Программа "Одаренный ребенок"
методическая разработка
Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является работа с одаренными детьми. Программа рссчитана на детей дошкольного возраста. Цель программы: создание условий для воспитательно- образовательного процесса, направленного на продуктивное, психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennyy_rebenok.docx | 92.94 КБ |
detskaya_odarennost_aketa_dlya_roditeley.docx | 18 КБ |
rabota_s_odarennymi_detmi_kruglyy_stol.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Одаренный ребенок»
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Содержание
Пояснительная записка.
1. Теоретическое обоснование.
2. Исследовательско - диагностический этап.
3. Условия реализация программы.
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложения:
Приложение 1. Ключевые понятия.
Приложение 2. Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка.
Приложение 3. Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми.
Приложение 4. Карта одаренного ребенка.
Приложение 5. Структура программы сопровождения одаренного ребенка.
Приложение 6. План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях».
Приложение 7. План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности».
Приложение 8. План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями».
Приложение 9. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности».
Приложение 10.План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности».
Приложение 11. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего технические способности».
Приложение 12. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности».
Приложение 13. «Диагностический инструментарий для выявления одаренности».
Приложение 14. «Краткий алгоритм разработки индивидуального маршрута одаренного ребенка».
Приложение 15. «Методики развития одаренности».
Приложение 16. «Программа «Знайка». Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития интеллектуальной одаренности дошкольников.
Пояснительная записка. Актуальность темы.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовая база программы:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155
- Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013
- Семейный кодекс РФ
- Конституция РФ
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.)
- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239)
- Приказ Минобрнауки России № 134 от 24.02.2016 "Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей"
- Постановление Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 г. N 643-П
"О государственной программе Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2020 года" - Подпрограмма 3 "Поддержка одаренных детей Саратовской области"
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи.
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | Общая одаренность (интеллектуальная; творческая) Специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности | творческая; академическая; психомоторная коммуникативная |
По интенсивности проявлений | повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые) |
По темпу психического развития | С нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления | стабильная; приходящая (возрастная) |
Таблица №1.
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.
Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности» Таблица №2
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
2. Исследовательско-диагностический этап.
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Подбор диагностического инструментария.
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско- диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет) | ||||
Виды одаренности | Составляющие | Методики диагностики | Кружок, секция, направленный на развитие качества | |
Воспитатель | Психолог | |||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| - | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | |||
Вокальная одаренность | ||||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Конструкторская одаренность | ||||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | |||
Хореографическая одаренность | ||||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | |||
Лидерская одаренность | - | - | ||
2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| Экспресс-методика для 2-й младшей группы | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества | ||
Вокальная одаренность | Наблюдение | |||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | |||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | ||
Хореографическая одаренность | - | |||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | ||
Лидерская одаренность | ||||
Средняя группа (0т 4-х до 5-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| Наблюдение, Экспресс-методика для средней группы Цветовой тест Люшера-Эткинга | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Что за игрушка» | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?» | Музыкальные занятия, | ||
Литературная одаренность | Кружок речевого творчества | |||
Артистическая одаренность | Театральный кружок | |||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия Кружок оздоровительной направленности | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры | |
Лидерская одаренность | ||||
Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга | Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность», |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | Музыкальные занятия | ||
Литературная одаренность | Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | Кружок речевого творчества | ||
Артистическая одаренность | - | Театральный кружок | ||
Конструкторская одаренность | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры | |
Лидерская одаренность | ||||
Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| Наблюдение, Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона_Тулуза Цветовой тест Люшера-Эткинга Методика Юркевича «Древо желаний» | Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность» |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | |||
Литературная одаренность | Тест «Составь рас-сказ по сюжетной картинке» | Кружок речевого творчества | ||
Артистическая одаренность | - | Театральный кружок | ||
Конструкторская одаренность | Тест Равена, Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия Кружок оздоровительной направленности | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры |
- Педагоги и специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
- Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
- Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.
3. Условия реализация программы.
Задачи:
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. На схеме 2 обозначены основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.
Такими условиями являются:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
- занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
- работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
- участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
- тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада - «Дом детского творчества», спортивный комплекс «Юность», «Детская школа искусств», районном ДК. Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого характера между детскими садами, организованным муниципальным отделом управления образования.
СХЕМА
Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:
- первый этап - апробация программы;
- второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
- третий этап - коррекция программы.
На этапе апробации проводится:
- Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
- Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
- Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
- Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям
- Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:
- Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
- Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
- Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами
4. Заключение
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.
Доктор психологических наук В.А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:
- Доминирование интересов и мотивов.
- Эмоциональная погруженность в деятельность.
- Воля к решению, успеху.
- Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.
- Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.
- Бессознательное, интуитивное решение проблемы.
- Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты).
- Многовариантность решений, прогнозов.
- Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Список литературы.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3.Богоявленская М. “Рабочая концепция одаренности” ж/л “Обруч” 2005.
4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
6. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
7. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
9.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
Предварительный просмотр:
Определение направленности интересов и способностей ребенка
(Анкета для родителей)
Инструкция:
«Уважаемые родители! Для того, что бы дать вам конкретные рекомендации по развитию способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 36 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка.
На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно вашему ребенку, ставьте знак - ; если свойственно, но выражено не ярко +; если это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте ++. Если вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной».
№ | Вопрос | Ответ |
1 |
| |
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
5 |
| |
6 |
| |
7 |
| |
8 |
| |
9 |
| |
10 |
| |
11 |
| |
12 |
| |
13 |
| |
14 |
| |
15 |
| |
16 |
| |
17 |
| |
18 |
| |
19 |
| |
20 |
| |
21 |
| |
22 |
| |
23 |
| |
24 |
| |
25 |
| |
26 |
| |
27 |
| |
28 |
| |
29 |
| |
30 |
| |
31 |
| |
32 |
| |
33 |
| |
34 |
| |
35 |
| |
36 |
|
Лист ответов
Фамилия, имя ребенка……………………………………………………………………………………
Дата заполнения………………….
Кто заполнял анкету (мама или папа) нужное подчеркнуть
Если по результатам анкеты ваш ребенок способен к творчеству, то согласны ли вы на участие (вас и вашего ребенка) в бесплатном кружке____________________
Участие родителей предполагает помощь в ________________________________!!!
Нужное подчеркнуть:
Да, согласны. Нет, не согласны.
Подпись: ………………… Расшифровка подписи (фамилия и инициалы): ………………………
Интерпретация результатов (лист для психолога)
Вопросы составлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
- интеллектуальная;
- академические достижения;
- творческое, продуктивное мышление;
- общение и лидерство;
- художественная;
- двигательная.
Подсчитывается количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности той или иной склонности.
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Работа в ДОУ с одаренными детьми»
Цель: осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в воспитании личности активной, творческой, любознательной.
Подготовка:
Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме.
Организация.
1.Актуальность проблемы развития одаренности.
Ведущий:
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Не случайно в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает:
∙ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
∙ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
∙ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.
Упражнение «2 угла»:
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам встать со своих мест и выйти на середину.
1.Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте вокруг красной кегли; те, кто считает, что каждый ребенок одарен по - своему, встаньте вокруг желтой кегли.
2.Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красной кегли;
те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтой кегли.
3.Те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красной кегли;
а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг желтой кегли.
Мы с вами встали в один большой дружный круг. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали.
Я приглашаю вас на круглый стол для того, чтобы вместе обсудить эту проблему и поделиться друг с другом своим опытом работы с одаренными детьми, выслушаем предложения и вместе найдем ответы на поставленные вопросы. Займите, пожалуйста, места за столами.
Тема одаренности, на мой взгляд, очень интересна. И хотя она начала волновать ученые умы достаточно давно, однозначного ответа на данный вопрос не найдено: Сегодня мы обсудим эту тему и попробуем дать ответы на следующие вопросы:
1.Что такое одаренность
2.Виды одаренности.
3.Методы выявления одаренных детей.
4.Условия успешной работы по развитию детской одаренности.
Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения.
Одаренность встречается крайне редко ._____________________Все дети являются Одаренными Отметьте пожалуйста на шкале, где находится ваша точка зрения.
Прежде, чем перейти к обсуждению первого вопроса, прошу вас выполнить упражнение
«Разрушители легенд». Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах. Через 1 минуту озвучьте вашу точку зрения.
1.Некоторые считают, что талантам помогать не надо – если талант есть, то он и сам пробьется. 2.Если ребенок показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.
3.Если ребенок неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой то одаренности? 4.Если ребенок явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена. Работа в группах
Ведущий: Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях. Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:
∙ общие или специальные способности выше среднего,
∙ высокий уровень включенности в задачу,
∙ высокий уровень креативности.
Принципиально важно то, что Джозеф Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.
Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.
Ведущий: Но что же такое одаренность вообще?
- Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?
- Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать.
- Кто умеет играть на музыкальных инструментах.
- Кто любит и умеет готовить.
- Кто умеет рисовать.
- Кто занимается рукоделием: шьет, вяжет, плетет макраме.
Теперь еще раз поднимите руки, кто считает себя одаренным.
Я хочу этим упражнением вселить в вас уверенность, что вы – одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог.
Что такое одаренность?
Игра «1 пара, группа»
Ведущий: Существует несколько определений, взятых из разных источников, что такое одаренность. Они лежат у вас на столах. Выберите то определение, которое по вашему мнению является наиболее полным и точным, и отметьте их самостоятельно.
Теперь обсудите это в парах, найдите совпадения.
А сейчас обсудите это в группе и придите к общему мнению.
Докажите свой ответ.
Для себя мы выбрали следующее понятие одаренности, так как считаем, что оно наиболее емко отражает показатель одаренности: Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.
Я предлагаю вам, работая в группах, разгадать кроссворд, в котором представлены качества личности, виды детской деятельности, определения.
Кроссворд. 1. Процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, как один из методов работы с одарёнными детьми (проектирование от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд).
2. Неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека, в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях. (Индивидуальность - от лат. individuum— неделимое).
3. Составляемый исследователями, аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение; 2) опросный лист. (АНКЕТА от франц. Enquete).
4. Ведущий вид деятельности дошкольника, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. (Игра).
5. Способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция… (Интеллект - от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок).
6. Физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики. Эйнштейн (Einstein) Альберт - 14.3.1879, Ульм, Германия, — 18.4.1955, Принстон, США).
7. Способность удивлять, порой даже шокировать (синоним - оригинальность, самобытность). (Неординарность)
8. Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Знаменит своей диаграммой, иерархически представляющей человеческие потребности, утверждал, что творческие способности не удел избранных, они заложены в каждом из нас. (Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow) настоящее имя Абрам Маслов) (1908—1970)
9. Наивысшие достижения в какой-либо деятельности. (Успех)
10. Высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях и в различных областях культуры. Определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. (Талант).
11. Стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. (Любознательность).
РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА
Виды одаренности
Ведущий: Согласно методике экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосева существует 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты. Давайте вместе вспомним их.
1. Интеллектуальная сфера I
2. Сфера академических достижений
3. Творчество
4. Литературные сферы
5. Артистическая сфера
6. Музыкальная сфера
7.Техническая сфера
8.Двигательная сфера
9. Сфера художественных достижений
10. Общение и лидерство
Выявление одаренного ребенка на первом этапе возможно при использовании методов наблюдения и метода экспертных оценок.
Я предоставляю слово педагогу-психологу Мурушкиной Н.Б., которая расскажет вам о методах выявления детской одаренности.
Формы обучения (условия работы с одаренными детьми)
Как мы с вами уже знаем, способности – это результат целенаправленного развития. Перед нами стоит следующий вопрос – как же всесторонне раскрыть весь спектр природного потенциала детей. В условиях детского сада работа с одаренными детьми может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации: по индивидуальным образовательным маршрутам, дифференцированный подход на занятиях, организация работы секций, кружков.
Я предлагаю ВАМ поделиться опытом , рассказать о методах выявления детской одаренности, формах и методах работы с одаренными детьми вашей группы.
Ведущий: А. А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Развитию таких качеств способствуют игры, рассчитанные на повышение креативности, основанные на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Я предлагаю вашему вниманию пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
«И все-таки у них много общего».
Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.
Например: «Что общего между глазом и водопроводным краном»?
• Оба слова - из четырех букв;
• В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
• При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
• И то и другое может блестеть;
• Из них иногда льется вода;
• Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
«Безумный генетик».
Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш).
Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
«Сумасшедший архитектор».
Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать).
Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
«Десять плюс десять».
Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например: «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д. ».
Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят.
Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено) .
«И это называется… »
Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например: «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.
Заключение
Ведущий: На сегодня можно твердо утверждать, что каждый ребенок одарен от природы огромным объемом возможных способностей - потенциалом, которого может хватить на воспитание гения даже в нескольких областях. Раскрыть этот потенциал педагогам и родителям можно только отказавшись от традиционных представлений о природе одаренности и таланта. Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения Одаренность встречается Все дети являются крайне редко ._____________________________. Одаренными Отметьте пожалуйста на шкале, где сейчас находится ваша точка зрения В заключение хотелось бы услышать ваши впечатления об увиденном и услышанном, я прошу вас оставить ваш отзыв в виде пятистишья "Синквейн", алгоритм написания которого представлен в таблице
1-я строка | Кто? Что? | 1 существительное |
2-я строка | Какой? | 2 прилагательных |
3-я строка | Что делает? | 3 глагола |
4-я строка | Что автор думает о теме? | Фраза |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...