ба - бо - в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
- Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
Для организации детского театра нужны куклы, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.)
ВИДЫ ТЕАТРА:
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:
- настольный театр игрушек;
- настольный плоскостной театр;
- плоскостной театра на фланелеграфе;
- пальчиковый театр.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
- мягкой игрушки;
- деревянный театр;
- конусный театр;
- театр народной игрушки;
- плоскостных фигур;
- театр ложек;
- театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.
В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с:
- марионетками,
- театром «живой руки»,
- платочный театр,
- люди – куклы.
Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.
По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные.
- К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
- Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-7 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6 - 8 лет.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру:
- творческий замысел,
- сюжет,
- содержание,
- игровую ситуацию,
- роль,
- ролевые и организованные действия и отношения,
- правила.
Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Вывод: Таким образом, значение театрализованной деятельности невозможно переоценить, театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, театральная деятельность требуют решительности, трудолюбия, смекалки, а театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, и всегда пользуются у них неизменной любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду".
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей....
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельностиИгра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знан...
Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего возраста"
Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей....
Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду"
Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью....
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ. Виды театров»
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ. Виды театров»...
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду»
Этот материал окажет практическую помощь педагогам в организации театрализованной деятельности в детском саду....
Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду."
В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована предметно -развивающая среда, чтобы ребёнок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности. Предметно...