Эмоциональный интеллект
статья (подготовительная группа)

Дюсмекеева Наталия Васильевна

Ребёнок уже в детском саду может читать и писать, иметь золотой значок ГТО первой ступени, но этого будет не достаточно для гармоничного развития.

Именно эмоции делают нашу жизнь ярче, они позволяют нам воспринимать, проживать настоящие моменты здесь и сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе51 КБ

Предварительный просмотр:

Думать сердцем: как и зачем?

Эмоциональный интеллект EI

   - это способность управлять

собственными эмоциями,

а также распознавать их как у себя,

так и у окружающих.

Асара Миранда

Уважаемые члены жюри!

Наблюдая за детьми, невольно задумываюсь – какие они современные дети? Дошкольник сегодня на «ты» с современной техникой, посещает всевозможные кружки и секции, оперирует в уме двухзначными цифрами, легко читает огромные тексты, но оставшись один на один с самим собой, начинает скучать. Он не знает чем себя можно занять? Ему всё не интересно.

Складывается впечатление, что современные дети перенасыщены готовыми, «упакованными» игровыми предложениями, аниматорами. Они

переиграли, переотдыхали, перенасытились – дети живут в искусственном мире, в их жизни порой нет ни одной свободной минуты, но нет и любопытства.

Так всё же, какие же они, эти современные дети? Слишком серьёзные или слишком загруженные информацией?

Можно сделать вывод, что мы все: и родители и педагоги, нацелены на развитие физического здоровья (чтоб не болел) и интеллекта ребёнка, его «IQ» (ведь ему сдавать ЕГЭ и поступать), а эмоциональная сторона зачастую страдает, оставаясь без внимания. В итоге, ребёнок растёт физически здоровым, интеллектуально развитым, но абсолютно эмоционально незрелым. Он не умеет строить отношения с другими людьми, не понимает собственных чувств, теряет мотивацию, не справляется со стрессом!

В литературе по педагогике и психологии данная тема обозначена как проблема дефицита эмоционального интеллекта «EI». Под данным определением понимают способность распознавать, управлять своими эмоциями и чувствовать эмоции окружающих.

Почему же эмоциональный интеллект значим для человека не меньше, чем умственный интеллект?

Ребёнок уже в детском саду может читать и писать, иметь золотой значок ГТО первой ступени, но этого будет не достаточно для гармоничного развития.

Именно эмоции делают нашу жизнь ярче, они позволяют нам воспринимать, проживать настоящие моменты здесь и сейчас.

        Российская педагогика сегодня, это педагогика, нацеленная на «реализацию Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности в форме творческой активности»» (ФГОС ДО п.1.2). В федеральном государственном  образовательныом стандарте отводится важное значение развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Какие же условия должны быть созданы в ДОУ для поддержки и развития детской инициативы и эмоционального благополучия ребёнка?

Нельзя ни принять мысль, что образовательная насыщенность будет плодотворной при создании педагогом условий свободного выбора детьми самостоятельной деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д), принятия ими решений и возможности выражать свои чувства и мысли. В работе по этому направлению невозможно не ориентироваться на зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, его эмоциональный запрос и жизненный опыт.

Эффективность обучения зависит от реакции ребёнка на ту или иную ситуацию, от того как он переживает свои успехи и неудачи, а также от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении детей.

Моя практика оформления среды своей группы совместно с детьми, размещение функционально и доступно, а не «витринно» материалов и конструкций, использования «говорящей» маркировки и создания условий для сохранения и использования детских работ в игре позволяет действовать детям в соответствии со своим интересом и иметь максимальную эмоциональную включённость в процесс. Возможность в любое время взять и свободно перенести с места на место интересующий его материал, а так же созданная индивидуальная система хранения позволяет сохранить поделки и вернуться к их использованию через некоторое время по желанию ребёнка, а также способствует развитию самостоятельности у детей.  

Эмоции управляют вниманием ребёнка, причем, чем сильнее эмоция, тем больше внимания. Дети быстро забывают то, что эмоционально нейтрально и не имеет для них большого значения, не находит в их мире эмоционального отклика. Вопрос развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации образовательного процесса.  

Значительная роль в развитии у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений, но и эмоциональный фон жизни ребёнка. Тандем педагога и родителей позволяет учитывать индивидуальность, сохраняя темп развития ребёнка, ориентироваться на его интересы, склонности и задатки.

Мой опыт с опорой на открытые вопросы, на интерес и открытия маленьких «почемучек», системная работа над проектами в малых группах по теме домашних заготовок «Я хочу знать…» - все эти и многие другие формы позволяют плодотворно и гармонично развивать не только познавательную сферу, но и эмоциональный интеллект моих воспитанников. Данные формы работы, безусловно, возможны благодаря поддержке и участию родителей ребят моей группы.

Очевидно, что сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, а значит потенциально успешного в будущем.

Закончить своё размышление я хочу словами известного учёного и бизнес - тренера Дэвида Карузо, который наиболее точно, на мой взгляд, сформулировал мысль о  том, почему эта тема важна и как одно не бывает без другого: «Важно понимать, что эмоциональный интеллект – не противоположность интеллекту как таковому, это не триумф сердца над разумом, но уникальное сочетание и того, и другого».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект

материал на ширму для родителей...

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Тест на эмоциональный интеллект

Тест даст Вам возможность поразмышлять над проявлением своих эмоций....

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Понятие эмоциональный интеллект, позитивный интеллект

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта, описывающие структуру эмоци...