Мастер класс "Играем в профессии" для педагогов
методическая разработка (старшая группа)

Жидкова Ирина Васильевна

Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.

             Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.         

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Играем в профессии»

для педагогов ДОУ

Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

 - совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;

- поиск педагогических идей для развития способности понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;

- содействовать личностному самоопределению.

Оборудование: проектор, компьютер, столы для конструктора, наборы цветных палочек Кюизинера по количеству участников.

 Раздаточный материал: буклеты с играми по профессиям.

Ход:

           Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию наш опыт по ознакомлению детей с профессиями

Вводная часть. 

            Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно.

             Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

             Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.

              Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется:

1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

2) в процессе специально организованных педагогическими работниками формах работы: педагогических ситуаций, экскурсий, праздников, развлечений и т.д.

              Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

            Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра.       Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

           Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению. Можно через проектную деятельность

            Как Вы думаете, с какими профессиями можно познакомиться, работая над проектом «Столовый этикет»? Совершая экскурсии на кухню детского сада, конечно же, с профессией повар. Дети в реалиях видели: в чем одет повар, его отношение к работе, процесс приготовления еды и особенно результат. Что повысило аппетит детей и уважение к труду повара. А вот виртуальные экскурсии помогли нам узнать профессии пекаря, кондитера, официанта, заглянуть на фабрику по производству посуды. Было очень важно, чтобы ребенок видел процесс труда своими глазами.

           Информацию о профессиях дети получают не только в детском саду (в процессе экскурсий, бесед, наблюдений, чтения, обсуждения, рассматриваний картинок, проведения театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных игр, педагогических ситуаций по овладению определенными умениями и элементами трудовой деятельности), но и за его пределами.

            При ознакомлении с растениями, дети познакомятся с такими профессиями как садовник, фармацевт, аптекарь, научились сами ухаживать за растениями, наблюдать за их состоянием, радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Детям  очень интересно делать для себя открытия, которыми они после делились с друзьями.

С помощью экскурсий  познакомила детей с профессиями работников музея, работников театра и мультипликации и т.д.

             В ходе проведения месячника безопасности в наше дошкольное учреждение был приглашен инспектор ДПС. Используя занимательный материал и проигрывая различные ситуации, он проинформировал не только о нормах и правилах, которые должны соблюдать дети на дорогах, но и рассказал, какими качествами должен обладать представитель данной профессии, чем показал важность и серьезность этого труда.

              Проведение праздников, тематических дней, досугов также способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя» и т.д.) А работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.

             Сегодня Вашему вниманию мы хотим представить мастер-класс по теме «Играем в профессии» для детей старшего дошкольного возраста. Мы представляем один из вариантов нашей работы, где участвует воспитатели. Умение работать в команде очень актуально. Команда может решить задачи, которые для одного человека слишком сложны и трудоемки, тем самым можно варьировать идеи, процесс ознакомления и закрепления материала. Коллективная работа над проектом, конечно, не принесет Вам таких лавров, как единоличное выполнение какого-либо задания, но эти проекты гораздо масштабнее и интереснее. Возможно, Вы увидите то, что уже используете в своей работе, а может быть что - то возьмете на заметку.

Основная часть:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня,  хотим пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий, где в конце пути, я думаю, мы сделаем коллаж о тех профессиях, которые нам встретятся.

Ход игры: 

        Звучит сирена пожарной машины (на экране фрагмент из мультфильма «Кошкин дом») Тили-тили, тили - бом! Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Бежит курица с ведром, А за нею во весь дух, С помелом бежит петух….

- Ребята, у кошки случилась беда: пожар! Кого нужно позвать на помощь? (Пожарного).

- По каким причинам случаются пожары? (ответы детей: спичками играли, не выключили плиту, утюг, короткое замыкание и т.д.).

- Как Вы думаете, все ли могут быть пожарными? Какими качествами должен обладать пожарный? (ответы детей: храбрый, быстрый, ловкий, находчивый и т.д.)

1. Эстафета «Тушение пожара» 

Цель: продолжать знакомить с одной из отважных профессий - пожарного, с необходимыми предметами для работы пожарного с трудовыми действиями через эстафету; развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям, развивать ловкость, меткость, быстроту, учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу.

Оборудование: 2 шлема пожарного, 2 ведра, «огнетушитель», 2 мягкие игрушки (животные). Дети делятся на две команды по 4 человека.

1. Первый игрок команды одевает шлем пожарного, бежит до «места пожара», имитируя пожарную машину, после чего возвращается обратно.

 2. Второй игрок команды добегает до указанного места с пожарным ведёрком, возвращается обратно.

3. Третий  игрок добегает до места пожара с огнетушителем, «тушит огонь».

4. Четвертый игрок с платочком у лица (от дыма) бежит, пригнувшись, до «места пожара» и спасает пострадавших.

После эстафеты команда победитель получает эмблему с профессией «Пожарный»

Рекомендации: возможны варианты игры с мячом «Что нужно, чтобы потушить пожар»

 – дети встают в круг и, перебрасывая мяч, перечисляют предметы, необходимые для тушения пожара. Пожар мы потушили, но вот беда: пострадала кошка. Ребята, для того, чтобы помочь пострадавшим при пожаре, куда надо обратиться? (ответы детей)

- Людей лечат врачи, а кто лечит животных? (ответы детей) Правильно, животных лечит специальный врач – ветеринар. Конечно, Вам знакома сказка К.И. Чуковского «Доктор Айболит» и Вы помните, как он помогал зверюшкам? Ветеринар не только лечит, дает лекарства или делает операции, но и делает профилактические прививки, чистит уши, обрабатывает лапы. Ветеринарную клинику можно узнать по значку, на нем нарисована либо лапа, либо само животное. Давайте с Вами поможем нашей кошке выздороветь.

2. «Ветеринар» 

Цель: продолжать знакомить детей с разновидностью медицинских профессий, формировать представления детей о работе ветеринара, клиники и её функциях, учить подбирать и называть предметы для лечения и осмотра больных.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов и медицинских принадлежностей. На столе разложены карточки с различными предметами, лекарствами, медицинскими принадлежностями, нужно выстроить алгоритм оказания помощи кошке.

         Каждая команда на столе выкладывает последовательность действий. После команда победитель получает эмблему с профессией «Ветеринар» Кошку вылечили, но вот новая задача. Нашей кошке надо где-то жить. У нее же сгорел дом.

- Как нам теперь ей помочь? (ответы детей: нужно построить новый дом)

-  А как? Как нам определится, какой нужно строить дом? Кто нам может помочь? (ответы детей)

- Чтобы новый дом построить,

Или новый детский сад,

На бумаге архитектор,

План рисует и фасад.

Все начертит, посчитает

И покажет, что и как

Сколько комнат, где какая

Где подвал, а где чердак… (стихотворение из книги «Большая книга профессий для самых маленьких», автор Г.П.Шалаева)

-  Архитектор – это одна из строительных специальностей. Для того чтобы быть архитектором, нужно знать много наук: и математику, и историю, географию и черчение и т.д. Ведь дом должен быть прочным и красивым.    Дома – это украшение города. И сейчас мы с Вами будем архитекторами и создадим проект нового дома. А помогут нам в этом палочки Кюизенера. Рекомендации: возможны варианты игры, например: по заданному количеству палочек и т.д.

3. «Проект дома» 

Цель: развивать детское творчество, фантазию и воображение, мелкую моторику и конструктивные способности. Дети берут палочки и выкладывают различные варианты домов. Обсуждаем проекты и выбираем один для постройки. После команда победитель получает эмблему с профессией «Архитектор» Ну вот, теперь, мы можем обращаться к другим строительным специальностям.

- Какие строительные специальности вы можете назвать? (ответы детей: сварщик, монтажник, каменщик, замерщик, плотник, плиточник). Пальчиковая игра: «Строители» 

Рядом с нами, за углом, (Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы правой руки, начиная с мизинца.)

Дружно строят новый дом: (Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы левой руки, начиная с мизинца.)

 Каменщик, маляр, электрик, (Сгибать пальцы правой руки, начиная с большого)

Плиточник, сантехник (Стукнуть кулаком правой руки ладонь левой)

4. «Строители» 

Цель: продолжать знакомить детей со строительными специальностями, технологией постройки дома, обогащать словарь расширять у детей опыт конструирования на основе готового плана, учить самостоятельно возводить постройку, воспитывать внимательность, доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование: набор конструктора (деревянный, Лего разного цвета или конструктор из серии «Город»).

Ход игры: Дети под музыку стоят дома (Конструктор для постройки дети выбирают самостоятельно). Пока дети строят, воспитатель может вести беседу.

       Рабочий день на стройке начинается очень-очень рано, а заканчивается поздно. Строители торопятся скорее построить здание, чтобы в нём могли поселиться люди. Строительство любого здания начинается с заливки фундамента, фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным. После того как залит фундамент, на стройке наступает затишье, так как фундаменту нужно время чтобы «набрать прочность».     Следующий этап – возведение стен. Возводить их будут бетонщики и каменщики. Любое здание – жилое или промышленное – покрывается кровлей ил крышей.

        Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Здание смотрит на нас пустыми проёмами окон. Этим займутся монтажники.

        Монтажник — это человек, который занимается установкой, соединением, закреплением и подключением различных строительных элементов, сантехники, систем вентиляции, теплосети, котлов, бытовой техники и т. д. Ну а самый последний этап это внутренняя отделка помещений.

-  Кто же теперь будет работать на стройке, как вы думаете? (Ответы детей). Ну, конечно, это маляры, штукатуры, плиточники.

         После команда победитель получает эмблему с профессией «Строитель»

- Вот и дом готов, да вот беда: как же пройти к дому? Того глядишь увязнешь в песке. Да и около дома не красиво, пусто. Как Вы думаете, к кому теперь нам надо обратиться.

-  Есть такая профессия ландшафтный дизайнер, он занимается благоустройством территории на улице, она очень схожа с профессией садовник и даже архитектор.

5. «Украшаем улицу»

Цель: развивать коммуникативные навыки, восприятие, творческое мышление, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, дать возможность для самовыражения.

Оборудование: набор разноцветных камешков, набор деревьев, кустарников.

Ход игры: Представители команд подходят к своим домам и оформляют территорию вокруг дома. После команда получает эмблему с профессией «Ландшафтный дизайнер»

Отрывок из мультфильма «Кошкин дом»:

И готов наш новый дом! Завтра будет новоселье.

На всю улицу веселье. Тили-тили-тили-бом!

Приходите в новый дом!!!

- А какое же новоселье без угощенья. Предлагаю стать кондитерами. Это профессия существует очень давно и у каждого кондитера есть свои рецепты и секреты.

6. «Украшаем торт» 

Цель: продолжать знакомить с трудовыми действиями кондитера, с предметами, необходимыми для работы, порядком выполнения трудовых действий, развивать фантазию и воображение, желание сделать приятное, вызывать положительные эмоции от собственного труда.

Оборудование: салфетки, пластилин, дощечки, стеки.

     Две команды на подносе украшают «торт». После команда получает эмблему с профессией «Кондитер»

        Наше путешествие в мир профессий подошло к концу. Кошка жива и здорова, у нее красивый новый дом. А чтобы Вы не забыли, какие нам профессии сегодня встретились, предлагаю наклеить все полученные эмблемы на наш коллаж. Участники наклеивают эмблемы профессий на коллаж, где уже наклеены фотографии с изображением представителей профессий или профессиональными действиями.

 Заключительная часть 

Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями. Мы надеемся, что наш опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер класс «День здоровья педагогов»

Мастер класс «День здоровья педагогов»   Мастер класс«День здоровья педагогов» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...