Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Занятие о жанровом своеобразии сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pust_zlo_na_prodelki_hitro._zanyatie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 186»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

«ПУСТЬ ЗЛО НА ПРОДЕЛКИ

ХИТРО, НО ВСЕ Ж ПОБЕЖДАЕТ ДОБРО…»

                                                СОСТАВИЛА:

                                                                       ПДО: АДЖИ АЛЛА ВИКТОРОВНА

                                                                       ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ:

                                                                       МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ДОРОВСКАЯ ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

ВОРОНЕЖ – 2019

Программное содержание: познакомить детей с жанровым своеобразием сказки, дать представление о жанре; познакомить детей с особенностями композиции сказок (сказочный зачин, сказочная концовка, наличие троекратных повторов в самом повествовании; познакомить детей с разными видами сказок (сказки о животных, волшебные сказки, сказки в стихах, докучные сказки; научить детей отличать положительных и отрицательных героев сказок).

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, четыре конверта с заданиями. Волшебный клубочек.

Ход образовательной деятельности

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Педагог: Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необычное увлекательное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке ездит, где царь Кашей над златом чахнет, и где в райских садах яблоки молодильные растут. Мы отправимся в сказку и узнаем о сказке много интересного.

Дети исполняют песню  «Сказки гуляют по свету»:

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах…

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит…

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро.

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В речки, как в окна, глядятся,

А Золушку выручит Фея,

Не станет Горыныча Змея…

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро…

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду,

Стоит сомкнуть мне ресницы –

Вмиг Сивка Бурка приснится.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной…

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро!

Педагог:

Сказка по лесу идет,

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой

Сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки –

Слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит,

Сказка – умница и прелесть –

Ей повсюду путь открыт.

Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети,

А чему нас учат сказки –

Отвечайте без подсказки!

Дети: сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу.

Педагог: В сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят, что сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Почему говорят, что сказка  - ложь. Что такое ложь?

Дети: ложь – обман, неправда, вранье.

Педагог: А почему же сказка – обман и неправда.

Дети: Потому, что в сказке происходят события, которых не бывает на самом деле, которые в реальной жизни происходить не могут.

Педагог: Сказка всегда преподает какой-то урок добрым молодцам. А кто такие «добры молодцы».

Дети: Это мальчики. Молодые люди.

Педагог: А девочек в старину как называли?

Дети: Красны девицы.

Педагог: Да, ребята, сказка – это необыкновенная, волшебная история, которая не может происходить в реальной жизни, но она обязательно поучительная и преподает нам урок. А какие волшебства могут происходить в сказках? В этом нам поможет разобраться волшебный клубочек. Сейчас он покатится по вашим ладошкам. И как только попадет к кому-нибудь из вас в руки, так вы сразу назовете волшебство. Чудо, которое может происходить в сказках.

Дети:

        В сказках животные разговаривают.

        В сказках летают на ковре-самолете.

        В сказках лягушка сбрасывает шкуру и превращается в прекрасную царевну.

        В сказках Фея взмахнет волшебной палочкой, и тыква превращается в карету.

        В сказках Баба Яга на метле летает.

        В сказках Баба-яга на метле летает.

        В избушка поворачивается.

        В сказках гусли-самоигры заставляют плясать.

(На экране презентации появляются картинки, которые отображают все чудеса, происходящие в сказках).

Педагог: А сейчас сядем рядком и поговорим ладком. (Дети садятся на стульчики вместе с педагогом).

Есть еще признаки, по которым мы можем отличить сказку от простого рассказа.

Это сказочный зачин, сказки почти всегда начинаются одними и теми же словами: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Это сказочная концовка,  сказки заканчиваются такими словами: «И стали они жить-поживать и добра наживать…, «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец…», «И я там был, мед, пиво, пил, по усам текло, а в рот не попало…»

А еще узнаваемо само повествование, в котором обычно бывают троекратные повторы (события повторяются три раза):

        Три дня и три ночи бились они.

        Три девицы под окном.

        Три головы у Змея Горыныча.

Три желания.

Тридцать три богатыря.

(На экране появляются эпизоды сказок, в которых встречаются троекратные повторы).

Педагог: Ребята, но не все сказки одинаковы. Они бывают разные.

Бывают сказки о животных. Бывают сказки волшебные. Бывают сказки в стихах. Бывают сказки докучные. Вот перед нами четыре конверта. В них задания, которые нам подготовили все эти сказки. Когда мы их выполним, мы с вами больше узнаем о сказках.

Сказки о животных

На картинках изображены разные животные. Нужно вспомнить, как этих животных называют в сказках?

Лиса – Лисичка-Сестричка, Лиса Патрикеевна, Кума-лиса.

Волк – Волк – зубами щелк, Волчок – серый бочок, Волчище – острые зубищи.

Заяц – Заяц Косой, Зайчик-побегайчик.

Лягушка – Лягушка-квакушка, лягушонка в коробчонке.

Мышка Мышка-норушка.

Медведь – Михайло Потапович, Мишка косолапый.

Петух – Петушок – Золотой гребешок.

Ежик – Ежик – ни головы, ни ножек.

Логические задания. Если то, что я скажу правильно – вы поднимаете большой палец кверху и говорите: «Да!» А если то, что я скажу – неправильно – вы опускаете большой палец вниз и говорите: «Нет!»

        Все деревья имеют ствол и ветки. Береза также имеет ствол и ветки, значит береза… (дерево).

        Все волки серые. Заяц летом тоже серый. Значит летом заяц … (волк).

        Все кошки ловят мышей. Лиса тоже ловит мышей. Значит лиса… (кошка).

        Медведь спит зимой. Еж тоже спит зимой. Значит еж… (медведь).

        У собак хороший слух. Овчарка хорошо слышит, значит овчарка… (собака).

        Птицы летают. Петух не может летать. Значит он… (не птица).

Дети выбирают правильное утверждение.

Педагог берет второй конверт с заданиями.

Волшебные сказки

Педагог. Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он пришел из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Как вы думаете, ребята, почему Незнайке дали такое имя?

Дети: Потому что  он ничего не знает.

Педагог: Наш Незнайка все-таки кое-что умеет. Он умеет сочинять стихи. А что главное в стихах?

Дети: Рифма.

Педагог: Мы послушаем стихи, которые сочинил Незнайка, и оценим их. Действительно в стихах главное – это рифма? Может, иногда нужно задуматься и о смысле?

        Лечит в Африке зверей

Добрый доктор Бармалей.

В стареньком домике на подоконнике

Стоял горшок, а в горше – цветок,

На цветке – бутон, а в бутоне том

Жила-была крошка – Бабка Ежка.

Целый день в зеленой коже,

Целый день все квак да квак.

Но скрывается под кожей

Все мудрей и всех пригожей

Кто? Царевна Шапокляк.

Плюшек я тебе припас.

Прилети ко мне хоть раз,

Мастер всяческих проказ

Лучший в мире Карабас.

Где ваше платье бальное?

Где туфелька хрустальная?

Простите, я спешила…

Зовут меня Страшила.

Дети исправляют Незнайку. Называют правильных сказочных персонажей и делают вывод, что в стихах важна не только рифма. Но и смысл тоже.. 3-й конверт с заданиями.

Сказки в стихах

Педагог: Мы с вами пришли к выводу, что в стихах важна не только рифма, но и смысл тоже. И сказки в стихах сочиняют настоящие поэты, у которых есть талант не тольтко рифмовать слова, но и придавать сказкам глубокий смысл.

(На экране сказки А.С. Пушкина и К.И. Чуковского, портреты писателей).

Дети называют их.

Педагог: А теперь, ребята, сказки в стихах приглашают нас на небольшую разминку.

Речь с движением «Сказка в двери к нам стучится»

        Сказка в двери к нам стучится:

        То взмахнет пером Жар Птицы,

        То козленочком заблеет,

То зарею заалеет.

То отыщет клад Кощея,

Победит лихого змея,

То промчится в ступе Ежки

В лес к избе на курьих ножках.

То от яблоньки волшебной

Спелым плодом поманит,

То в глухой чащобе печка пирожками угостит.

Сказка, просим, к нам приди –

С нами рядом посиди!

Педагог предлагает детям присесть на стульчики и открыть последний, четвертый конверт с заданиями.

 Докучные сказки

В конверте вложена карточка, на которой написано: «Расскажи сказку!» Я сейчас вам расскажу сказку, и вы поймете, почему эти сказки так называются – докучные.

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет,

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона мокнет.

Шел в другой раз через мост,

Глядь – ворона мокнет,

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет.

Педагог рассказывает сказку несколько раз с увеличением темпа. Дети смеются.

Педагог. Вам не надоело слушать эту сказку? Она потому так и называется докучная, что означает надоедливая. Докучать и надоедать – слова одинаковые по смыслу. Что вам докучает? (Ответы детей: комар, звенящий над ухом, громкая музыка, маленький братишка, который разбрасывает игрушки, беспорядок в доме, пыль, которую нужно без конца вытирать, а она вновь садится).

Педагог: Мы с вами выполнили все задания, которые лежали в конвертах. Теперь вы много знаете о сказках Самое главное, что мы усвоили из сказанного: «В сказке добро всегда побеждает зло». А это означает, что в сказке есть добрые и злые персонажи. Чтобы победить злых персонажей, мы должны с вами  их знать. (На экране появляются злые персонажи, дети их называют).

Педагог: Ну вот, ребята, мы с вами назвали злых персонажей. Теперь мы будем знать, с кем в сказках нужно бороться, чтобы добро непременно восторжествовало. А теперь мы вспомним нашу любимую песенку и попрощаемся с гостями.

        Звучит песня «Сказки гуляют по свету», дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Замок Снежной королевы"

Цель: Развитие творческого воображения через погружение детей в сказочную ситуацию  с использованием конструктора из геометрических фигур для тканевой пластики.Задачи: 1....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по физическому развитию «Волшебный цветок»

Организованная образовательная деятельность направлена на воспитание основ здорового образа жизни...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г.           Домашние птицы.Цель.Различение и правильное  произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказка учит, как делать добро»

Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский район Программное содержание:Обучающие задачи:1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.2. Учить уз...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"

Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисование) Тема: «Сказка о царе Салтане»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисивание) Тема:"Сказка  о царе Салтане"...