Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро".
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие о жанровом своеобразии сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pust_zlo_na_prodelki_hitro._zanyatie.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 186»
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«ПУСТЬ ЗЛО НА ПРОДЕЛКИ
ХИТРО, НО ВСЕ Ж ПОБЕЖДАЕТ ДОБРО…»
СОСТАВИЛА:
ПДО: АДЖИ АЛЛА ВИКТОРОВНА
ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ДОРОВСКАЯ ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
ВОРОНЕЖ – 2019
Программное содержание: познакомить детей с жанровым своеобразием сказки, дать представление о жанре; познакомить детей с особенностями композиции сказок (сказочный зачин, сказочная концовка, наличие троекратных повторов в самом повествовании; познакомить детей с разными видами сказок (сказки о животных, волшебные сказки, сказки в стихах, докучные сказки; научить детей отличать положительных и отрицательных героев сказок).
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, четыре конверта с заданиями. Волшебный клубочек.
Ход образовательной деятельности
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Педагог: Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необычное увлекательное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке ездит, где царь Кашей над златом чахнет, и где в райских садах яблоки молодильные растут. Мы отправимся в сказку и узнаем о сказке много интересного.
Дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету»:
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро.
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся,
А Золушку выручит Фея,
Не станет Горыныча Змея…
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду,
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вмиг Сивка Бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!
Педагог:
Сказка по лесу идет,
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой
Сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки –
Слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит,
Сказка – умница и прелесть –
Ей повсюду путь открыт.
Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети,
А чему нас учат сказки –
Отвечайте без подсказки!
Дети: сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу.
Педагог: В сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят, что сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Почему говорят, что сказка - ложь. Что такое ложь?
Дети: ложь – обман, неправда, вранье.
Педагог: А почему же сказка – обман и неправда.
Дети: Потому, что в сказке происходят события, которых не бывает на самом деле, которые в реальной жизни происходить не могут.
Педагог: Сказка всегда преподает какой-то урок добрым молодцам. А кто такие «добры молодцы».
Дети: Это мальчики. Молодые люди.
Педагог: А девочек в старину как называли?
Дети: Красны девицы.
Педагог: Да, ребята, сказка – это необыкновенная, волшебная история, которая не может происходить в реальной жизни, но она обязательно поучительная и преподает нам урок. А какие волшебства могут происходить в сказках? В этом нам поможет разобраться волшебный клубочек. Сейчас он покатится по вашим ладошкам. И как только попадет к кому-нибудь из вас в руки, так вы сразу назовете волшебство. Чудо, которое может происходить в сказках.
Дети:
В сказках животные разговаривают.
В сказках летают на ковре-самолете.
В сказках лягушка сбрасывает шкуру и превращается в прекрасную царевну.
В сказках Фея взмахнет волшебной палочкой, и тыква превращается в карету.
В сказках Баба Яга на метле летает.
В сказках Баба-яга на метле летает.
В избушка поворачивается.
В сказках гусли-самоигры заставляют плясать.
(На экране презентации появляются картинки, которые отображают все чудеса, происходящие в сказках).
Педагог: А сейчас сядем рядком и поговорим ладком. (Дети садятся на стульчики вместе с педагогом).
Есть еще признаки, по которым мы можем отличить сказку от простого рассказа.
Это сказочный зачин, сказки почти всегда начинаются одними и теми же словами: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Это сказочная концовка, сказки заканчиваются такими словами: «И стали они жить-поживать и добра наживать…, «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец…», «И я там был, мед, пиво, пил, по усам текло, а в рот не попало…»
А еще узнаваемо само повествование, в котором обычно бывают троекратные повторы (события повторяются три раза):
Три дня и три ночи бились они.
Три девицы под окном.
Три головы у Змея Горыныча.
Три желания.
Тридцать три богатыря.
(На экране появляются эпизоды сказок, в которых встречаются троекратные повторы).
Педагог: Ребята, но не все сказки одинаковы. Они бывают разные.
Бывают сказки о животных. Бывают сказки волшебные. Бывают сказки в стихах. Бывают сказки докучные. Вот перед нами четыре конверта. В них задания, которые нам подготовили все эти сказки. Когда мы их выполним, мы с вами больше узнаем о сказках.
Сказки о животных
На картинках изображены разные животные. Нужно вспомнить, как этих животных называют в сказках?
Лиса – Лисичка-Сестричка, Лиса Патрикеевна, Кума-лиса.
Волк – Волк – зубами щелк, Волчок – серый бочок, Волчище – острые зубищи.
Заяц – Заяц Косой, Зайчик-побегайчик.
Лягушка – Лягушка-квакушка, лягушонка в коробчонке.
Мышка Мышка-норушка.
Медведь – Михайло Потапович, Мишка косолапый.
Петух – Петушок – Золотой гребешок.
Ежик – Ежик – ни головы, ни ножек.
Логические задания. Если то, что я скажу правильно – вы поднимаете большой палец кверху и говорите: «Да!» А если то, что я скажу – неправильно – вы опускаете большой палец вниз и говорите: «Нет!»
Все деревья имеют ствол и ветки. Береза также имеет ствол и ветки, значит береза… (дерево).
Все волки серые. Заяц летом тоже серый. Значит летом заяц … (волк).
Все кошки ловят мышей. Лиса тоже ловит мышей. Значит лиса… (кошка).
Медведь спит зимой. Еж тоже спит зимой. Значит еж… (медведь).
У собак хороший слух. Овчарка хорошо слышит, значит овчарка… (собака).
Птицы летают. Петух не может летать. Значит он… (не птица).
Дети выбирают правильное утверждение.
Педагог берет второй конверт с заданиями.
Волшебные сказки
Педагог. Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он пришел из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Как вы думаете, ребята, почему Незнайке дали такое имя?
Дети: Потому что он ничего не знает.
Педагог: Наш Незнайка все-таки кое-что умеет. Он умеет сочинять стихи. А что главное в стихах?
Дети: Рифма.
Педагог: Мы послушаем стихи, которые сочинил Незнайка, и оценим их. Действительно в стихах главное – это рифма? Может, иногда нужно задуматься и о смысле?
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор Бармалей.
В стареньком домике на подоконнике
Стоял горшок, а в горше – цветок,
На цветке – бутон, а в бутоне том
Жила-была крошка – Бабка Ежка.
Целый день в зеленой коже,
Целый день все квак да квак.
Но скрывается под кожей
Все мудрей и всех пригожей
Кто? Царевна Шапокляк.
Плюшек я тебе припас.
Прилети ко мне хоть раз,
Мастер всяческих проказ
Лучший в мире Карабас.
Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
Простите, я спешила…
Зовут меня Страшила.
Дети исправляют Незнайку. Называют правильных сказочных персонажей и делают вывод, что в стихах важна не только рифма. Но и смысл тоже.. 3-й конверт с заданиями.
Сказки в стихах
Педагог: Мы с вами пришли к выводу, что в стихах важна не только рифма, но и смысл тоже. И сказки в стихах сочиняют настоящие поэты, у которых есть талант не тольтко рифмовать слова, но и придавать сказкам глубокий смысл.
(На экране сказки А.С. Пушкина и К.И. Чуковского, портреты писателей).
Дети называют их.
Педагог: А теперь, ребята, сказки в стихах приглашают нас на небольшую разминку.
Речь с движением «Сказка в двери к нам стучится»
Сказка в двери к нам стучится:
То взмахнет пером Жар Птицы,
То козленочком заблеет,
То зарею заалеет.
То отыщет клад Кощея,
Победит лихого змея,
То промчится в ступе Ежки
В лес к избе на курьих ножках.
То от яблоньки волшебной
Спелым плодом поманит,
То в глухой чащобе печка пирожками угостит.
Сказка, просим, к нам приди –
С нами рядом посиди!
Педагог предлагает детям присесть на стульчики и открыть последний, четвертый конверт с заданиями.
Докучные сказки
В конверте вложена карточка, на которой написано: «Расскажи сказку!» Я сейчас вам расскажу сказку, и вы поймете, почему эти сказки так называются – докучные.
Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона сохнет.
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет,
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона мокнет.
Шел в другой раз через мост,
Глядь – ворона мокнет,
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет.
Педагог рассказывает сказку несколько раз с увеличением темпа. Дети смеются.
Педагог. Вам не надоело слушать эту сказку? Она потому так и называется докучная, что означает надоедливая. Докучать и надоедать – слова одинаковые по смыслу. Что вам докучает? (Ответы детей: комар, звенящий над ухом, громкая музыка, маленький братишка, который разбрасывает игрушки, беспорядок в доме, пыль, которую нужно без конца вытирать, а она вновь садится).
Педагог: Мы с вами выполнили все задания, которые лежали в конвертах. Теперь вы много знаете о сказках Самое главное, что мы усвоили из сказанного: «В сказке добро всегда побеждает зло». А это означает, что в сказке есть добрые и злые персонажи. Чтобы победить злых персонажей, мы должны с вами их знать. (На экране появляются злые персонажи, дети их называют).
Педагог: Ну вот, ребята, мы с вами назвали злых персонажей. Теперь мы будем знать, с кем в сказках нужно бороться, чтобы добро непременно восторжествовало. А теперь мы вспомним нашу любимую песенку и попрощаемся с гостями.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету», дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Замок Снежной королевы"
Цель: Развитие творческого воображения через погружение детей в сказочную ситуацию с использованием конструктора из геометрических фигур для тканевой пластики.Задачи: 1....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по физическому развитию «Волшебный цветок»
Организованная образовательная деятельность направлена на воспитание основ здорового образа жизни...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г. Домашние птицы.Цель.Различение и правильное произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказка учит, как делать добро»
Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский район Программное содержание:Обучающие задачи:1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.2. Учить уз...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»
Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"
Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисование) Тема: «Сказка о царе Салтане»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисивание) Тема:"Сказка о царе Салтане"...