программа кружка "АБВГДейка"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«АБВГДейка» (6-7 года)
Цель: интеллектуально-творческое развитие детей в игре, выучить алфавит. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы. Обучит детей чтению через систему увлекательных игр и упражнений с звуками, буквами, словами.
Задачи: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Увеличение объёма внимания и памяти. Формирование мыслительных операций. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя газами окружающих. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Ожидаемые результаты: у детей должны быть сформированы навыки:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
- умение составлять рассказ по картинке;
- умение пересказывать содержание известной сказки;
- умение рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать;
- умение составлять описательные рассказы;
- умение слышать отдельные звуки в словах;
- чтение по слогам двухсложных и трёхсложных слов;
Начальный курс математики и логики. Конструирование.
- умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
- умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам;
- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком предметов;
- умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе;
-умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности: подгрупповая; индивидуальная, занятия проводятся в групповой комнате за столами, на ковре.
Перспективный план кружка «АБВГДейка»
Раздел « Начальный курс математики и логики. Конструирование»
№п/п | Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Сентябрь | |||
1. | Считаем вместе. | Формировать математические представления, умения отвечать на вопросы «сколько?», «на сколько?», «чего больше?». Учить отгадывать математические загадки. Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве, используя слова «вперед, назад, влево, вправо, слева, справа, впереди, сзади и т.д.» Развивать наблюдательность. | - Игровое упражнение «Сколько машин и в каком направлении едут?». - Задание «Нарисуй столько же кружков (квадратов, и т.д.), сколько предметов ты увидел» - Задание «Повтори узор». - Отгадай математические загадки. - Практическое задание с цифрами и геометрическими фигурами. - Задание «Расставь знакомые цифры по порядку». |
2. | Что изменилось? | Развивать пространственные представления детей, умение замечать и определять пространственные изменения, пользоваться соответствующими понятиями (слева, справа, рядом, около). Формировать умения детей воспринимать предмет целостно, «достраивать» недостающие его части. Закреплять навыки счета в пределах 5. Содействовать развитию умения обдумывать и планировать действия. | - Подвижная игра «Что изменилось?» (несколько детей встают в круг, остальные закрывают глаза. Ведущие меняются местами. Дети определяют, что изменилось. Например «Оля стояла слева от Максима, а теперь справа от него…») - Работа с карточками (дети отвечают на вопросы «Сколько мячей (пирамидок)?», «Что про них можно сказать?», «Найди отличие») - Игровое упражнение «Учись замечать сходства и различия». - Задание «Укрась коробки». - Задание «Расставь знакомые цифры по порядку (1,2,3,4 и т.д.) |
3 – 4 | Знаки: равенство, неравенство | Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10, называть «соседей» данного числа. «Записывать» при помощи знаков «больше», «меньше» и читать «записи». Познакомить детей со знаками равенства, неравенства. Закрепить временные представления. | - Работа с цифровыми карточками (дети раскладывают цифры и ставят между ними соответствующие знаки, читают «записи»). - Работа на фланелеграфе с геометрическими фигурами (например, на фланелеграфе 5 желтых и 5 синих квадратов, дети сравнивают количество предметов и ставят соответствующий знак). - Игра «Назови соседей» (дети поочереди называют соседей числа, выпавшего на верхней грани брошенного воспитателем куба). - Игра «Назови скорей» (в игре с мячом дети называют дни недели по заданию воспитателя, например «Назови день недели после вторника»). - Игра «Назови пропущенное слово» (в игре с мячом дети называют пропущенное слово в предложении, например «Солнышко светит днем, а луна …»). |
Октябрь | |||
1. | Учимся отвечать на вопросы | Формировать умения детей ориентироваться в представленных рисунках и отвечать на вопрос «сколько?». Закрепить умение обозначать направление, расстояние (ближе, дальше, впереди, сбоку, слева, справа). Закрепить умение ориентироваться в пространстве отдельной клетки. Развивать умение описывать предмет по внешним свойствам (цвет, форма, величина). | - Игровое упражнение «Кто где сидит?» - Дидактическая игра «Чей это предмет?» - Выполнение заданий в тетрадях по ориентировке в пространстве отдельной клетки. - Дидактическая игра «Узнай предмет». Ребенок описывает предмет, который лежит на столе, не называя его. Дети отгадывают название предмета. - Игровое упражнение «Учись замечать сходства и различия» |
2. | Учимся быть наблюдательными. | Учить детей фиксировать внимание на начертании цифр, быть внимательным, наблюдательным. Развивать мелкую мускулатуру пальцев. Закрепить представления о составе чисел в пределах 10. Закрепить знания детей о временах года. | - Практическое задание «Проведи дорожку от каждого животного к своему домику» (дети проводят дорожку от каждого животного к домику так, чтобы цифра на домике и цифра животного были одинаковыми). - Задание «Вылепи цифры из пластилина». - Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с определенной цифрой, по сигналу педагога дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число). - Логическое задание «Время года». - Игра по картинке «Что напутал художник?». |
3-4. | Учимся сравнивать. | Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств. Формировать умение сравнивать между собой предметы по величине. Развивать внимательность. | - Игровое задание «Подбери колесо к машине». - Составление рассказов по картинкам на сравнение. - Логическая задача «Чьи следы». - Игровое упражнение «Расскажи о том, что видишь на картинке». - Работа с числовыми карточками у доски. |
Ноябрь | |||
1. | Учимся сравнивать по величине. | Формировать умение детей сравнивать предметы по величине, использовать для их обозначения соответствующие термины (большой, маленький, равный по величине). Закреплять навык употребления порядковых числительных (первый, второй и т.д.). Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения. | - Дидактическая игра «Матрешка». Задание: кто быстрее раскроет (сложит) матрешку. - Игровое упражнение «Сравни по величине» (кроватки, куклы). - Рисование «Гнезда для птичек». - Работа с раздаточным материалом «Разложи по величине». - Игровое упражнение «Сколько было, столько стало». |
2. | Учимся сравнивать по количеству. | Формировать умения сравнивать между собой предметы и отвечать на вопросы: сколько всего? чего больше? на сколько больше? Формировать умение выделять и сопоставлять в предметах части и целое. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения. | - Дидактическая игра «Насколько больше». - Задание «Нарисуй цветы на бабочках». - Упражнение детей в счете в пределах 10. - Игра «Покажи соседей числа». - Задание «Из каких чисел состоит число 8».
|
3-4. | Учимся сравнивать по количеству и форме. | Развивать умение детей сравнивать геометрические фигуры между собой по количеству углов и сторон. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Совершенствовать количественный счет в пределах 10. Развивать память. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. | - Работа с раздаточным материалом - геометрическими фигурами (дети называют геометрические фигуры, сравнивают их по количеству углов и сторон, находят предметы в группе, похожие на них). - Игра «Помоги Незнайке добраться до дома». - Задание «Расскажи, что видишь». - Работа с раздаточным материалом (разложи цифры в клетки в порядке возрастания). - Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи их». |
Декабрь | |||
1-2. | Учимся мыслить логически. | Способствовать развитию у ребенка логического мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы. Закреплять умение детей выделять свойства предметов, различать примеры истинных и ложных высказываний. | - Задание «Каждой игрушке своя коробка». - Логическая задача «Чей это хвост?». - Отгадывание математических загадок. - Логическая задача «Найди ошибку художника». - Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения). |
3-4. | Учимся быть внимательными. | Учить сравнивать предметы по величине, весу и количеству. Закрепить знания состава числа 10, навыки счета в пределах 10. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения. | - Игровое задание «Сравни предметы по величине, весу и количеству». - Упражнение «Выложи цифры по порядку». - Придумывание детьми рассказа по картинке, используя слова: «большой», «маленький», «длинный», и т.д. - Задание «Дорисуй недостающие предметы» (их количество должно равняться цифре, написанной рядом). - Игра «Назови соседей числа» (воспитатель, бросая мяч, называет число, ребенок называет его соседей). |
Январь | |||
1. | Учимся группировать предметы. | Формировать умение детей группировать предметы, опираясь на их различные свойства и признаки. Закрепить знание состава числа 10. Способствовать умению ребенка строить простейшие умозаключения. | - Игровое упражнение «Будь внимательным». - Беседа с детьми по картинке «Что общего?». - Логическое задание «Раздели предметы на группы». - Задание на группировку предметов из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала). - Задание «Расскажи, что видишь». |
2. | Второй десяток. | Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка. Учить детей считать в пределах 20. Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. | - Задание «Разложи цифры по порядку с 1 до 10». - Рассказ воспитателя об истории происхождения второго десятка с использованием наглядного материала. - Работа с цифрами под руководством воспитателя. - Игра «Кто знает – пусть дальше считает!» (воспитатель, бросая мяч, называет число, ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на единицу больше в пределах 20). - Игра «Отвечай быстро» (воспитатель называет к.-л. геометрическую фигуру, а ребенок, поймавший мяч, называет предмет соответствующей формы). |
3-4. | Учимся считать до 20. | Продолжать учить считать до 20. Продолжать знакомить детей с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка. Учить называть слова, противоположные по смыслу. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. | - Работа с цифровыми карточками и счетными палочками (соотнести количество счетных палочек с числовым обозначением в пределах 20). - Упражнение детей в счете в пределах 20. - Игра «Наоборот» (воспитатель, бросая мяч, произносит любое слово, ребенок говорит слово, противоположное по смыслу). - Игра «Гаражи» (дети, выполняя роль машин с определенным номером от 10 до 20, «ездят по улице», соблюдая ПДД, и по сигналу воспитателя занимают место в своем гараже). - Задание «Заполни пустые клетки соответствующими цифрами». |
Февраль | |||
1. | Учимся решать арифметические задачи в пределах 10. | Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядном материале, записывать задачи, пользуясь знаками «минус», «плюс», «равно». Упражнять в счете по осязанию. Развивать умение не только решать игровые задачи, но и самостоятельно их формулировать. | - Задание «Составь рассказ (задачу) о книгах» на сложение. - Составление задачи по картинке на вычитание. - Упражнение в счете наощупь. - Дидактическая игра «Вставь вместо звездочек знаки». - Игровое задание «Сравни предметы по величине и количеству». |
2. | Учимся решать арифметические задачи в пределах 20. | Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Развивать внимание детей. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за». | - Составление детьми задач с любыми числами и знаками (дети рассказывают свои задачи друг другу и проверяют правильность решения). - Составление детьми задач по картинкам. - Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем повторяют его движения: поднимают левую (правую) руку, поворачиваются налево (направо), наклоняются, топают ногой и т.д.) - Упражнение по карточкам с использованием слов: «слева», «справа», «между» и т.д. |
3-4. | Учимся ориентироваться во времени. | Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. | - Беседа с детьми о днях недели. - Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку». - Игра «Когда это бывает?» - Задание «Цифры и точки». - Отгадывание загадок. |
Март | |||
1-2. | Месяц и год. | Закрепить названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Уточнить знания детей о годе как временном отрезке. Сформировать представление о необратимости времени. Уточнить знания детей о календаре. Продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц. | - Беседа с детьми о месяцах года (с какого числа начинается, каким заканчивается, сколько месяцев в году, и т.д.). - Отгадывание загадок о месяцах года. - Рассказ воспитателя о календаре. - Игра «Двенадцать месяцев» (дети по цифровым карточкам называют соответствующий месяц). - Упражнение в счете в пределах 20. |
3-4. | Учимся запоминать. | Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать задачи», пользуясь знаками «плюс», «минус». Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. | - Игровое упражнение «Запомни и нарисуй». - Задание «Придумай задачу на сложение по модели». - Задание «Придумай задачу на вычитание по модели». - Игровое задание «Найди для каждого хоккеиста его форму». - Игра «Кто где находится». |
Апрель | |||
1-2. | Учимся ориентироваться в пространстве листа. | Развивать у детей пространственную ориентировку, символическую функцию и произвольность. Учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «вверху», «внизу». Развивать умение выполнять правила и соблюдать последовательность операций. Развивать логическое мышление. | - Упражнение «Дорисуй дорогу по схеме». - Игра «Двигайся, как я скажу» (ребенок двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу или в соответствии со стрелками – указателями маршрутов). - Задание в тетради «Повтори узор и расскажи» (ребенок, перерисовывая образец, комментирует, на сколько клеток и в какую сторону проводить линии) - Отгадывание математических загадок. - Раскрашивание узора по образцу. |
3-4. | Учимся делить предметы на равные части. | Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путем складывания по диагонали. Учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8. Учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников. Упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова «между», «рядом», «сбоку». Закреплять счет в пределах 20. | - Упражнение с геометрической фигурой «квадратом» в делении ее на равные части (дети показывают 1/8, 2/8, 5/8, 8/8 квадрата и отвечают на вопросы воспитателя). - Игра с мячом «Что где?» - Задание «Построй из треугольников силуэт предмета и загадай загадку о нем». - Игровое упражнение в счете в пределах 20. - Игра «Кто где находится». |
Май | |||
1. | Закрепление ориентироваться во времени. | Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. | - Беседа с детьми о днях недели. - Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку». - Игра «Когда это бывает?» - Задание «Цифры и точки». - Отгадывание загадок. |
2. | Закрепление решать арифметические задачи в пределах 20. | Продолжать закреплять умения детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Развивать внимание детей. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за». | - Составление детьми задач с любыми числами и знаками (дети рассказывают свои задачи друг другу и проверяют правильность решения). - Составление детьми задач по картинкам. - Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем повторяют его движения: поднимают левую (правую) руку, поворачиваются налево (направо), наклоняются, топают ногой и т.д.) - Упражнение по карточкам с использованием слов: «слева», «справа», «между» и т.д. |
3. | Закрепление запоминать. | Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. Продолжать закреплять умение детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать задачи», пользуясь знаками «плюс», «минус». Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. | - Игровое упражнение «Запомни и нарисуй». - Задание «Придумай задачу на сложение по модели». - Задание «Придумай задачу на вычитание по модели». - Игровое задание «Найди для каждого хоккеиста его форму». - Игра «Кто где находится». |
4. | Закрепление мыслить логически. | Способствовать развитию у ребенка логического мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы. Закреплять умение детей выделять свойства предметов, различать примеры истинных и ложных высказываний. | - Задание «Каждой игрушке своя коробка». - Логическая задача «Чей это хвост?». - Отгадывание математических загадок. - Логическая задача «Найди ошибку художника». - Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения). |
Раздел « Развитие речи. Обучение грамоте»
№п/п | Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы | |
Сентябрь | ||||
1-2 | Звуки и слова
| Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Упражнять в назывании слов с заданным звуком. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | - Беседа воспитателя с детьми о звуках и словах (какие звуки бывают, как называется часть слова, что обозначают слова). - Звуковой анализ слов. - Задание «Назови первый звук в словах на картинках». - Игра «Почему так называют» (значение слов «скакалка», «самолет», «мясорубка» и т.д.) - Игра «Имена» (к воспитателю подходят дети, чьи имена начинаются на гласный звук «а», на согласный твердый, и т.д.) | |
3-4 | Твердые и мягкие звуки | Учить интонационному выделению в словах твердых и мягких звуков. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком. Закреплять умения детей составлять описательный монолог по схеме-подсказке. Побуждать к участию в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ. Воспитывать у детей любовь к животному миру. | - Задание «Назови животных, изображенных на картинках». - Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных. - Упражнение в интонационном выделении твердых и мягких звуков. - Составление описательного монолога про какого-либо животного (по картинке). - Игра «Эхо». - Рассматривание иллюстраций. | |
Октябрь | ||||
1-2 | Один-много | Упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. | - Упражнение в образовании множественного числа, в правильном употреблении слов в родительном падеже (шар – шары, мак – маки, и т.д.). - Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных. - Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.). - Задание «Сколько слогов в словах?» - Игра «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово в множественном числе). | |
3-4 | Найди звук | Учить детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении. Учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | -Рассматривание картинок. - Задание «Найди слова с одним и двумя слогами». - Составление схемы звукового состава слов, обозначающих картинки. - Задание «Найди слова, которые начинаются с одинакового звука». - Задание «Назови овощи, фрукты и ягоды со звуком «р»(«рь»), «л» («ль») и т.д.. - Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах». Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дети загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще, например, «На сучках висят шары, посинели от жары», «Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко» (Слива) и т.д. | |
Ноябрь | ||||
1-2 | Едем-летим-плывем | Учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Продолжать развивать представления о звуке, слоге, слове. Развивать умение детей выполнять игровые задания творческого характера. | - Рассматривание картинок с изображением видов транспорта. - Беседа по картинкам (как назвать все предметы одним словом, сколько слогов в словах, какой звук встречается во всех этих словах и т.д.) - Составление детьми предложений с любым словом. - Игра «Угадай вид транспорта» (по первому и последнему звуку дети угадывают задуманный воспитателем вид транспорта, например, «с – т» (самолет) и т.д.). - Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте" (воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения, в случае правильного ответа дети берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта; затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения, например, «держусь я только на ходу, а если встану – упаду», «по дороге едут ноги и бегут два колеса» (велосипед) и т.д.). | |
3-4 | Закрепление изученных твердых и мягких согласных звуков. | Продолжать учить интонационно выделять в словах первый звук силой голоса или длительностью звучания. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Познакомить детей с поэтическим жанром авторской сказки. Обратить внимание на язык произведений, характеристики действующих лиц. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. | - Рассказ о писателе К.И.Чуковском и знакомство с его портретом. -Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского. - Рассматривание «портретов» героев из прочитанного отрывка сказки. - Задание «Назови первый звук в словах на картинках». - Работа по схеме звукового состава слов. - Игра с мячом «Найди пару». | |
Декабрь | ||||
1-2 | Трехзвуковые слова «рак», «жук». | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомить с понятием «схема» слова. Упражнять в выделении изолированного звука в словах. Развивать представления о звуке, слоге, слове. | - Упражнение по звуковому анализу слова «рак» с использованием фишек-звуков. - Звуковой анализ слова «жук». - Сравнение слов «рак» и «жук». - Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.) - Игра «Кто больше». | |
3-4 | Игла-пила | Дать представление о разных значениях многозначного слова. Упражнять в подборе признаков и действий к заданным словам, в определении количества слогов в словах, сходных по звучанию. Продолжать учить детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. | - Упражнение «Определи, сколько слогов в словах». - Беседа воспитателя с детьми о многозначных словах на примере слова «игла» (какие предметы мы называем этим словом, чем они похожи, какие иглы мы знаем, что делают швейной иглой). - Рассматривание рисунков (дети называют предметы, которые видят на рисунках, называют единственное и множественное число слов, обозначающих предметы). - Задание «Назови картинки и отметь гласные звуки в схемах слов». - Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.). | |
Январь | ||||
1-2 | Дом-домище. | Учить образовывать слова с разными смысловыми оттенками. Продолжать учить детей подбирать определения к изображенным на картинках предметам. Развивать словарь детей. Активизировать употребление образных слов, сравнений, эпитетов. | - Задание «Найди другое слово и объясни» (воспитатель называет слово, а дети находят другое и объясняют, как оно стало звучать – ласково, грубо…; например, «дом-домик-домище», «нога-ножка-ноженька-ножища» и т.д.) - Задание «Назови детенышей животных». - Упражнение «Дополни начатое предложение», например, «Дети пошли в лес, чтобы…» и др. - «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий - громкий»). - Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.). | |
3-4 | Это правда или нет? | Учить находить неточности в стихотворном тексте. Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Продолжать совершенствовать умение составлять простые небылицы и путаницы. | - Слушание стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?» (дети замечают, чего на свете не бывает). «Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей. - Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?- - Обсуждение образцов высказываний других детей (дети должны подумать и ответить, можно ли так говорить, как надо говорить правильно: «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю» и т.д.). - Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.). - Придумывание детьми небылиц или путаниц. - Игра «Только весёлые слова» (игра движется по кругу до тех пор, пока «веселые» слова не иссякнут, например, «клоун», «радость», «смех» и др.) | |
Февраль | ||||
1-2 | Найди другое слово | Учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы; точно характеризовать объект. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать речь как средство общения. | - Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «крепкая ткань» (прочная), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком), «крепкий сон» (глубокий) и др.) - Игра "Слова мячики" (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий-громкий», «говорить-молчать»). - Задание «Придумай предложение со словом». - Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.) - Игра "Автобиография" (вначале воспитатель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ, дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь; тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.) | |
3-4 | Назови одним словом. | Учить находить слова, точно оценивающие ситуацию. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. | - Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий) и др.). - Слушание стихотворения Е.Серовой «Подскажи словечко» (дети подсказывают нужные слова) Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает – слова не хватает. Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, подскажи словечко. Говорю я брату: - Ох! С неба сыплется горох! -Вот чудак, - смеется брат,- твой горох– ведь это…(град). От кого, мои друзья, убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит…(тень). - Задание «Придумай рассказ» (дети должны придумать рассказ со словами, заданными воспитателем). - Задание «Объясни значение слова и составь с ним предложение». - Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит названия предметов, ребёнок должен вернуть мяч и назвать эти предметы одним словом). | |
Март | ||||
1-2 | Придумай рассказ. | Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. | - Упражнение «Закончи фразу» («Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая)», «Пластилин мягкий, а камень…(твердый)» и т.д.). - Упражнение «Объясни смысл выражения» («лес дремлет», «ручьи бегут» и т.д.). - Игра «Скажи по-другому» («злая зима» (очень холодная); «золотые руки» (все умеют делать красиво) и т.д.). - Дидактическая игра "Антонимы в сказках и фильмах" (воспитатель произносит название сказки - антоним, а дети должны угадать истинное название сказки, например, «Зелёный платочек» - «Красная шапочка», «Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах» «Рассказ о простой курочке» - «Сказка о золотой рыбке» и т.д.) - Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.). | |
3-4 | Ждем гостей. | Совершенствовать монологическую форму речи. Продолжать учить составлять рассказ о предметах, опираясь на характерные признаки. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. | - Сюрпризный момент «Пришло письмо». - Задание «Посмотри рисунок и скажи, чего не хватает» (чашка без ручки, чайник без носика и т.д.) - Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит предмет посуды, ребёнок должен вернуть мяч и ответить, из какого материала сделан предмет). - Игра «Магазин» (воспитатель-продавец приглашает детей в «Магазин посуды»; дети, покупая посуду, должны описать форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, но не называть его; другие угадывают задуманный предмет посуды). - Задание «Раскрась правильно» (дети закрашивают контуры предметов посуды разными цветами: ложка (какая) – красным цветом, нож (какой) – синим, блюдце (какое) – зеленым и т.д.) | |
Апрель | ||||
1-2 | Четвероногий друг. | Продолжать учить составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные средства связи между частями высказывания. Способствовать активному использованию в речи детей наиболее походящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств. | - Сюрпризный момент «Щенок потерялся». - Задание «Опиши щенка» (дети должны описать щенка так, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру). - Дидактическая игра «Построим дом для щенка» (дети «строят» конуру по точкам на листе бумаги, называя слова-действия (что умеют делать собаки); кто называет слово, тот и соединяет точки по порядку). - Чтение воспитателем начала рассказа о щенке. - Составление детьми продолжения и окончания рассказа. - Подведение итогов занятия. | |
3-4 | Медвежонок на прогулке | Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание. | - Отгадывание мини-кроссворда (детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв, получаются слова «медвежонок», «ёж», «пчела», «лес».) - Рассматривание детьми сюжетных картинок. - Придумывание воспитателем начала рассказа. - Составление детьми продолжения рассказа по сюжетным картинкам с отгаданными персонажами. - Обсуждение получившихся рассказов, выбор лучшего рассказа. Подведение итога занятия. | |
Май | ||||
1 | Придумай рассказ. | Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. | - Упражнение «Закончи фразу» («Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая)», «Пластилин мягкий, а камень…(твердый)» и т.д.). - Упражнение «Объясни смысл выражения» («лес дремлет», «ручьи бегут» и т.д.). - Игра «Скажи по-другому» («злая зима» (очень холодная); «золотые руки» (все умеют делать красиво) и т.д.). - Дидактическая игра "Антонимы в сказках и фильмах" (воспитатель произносит название сказки - антоним, а дети должны угадать истинное название сказки, например, «Зелёный платочек» - «Красная шапочка», «Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах» «Рассказ о простой курочке» - «Сказка о золотой рыбке» и т.д.) - Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.). | |
2. | Как Миша варежку потерял | Совершенствовать умение детей составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Воспитывать желание поддержать разговор, возникающий по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ. | - Рассматривание детьми сюжетных картинок на тему «Как Миша варежку потерял». - Придумывание воспитателем начала рассказа. - Составление детьми продолжения рассказа с употреблением слов и выражений о зиме, которые они слышали и придумывали на прошлом занятии, дети составляют рассказ сначала по цепочке, потом воспитатель предлагает рассказать 3-4 детям историю от начала до конца. - Обсуждение получившихся рассказов, выбор лучшего рассказа. - Подведение итога занятия. | |
2 3-4 | Ждем гостей. | Совершенствовать монологическую форму речи. Продолжать формировать умение составлять рассказ о предметах, опираясь на характерные признаки. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. | - Сюрпризный момент «Пришло письмо». - Задание «Посмотри рисунок и скажи, чего не хватает» (чашка без ручки, чайник без носика и т.д.) - Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит предмет посуды, ребёнок должен вернуть мяч и ответить, из какого материала сделан предмет). - Игра «Магазин» (воспитатель-продавец приглашает детей в «Магазин посуды»; дети, покупая посуду, должны описать форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, но не называть его; другие угадывают задуманный предмет посуды). - Задание «Раскрась правильно» (дети закрашивают контуры предметов посуды разными цветами: ложка (какая) – красным цветом, нож (какой) – синим, блюдце (какое) – зеленым и т.д.) |
Литература по кружку «АБВГДейка»:
1. Волина В.В. «Занимательная азбуковедение» - Дрофа, 2002г.- 200с.
2. Ушакова О.Р. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» - Москва – 2000г.- 192с.
3. Холина Н.П. «Методические рекомендации - практический курс математики и обучению
грамоте для дошкольников»- Москва- 2002г. – 256с.
4.Шмаков С.А «Игры-шутки, игры-минутки» - Москва- 1999г.- 125с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...