РАЗВИТИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (средняя группа)

Зольникова Ольга Владимировна

Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, интеллектуального и нравственного и художественно – эстетического воспитания,  поэтому  мы  уже  второй  год  используем  с  малышами  эту  деятельность  через  кружковую  работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  МЛАДШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ

Зольникова Ольга Владимировна, воспитатель

Андреева Татьяна Федоровна, воспитатель.

ГБОУ СОШ с.Выселки м.р. Ставропольский Самарской области

aliyushka82@list.ru  8(927)7770021

Актуальность: Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Использования театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста  заключается в том, что она является одной из ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусств. А самой благодатной почвой для этого является игра. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. Детский театр прочно входит в жизнь ребенка. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребенка. Раскрываются перед ним в доступной форме понятие добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Стремительный темп обновления общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырос не только созидательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

              Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди детей - это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того дети малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще в дошкольном возрасте,  ввести малыша в мир прекрасного в условиях образовательного процесса в детском саду можно средствами театральной деятельности. 

             Театр – помощник в воспитании детей. Театр, один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей,  связанный с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием памяти, воображения, инициативности, речи; развитием коммуникативных качеств; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру - театральную деятельность.

              В соответствии  с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

              В театральной деятельности у ребенка воспитывается творческая направленность, он раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности и таланта ребенка,  раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Через роль театрализованной игре ребенок будет так же усваивать нормы поведения, принятые в мире взрослых.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться сопереживать персонажу и событиям.

Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, интеллектуального и нравственного и художественно – эстетического воспитания,  поэтому  мы  уже  второй  год  используем  с  малышами  эту  деятельность  через  кружковую  работу.

Презентации  кружковой  работы способствовует разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера, исполняемых каждым ребенком ролей. И совершенствование  качества кружковой  деятельности.

Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Работа кружка позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

В результате работы кружка за полгода  получились результаты: развиты творческие способности детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации). Развиты личностные качества детей (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Для развития театрализованных качеств (творческих  способностей)  в группе обогащена  предметно-пространственная  среда  театрального  центра: настольные театры: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка».   Пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Курочка ряба»; «Три медведя».   Плоскостной театр: «Три медведя»,  костюмы к сказке «Маша и медведь»,  сюжетные картинки по сказкам.   Дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок, «Собери сказку».

Главным достижением работы кружка  является  достигнутая  задача  создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между воспитателем и воспитанниками, наполнение детей яркими впечатлениями.

Все это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса детей, развитие их общительности, стремление принимать активное участие в общих затеях, постановки и драматизации сценок, сказок, спектаклей.

За время работы руководители кружка  собрали различные виды театрализованных игр и упражнений: с движениями, на имитацию голоса с использованием пальчикового театра, игры-пантомимы, игры-превращения, игры на развитие слухового развития и творческого воображения, театральные игры.     Подобрали различные виды этюдов: на развитие памяти, внимания, воображения, умение двигаться, общаться, на выражение основных эмоций, отдельных черт характера человека и животных, на пластику движений. Собраны мини-стихотворения, песенки, потешки, при разыгрывании которых использую разные  театры.

Руководители  ежедневно планировали театрализованные игры в самостоятельной игровой деятельности и работу по ознакомлению с театрализовано-игровой деятельностью.

Итогом проведенной кружковой  работы с детьми  стала  презентация  музыкальной сказки «Дюймовочка»,  «Колобок»,  «Муха-цокотуха», «Репка»  для родителей.

Дети  познакомились с секретами сценического  мастерства; научились изготавливать маски, простейшие настольные  куклы.  Некоторые дети умеют, эмоционально изменяя силу голоса  передавать образ персонажа. Дети научились с помощью педагога  придумывать небольшие рассказы, давать им название. Могут с помощью  эмоциональное  состояние  произведений (грусть, радость, огорчение, смех, горе и т.д.) Но не умеют  самостоятельно выбрать роль, которая им подходит.

Систематическая работа по развитию пальцевой моторики должна  вестись  эффективно,  для  этого необходимо  составить  методическое пособие пальчикового игротренинга в условиях кружковой работы.

Литература:

1. Основная общеобразовательная программа – дошкольного образования СПДС «Чебурашка»  ГБОУ СОШ с. Выселки   2015г.

2.Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», М.- 2016г.

3.И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во 2 мл. группе Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность "В гости к сказке" ("Колобок")

На протяжении НОД дети развивают творческие способности через театрализованную деятельность...

Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность помогает не только развивать коммуникативные способности  ребенка, но и способствует всестороннему развитию. В данной работе был обобщён и представлен опыт по развит...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...