Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Масленица».
план-конспект занятия (старшая группа)

Познакомить с праздником  Масленица, приобщать детей к русской истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_maslenitsa.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:


Занятие в старшей группе  «Масленица» 

Цели и задачи: 

1. Познакомить с праздником Масленицей. 

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. 

3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление. 

4. Активизировать активный словарь. 

5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени. 

6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение. 

7. Приобщать детей к русской истории. 

8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры. 

ХОД ЗАНЯТИЯ: 

Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку! 

Всю неделю отдыхают, 

Всех блинами угощают! 

Холод, зиму провожают, 

А весну с теплом встречают! 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке? 

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник. 

Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла. 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте! 

Желтый, круглый, ароматный 

И на вкус такой приятный 

И с вареньем, и с медком, 

Со сгущенным молочком! 

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные! 

Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем! 

Подвижная игра: «Весна, весна красная» 

Весна, весна красная водят хоровод 

Приди весна с радостью 

С радостью, с радостью, 

С великой милостью! 

Со льном высоким останавливаются, руки 

поднимают вверх, встают на 

носочки 

С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз 

С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки 

Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? » 

Игра: «Что за чем, и перед чем? » 

Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник) 

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д. 

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе! 

Понедельник — Встреча. 

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. 

Вторник — Заигрыш. 

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки. 

Среда — Лакомка. 

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать! 

Дети отгадывают загадки: 

Что на сковородку наливают 

Да вчетверо сгибают? (блины) 

Отгадать легко и быстро: 

Мягкий, пышный и душистый, 

Он и чёрный, он и белый, 

А бывает подгорелый (Хлеб) 

В печь сперва его сажают, 

А как выйдет он оттуда, 

То кладут его на блюдо. 

Ну, теперь зови ребят! 

По кусочку все съедят. (Пирог) 

Кольцо не простое, 

Кольцо золотое, 

Блестящее, хрустящее, 

Всем на загляденье. 

Ну и объеденье! (Бублик) 

Из меня пекут ватрушки, 

И оладьи, и блины. 

Если делаете тесто, 

Положить меня должны. (Мука) 

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) 

Я пузырюсь и пыхчу, 

Жить в квашне я не хочу, 

Надоела мне квашня, 

Посадите в печь меня. (Тесто) 

Наша толстая Федора 

Наедается не скоро. 

А зато когда сыта, 

От Федоры – теплота. (Печь) 

"Вырос в поле дом. 

Полон дом зерном. 

Стены позолочены. 

Ставни заколочены. 

Ходит дом ходуном 

На столбе золотом" (Колос) 

Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг) 

Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток. 

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать. 

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки! 

Подвижная игра «Снежок» 

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики 

Мы с тобой снежок слепили лепят снежок 

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг, 

сжимают руки, гладят ладошки 

И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем 

Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый 

Снежок 

Два – поймаем, «ловят» снежок 

Три – уроним «роняют» снежок 

И сломаем! топчут снежок ногами. 

Пятница — Тещины вечерки. 

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. 

Суббота — Золовкины посиделки. 

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица! 

Игра с мячом: «Назови ласково» 

Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д) 

Воскресенье — прощенный день или проводы. 

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица. 

Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.Тема: «Широкая масленица».

Познакомить детей с масленой  неделей, готовящей к Великому посту; формировать представления о посте, как времени подготовки в Пасхе. Воспитывать послушание, искренность, честность. Развивать жел...

Конспект образовательной деятельности для детей 5-7 лет. Тема: «Щедрая Масленица»

Занятие для знакомства дошкольников с традициями и обрядами русского народа....

Конспект образовательной деятельности по аппликации из полосок: «масленица».

Конспект образовательной деятельности по аппликации из полосок: «масленица».(нетрадиционные техники аппликации в детском саду)Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, п...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Масленица"

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе«Масленица» Цель: Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанны...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе На тему: Масленица.

Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица&ra...

Конспект образовательной деятельности "Широкая масленица"

Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней,знакомство с народными...

Конспект образовательной деятельности «Широкая Масленица»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси....