«Где начинается «Дедовщина?».
консультация (старшая группа)
Не секрет, что истоки так называемой дедовщины, или издевательств над другими людьми, восходят к дошкольному возрасту, т. е. к 5 годам, дети, посещающие дошкольное учреждения, включающую агрессивное поведение отдельных детей, драки, обзывательства и дразнилки, порчу и насильственный отъем игрушек и личных вещей и т. п. Пятилетний возраст не рассматривается как критический.
Хочется обратить особое внимание на то, что именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно и демонстративно завидовать ровесникам, задирать их, соперничать с ними и так же демонстративно подчеркивать собственные преимущества. Острота эмоциональных реакций может принимать форму плача, ярко выраженной спонтанной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Поддержка взрослым одного ребенка воспринимается другим как вызов.
Сопоставление себя с другими наблюдается не только в их реальном повседневном взаимодействии, но и во внутренней жизни самого ребенка. Сопоставление направлено на противопоставление себя другим: «Что я, хуже других? Разве я хуже других? Нет, я лучше!» Решающее значение для ребенка имеет доказательство собственного превосходства над другими. Например, ребенок может принести в детский сад конфеты, игрушки, фантики, но не для того, чтобы съесть их или играть с ними, а для того, чтобы похвастаться перед ровесниками, т. е. наблюдается устойчивая потребность в самоутверждении. Так возникают истоки агрессивного поведения, которое со временем может вылиться в психологическую травлю, т. е. в повторяющееся агрессивное поведение, направленное на конкретного человека, который принимает роль жертвы.
Основной целью нападения, как правило, является получение удовольствия, удовлетворения от утверждения своей физической или психологической власти над другим человеком. Физическоенасилие включает драки, порчу, отъем и прятанье личного имущества; психологическое (моральное) – обзывательства, дразнилки, насмешки, запугиваниия, угрозы, а также бойкот.
Причинами детской агрессии, проявляющейся в насилии и травле, могут быть желание самоутвердиться, стремление униженного взять реванш, разозлить, оскорбить, унизить сверстника, привлечь внимание, оказать в компании нападающих, боязнь стать «жертвой».
Чтобы агрессия приняла форму травли, достаточно одного ребенка в группе, склонного к самоутверждению за счет унижения других. Как правило, дети «агрессоры» - являются сильными, самоуверенными личностями, в поведении которых преобладают демонстративность и провокационность. Дети – «жертвы» отличаются тревожностью, боязливостью, зачастую могут иметь заниженную самооценку. В ситуации насилия они предпочитают отступить, убежать, зареветь, приблизится к взрослому.
В группе, где издевательства и унижения встречаются часто, практически все, дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, проблемами в общении, игровой, учебной деятельности. Такую детскую группу трудно назвать коллективом.
Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблематическое и требующее немедленного вмешательства. Многие педагоги ограничиваются успешными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насильственное разрешение ситуации.
Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации и без учета личного «вклада» каждого ребенка в ее создание и разрешение. Такая тактика взрослых недопустима: ребенку непонятна его роль в ситуации, особую обиду и чувство попранной справедливости испытывают «жертвы», когда их наказывают наравне с истинными виновниками ситуации насилия; «агрессоры» торжествуют победу и чувствуют свою безнаказанность и разрешение и дальше действовать в том же духе.
Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку допускают сарказм как средство педагогического воздействия; например, говорят так: «Надо же, жалобная книга у нас появилась», «Прекратите ябедничать».
Работать над проблемой необходимо с самых первых его проявлений в детском коллективе.
Педагогу необходимо быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение допустимому поведению и поощряя детей, выбравших ненасильственные способы разрешения конфликтов.
В целом работу над проблемой можно разделить на этапы:
· подготовительный – работа над правилами разрешенного и запрещенного поведения;
· основной – работа по «горячим следам», т. е. подробный анализ поведения и эмоционального состояния участников ситуации;
· примирительной – выбор совместной стратегии, направленной на примирение;
· испытательно-контрольный – определение испытательного срока для реализации условий устного соглашения и договора о запрещенном поведении с последующим контролем за поведением участников ситуации.
Также необходимо и обязательно привлекать специалистов, в частности психологов и социальных педагогов, к предотвращению и разрешению ситуации насилия в образовательном учреждении. Только тогда возможно взять под контроль ситуацию и достичь желаемых результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_nachinaetsya_dedovshchina.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Где начинается «Дедовщина?».
Не секрет, что истоки так называемой дедовщины, или издевательств над другими людьми, восходят к дошкольному возрасту, т. е. к 5 годам, дети, посещающие дошкольное учреждения, включающую агрессивное поведение отдельных детей, драки, обзывательства и дразнилки, порчу и насильственный отъем игрушек и личных вещей и т. п. Пятилетний возраст не рассматривается как критический.
Хочется обратить особое внимание на то, что именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно и демонстративно завидовать ровесникам, задирать их, соперничать с ними и так же демонстративно подчеркивать собственные преимущества. Острота эмоциональных реакций может принимать форму плача, ярко выраженной спонтанной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Поддержка взрослым одного ребенка воспринимается другим как вызов.
Сопоставление себя с другими наблюдается не только в их реальном повседневном взаимодействии, но и во внутренней жизни самого ребенка. Сопоставление направлено на противопоставление себя другим: «Что я, хуже других? Разве я хуже других? Нет, я лучше!» Решающее значение для ребенка имеет доказательство собственного превосходства над другими. Например, ребенок может принести в детский сад конфеты, игрушки, фантики, но не для того, чтобы съесть их или играть с ними, а для того, чтобы похвастаться перед ровесниками, т. е. наблюдается устойчивая потребность в самоутверждении. Так возникают истоки агрессивного поведения, которое со временем может вылиться в психологическую травлю, т. е. в повторяющееся агрессивное поведение, направленное на конкретного человека, который принимает роль жертвы.
Основной целью нападения, как правило, является получение удовольствия, удовлетворения от утверждения своей физической или психологической власти над другим человеком. Физическоенасилие включает драки, порчу, отъем и прятанье личного имущества; психологическое (моральное) – обзывательства, дразнилки, насмешки, запугиваниия, угрозы, а также бойкот.
Причинами детской агрессии, проявляющейся в насилии и травле, могут быть желание самоутвердиться, стремление униженного взять реванш, разозлить, оскорбить, унизить сверстника, привлечь внимание, оказать в компании нападающих, боязнь стать «жертвой».
Чтобы агрессия приняла форму травли, достаточно одного ребенка в группе, склонного к самоутверждению за счет унижения других. Как правило, дети «агрессоры» - являются сильными, самоуверенными личностями, в поведении которых преобладают демонстративность и провокационность. Дети – «жертвы» отличаются тревожностью, боязливостью, зачастую могут иметь заниженную самооценку. В ситуации насилия они предпочитают отступить, убежать, зареветь, приблизится к взрослому.
В группе, где издевательства и унижения встречаются часто, практически все, дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, проблемами в общении, игровой, учебной деятельности. Такую детскую группу трудно назвать коллективом.
Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблематическое и требующее немедленного вмешательства. Многие педагоги ограничиваются успешными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насильственное разрешение ситуации.
Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации и без учета личного «вклада» каждого ребенка в ее создание и разрешение. Такая тактика взрослых недопустима: ребенку непонятна его роль в ситуации, особую обиду и чувство попранной справедливости испытывают «жертвы», когда их наказывают наравне с истинными виновниками ситуации насилия; «агрессоры» торжествуют победу и чувствуют свою безнаказанность и разрешение и дальше действовать в том же духе.
Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку допускают сарказм как средство педагогического воздействия; например, говорят так: «Надо же, жалобная книга у нас появилась», «Прекратите ябедничать».
Работать над проблемой необходимо с самых первых его проявлений в детском коллективе.
Педагогу необходимо быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение допустимому поведению и поощряя детей, выбравших ненасильственные способы разрешения конфликтов.
В целом работу над проблемой можно разделить на этапы:
· подготовительный – работа над правилами разрешенного и запрещенного поведения;
· основной – работа по «горячим следам», т. е. подробный анализ поведения и эмоционального состояния участников ситуации;
· примирительной – выбор совместной стратегии, направленной на примирение;
· испытательно-контрольный – определение испытательного срока для реализации условий устного соглашения и договора о запрещенном поведении с последующим контролем за поведением участников ситуации.
Также необходимо и обязательно привлекать специалистов, в частности психологов и социальных педагогов, к предотвращению и разрешению ситуации насилия в образовательном учреждении. Только тогда возможно взять под контроль ситуацию и достичь желаемых результатов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружба начинается с улыбки
Цель:· Развивать речь и изобразительную деятельность;· Вспомнить и закрепить правила дружбы;·...
Открытое занятие для детей подготовительной группы "Дружба начинается с улыбки".
Цель: Снятие психомоционального напряжения, развитие творческого воображения, развитие сочувствия, сопереживания, эмпатии, развитие моторики, развитие коммуникативных навыков (умение работать в команд...
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...
Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"
Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь мал...
Памятка для родителей "Все начинается с малого"
Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила. Родителям необходимо знать следующее: 1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару,...
Музыка начинается в семье.
Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального воспитания детей - важная составляющая работы музыкального руководителя....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....