Проект: «В мире музыкальных инструментов
проект по музыке (старшая группа)

Бондаренко Екатерина Владимировна

Развитие творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский ясли - сад "Улыбка"

Проект:  «В мире музыкальных инструментов»

Разработали:

музыкальный руководитель

Бондаренко Екатерина Владимировна

воспитатель

Домианидис Елена Александровна

с. Шипуново 2019 г.

 Актуальность.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие  искусства и окружающего мира. 

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник.

Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, раскрыть наполненную чем-то изнутри погремушку - стремятся найти источник звука. Важно вовремя удовлетворить любопытство ребенка и на волне возникшего интереса дать почувствовать, что музыкальные инструменты обладают не только своим неповторимым голосом, но и уникальной историей происхождения.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Новизна: Проект обеспечивает выстраивание партнерских отношений между детьми, родителями социальными партнерами, за счет проведения занятий и мероприятий.

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.

Задачи проекта:

- расширить представления детей о музыкальных инструментах: инструменты симфонического оркестра, народные инструменты, инструменты изготовленные своими руками (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения);

- развивать у детей музыкальный слух, желание слушать разно жанровую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов;

- обогатить речь детей словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;

- развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

- активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

- формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги) над созданием продуктов проекта - музыкальной библиотеки.

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами.

2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.

Тип проекта: творческий, познавательный

Вид проекта: групповой

Время реализации: краткосрочный, 02.09.2019 – 06.09.2019г.

Участники проекта: воспитатель группы, музыкальный руководитель, дети 4-6 лет, родители. 

Краткое описание проекта

Цель  проекта - показать детям, что музыка - это целый весёлый и удивительный мир. И наша задача, взрослых, - дать детям возможность войти в этот волшебный мир. 

Проект будет реализовываться: через систему групповых и игровых занятий с детьми, просмотр слайд - презентаций и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в ООД и свободное время, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп: ударных, клавишных, духовых, струнных,

Через сказки, игры, творческие гостиные, музыкальные праздники представления, дети научатся творчески  мыслить, а также получат представления о многообразии мира музыкальных инструментов.

Этапы реализации проекта:

1 – организационно-подготовительный

2 – основной (практическая реализация проекта)

3 – заключительный

1 этап – организационный

Домианидис Е. А.

1. Систематизация методической научно-популярной и художественной литературы.

2. Подбор методической, художественной, и энциклопедической литературы по теме проекта.

3. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн  презентаций

4. Подбор дидактических игр, карт – схем (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте).

5. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта: (наглядные: картинки, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них)

В течение недели

Бондаренко Е.В.

Домианидис Е. А.

 Оформление информационного материала для родителей, консультаций на темы: «Дети и музыка», «Волшебный мир музыкальных инструментов», «Русские народные музыкальные инструменты»; рекомендации: «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»

2 - основной (практическая реализация проекта)

Цикл музыкальных занятий

19.08.2019

Домианидис Е. А.

Чтение сказок в которых встречаются музыкальные инструменты (Бременские музыканты», «Садко», «Гусли самогуды» и т.д.

Бондаренко Е. В.

ООД "Знакомство с музыкальными инструментами"

20.08.2019

Бондаренко Е.В.

ООД "Где живут звуки"

21.08.2019

Домианидис Е. А.

Раскрашивание картинок с изображением музыкальных инструментов.

ООД "Русские народные музыкальные инструменты"

22.08.2019

Домианидис Е.А.

Бондаренко Е. В.

Тематическое занятие: "Клавишные инструменты"

23.08.2019

Бондаренко Е.В.

Домианидис Е.А.

ООД "Шумовые инструменты"

Бондаренко Е.В.

Домианидис Е.А.

Родители

Мастер-класс по изготовлению шумовых - музыкальных инструментов.

Создание Мини-музея в группе «Музыкальные инструменты».

На заключительном этапе реализации проекта проведено:

- Мастер-класс по изготовлению шумовых - музыкальных инструментов.

Создание Мини-музея в группе «Музыкальные инструменты».

 Результаты по итогам реализации проекта у всех участников:

У воспитателей:

- повышение педагогической компетентности по вопросу обучения детей игры на музыкальных инструментах в свободное от занятий время;

- обогащение предметно - развивающей среды атрибутами, музыкально дидактическими играми, видеоматериалом;

У воспитанников:

- готовность детей к использованию в самостоятельной деятельности игру на музыкальных инструментах;

- сформируются представления о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении;

У родителей:

- изменение отношений родителей к данной проблеме;

- удовлетворенность родителей знаниями и практическими умениями воспитанников в игре на музыкальных инструментах , в результате реализации проекта сформированных представлений о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении

Полученные результаты:

1.Разработаны совместные планы, соглашения о сотрудничестве.

Повышена активность родителей: 80% родителей принимают активное участие в воспитательно-образовательной деятельности по музыкально-эстетическому развитию дошкольников.

Приложение

Календарно-тематический план

работы с воспитанниками (19.08. 2019 - 23.08. 2019г)

1 занятие.

Детские музыкальные инструменты. Знакомство.

2 занятие.

«Где живут звуки?»

- Познакомить с детскими музыкальными инструментами -

 ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, треугольники, дудочки, колокольчики, металлофон.

- Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.

- Формировать умение правильно называть музыкальные инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.

- Обогащать словарный запас детей.

- Познакомить с новым самобытным ударным инструментом - крышки от кастрюль, его звучанием.

-Закрепить знания детей о разнообразии звуков (деревянный, металлический, шуршащий, гремящий).

- Закрепить игру на металлофоне на двух близлежащих звуках.

Коммуникативная песня-игра «Здравствуй, друг!»

Ритмическая разминка «Кукутики»

Игра с бубном

Песенка «Ложки»

Игра песенка дождя

Игра с музыкальными инструментами

 «Чей кружок скорее соберется?»

Игра «Кто в домике живет!»

Игра «Кто какие звуки услышал?»

игра «Угадай, на чем играю»

Игра с именами

3 занятие.

Тема: «Русские народные музыкальные инструменты»

- Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.

- Познакомить детей с музыкальными инструментами (гармонь, баян, аккордеон, фортепиано, рояль).

- Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке.

- Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Слушание фрагмента звучания Арфы. Фрагмента «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Творческое задания для детей: «Создай оркестр».

Исполни песню «Мамина сказка».

Импровизация танца музыка «Вальс цветов».

Музыкальное приветствие «С добрым утром»

Показ слайдов «Музыкальные инструменты»

Просмотр видеоролика

Звукозапись песни В. Шаинского «Песенка крокодила Гены».

Показ слайда «Крокодил Гена играет на гармошке»

Звукозапись звучания Тульской гармошки.

Звукозапись отрывков звучания баяна и аккордеона

4 занятие

Тема: " Клавишные инструменты"

Знакомство с русским народными музыкальными инструментами.

- обогатить представление о музыкальной культуре русского народа;

- расширить знания о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;

- развивать познавательный интерес к русским народным инструментам;

- развивать сенсорные способности;

- развить интерес к музыкальному творчеству русского народа на примере изучения русских народных песен.

Краткий рассказ о народных музыкальных инструментах

Игра «Собери картинки».

Муз. игра «Поезд»

Песенка «Крокодила Гены»

Игра на  музыкальных инструментах «Ах вы, сени, мои сени»

5 занятие

Тема: «Шумовые инструменты»

- Расширять кругозор и словарный запас детей, закрепляя знания о различных шумовых и музыкальных инструментах.

- Учить детей слышать богатство и разнообразие красок в мире звуков, издаваемых предметами и шумовыми инструментами; развивая тонкость и чуткость слуха.

- Продолжать учить детей играть на различных шумовых инструментах.

- Формировать интерес к игре в детском шумовом оркестре;

- Воспитывать положительное отношение к музыке.

- Закрепить умение различать разные по силе звуки, динамические оттенки музыкальной речи;

- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Музыкальное приветствие

Игра «Услышь, как это звучит?»

Игра « Деревянные фокусы»

Оркестр под музыку «Яблочки»

Игры и упражнения с шумовыми инструментами на выбор.

Беседа о звуках

Игра

«Громко – тихо запоем»

Игра «Подумай и отгадай»

Взаимодействие с семьей и педагогами:

1. Консультация для родителей на тему: «Волшебный мир музыкальных инструментов».

2. Консультация для родителей на тему: «Дети и музыка»

3. Консультация для родителей на тему: «Русские народные музыкальные инструменты

4. Рекомендации для родителей: "Организация музыкально - эстетического воспитания в семье в современных условиях"

5. Изготовление родителями совместно с детьми музыкальных инструментов из подручных материалов.

Заключение

 В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Вывод:

Обобщая все выше сказанное необходимо отметить, что к 5-6 годам, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает, что к концу проекта у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатель и родители.

Приложение

Мастер-класс для родителей и детей

«Изготовление музыкальных шумовых инструментов»

Цель:

• Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в ДОУ.

• Обеспечение тесной взаимосвязи детского сада и семьи в реализации задач музыкально-эстетического развития детей

• Пропаганда среди родителей необходимости музыкального воспитания детей, приобщения их к основам музыкальной культуры

Задачи:

• Развитие исследовательских, коммуникативных, артистических, творческих навыков, музыкальных способностей.

• Развитие внимания, мышления, творческих способностей, представлений об окружающем мире

• Привлечение родителей к организации процесса музыкального воспитания

• Достижение положительных результатов в музыкально-эстетическом развитии ребёнка совместными усилиями родителей и детского сада

Музыкальный руководитель: (обращается к детям и родителям)

Добрый день. Я рада приветствовать вас у нас в гостях. А чтобы нам с вами было сегодня комфортнее и чтобы мы лучше узнали друг друга, я предлагаю вам, поделиться хорошим настроением, поприветствовать друг друга.

Коммуникативная песня-игра «Здравствуй, друг!»

(муз. Песни «Капель» В.Алексеев)

Вступление и проигрыш:     Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу 

1 куплет: 

Зашагали ножки прямо по дорожке.          Гуляют врассыпную по залу

Весело гуляли и друга повстречали.         Находят себе пару - друга

Припев:  

Здравствуй, здравствуй, милый друг!   Пожимают руки друг другу

Ты посмотри вокруг.                                  Разводят руки в стороны

Ты мне только улыбнись!                          Улыбаются друг другу

Крепко обнимись!                                      Обнимаются

Проигрыш:      Дети и родители кружатся в парах, держась за руки

 Игра повторяется 3 раза

Муз.рук: 

И так все в хорошем настроении.

Собрались мы здесь сегодня не зря.

Нам в группу, сегодня, почтальон принес вот это письмо, в котором написано о том, что Королева музыки, нас всех приглашает и мастерскую музыкальных инструментов.

И я предлагаю отправиться в путешествие на веселом паровозике!

Музыкально-ритмическая композиция «Паровоз»

(Дети и родители отправляются в путешествие, пока они едут, на столы раскладываются заготовки для изготовления музыкально шумовых инструментов. Гостей встречает, Королева музыки)

Королева музыки: 

Добрый день дорогие друзья, рада вас видеть в своем королевстве музыки! В моем королевстве необычайно весело и интересно, и я думаю, вам обязательно понравится и запомнится, наше с вами путешествие. Присаживайтесь за столы.

Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, изготовленных своими руками из бросового материала.

Так что же такое шум?

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритм и тембр.

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными шумовыми инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому почти сразу можно начать играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Сегодня мы с вами сделаем разные шумовые инструменты, а какие вам расскажут мои помощники.

(Музыкальный руководитель рассказывает о принципе изготовления трещоток и бубнов, воспитатели об ударных барабанах и ложках - погремушках).

Королева музыки: - А сейчас приступим к изготовлению музыкально - шумовых инструментов «Шумелок» своими руками.

Для конструирования нужно не так уж и много - самое главное желание

и чуть-чуть выдумки и фантазии!

(Родители с детьми, с воспитателями и музыкальным руководителем изготавливают самодельные музыкальные инструменты: трещотки, бубны, ложки-погремушки, барабаны из майонезных ведерок, ударные барабаны).

Королева-музыки:

Какая красота у нас получилась.

Давайте попробуем поиграть….

«Шумовой оркестр»

Королева-музыки: - Я предлагаю поставить наши новые инструменты в музыкальный уголок.

Королева-музыки:

Нет ничего прекрасней на свете

Счастливой и дружной семьи,

Где мамы и папы, и внуки, и дети,

Живут в мире, дружбе, любви!

Приложение

Занятие №1

Тема занятияЗнакомство с музыкальными инструментами.

Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на музыкальных инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Программное содержание:

- Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.

- Формировать умение правильно называть музыкальные инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.

- Обогащать словарный запас детей.

Ход занятия:

Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг, музыкальный руководитель предлагает поприветствовать друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Вступление и проигрыш:     Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу 

1 куплет: 

Зашагали ножки прямо по дорожке.          Гуляют врассыпную по залу

Весело гуляли и друга повстречали.         Находят себе пару - друга

Припев:  

Здравствуй, здравствуй, милый друг!   Пожимают руки друг другу

Ты посмотри вокруг.                                  Разводят руки в стороны

Ты мне только улыбнись!                          Улыбаются друг другу

Крепко обнимись!                                      Обнимаются

Проигрыш:      Дети и родители кружатся в парах, держась за руки

 Игра повторяется 3 раза

Припев: Повторяют движения.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в Городок музыкальных инструментов. Чтобы отправиться на экскурсию мы должны выполнить ритмическую разминку. Вы готовы? Будьте очень внимательны, прислушивайтесь к музыкальному сопровождению, движения выполняйте ритмично.

Ритмическая разминка «Кукутики»

После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов.

Какие инструменты вы знаете?

Ответы детей: ложки, трещотки, треугольник, погремушки, бубенцы, ксилофоны, треугольники, дудочки, колокольчики, металлофон.

Нас почему-то никто не встречает. Давайте потанцуем и поиграем. Может быть, кто-нибудь выйдет из домика?

Танец по показу

Музыкальный руководитель: Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют.

Из одного домика появляется загадка:

Я круглый словно солнышко, только с бубенцами

Звучу я очень звонко услышите вы сами,

Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой

Звучать я буду громко-громко

Угадайте, кто я? (Бубен)

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, это бубен.

Бубен - это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.

Игра с бубном

Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение, остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают», а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют.

Из домика появляется загадка:

Две подружки удалые, расписные, хохломские

Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья? (Ложки)

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, это ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками - горбинками, поглаживая их.

Давайте попробуем, как у нас получится.

Песня «Ложки»

Музыкальный руководитель: Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». Хорошо. Положите ложки обратно в горшочек, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет?

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют.

Из домика появляется загадка:

Попаду в руки ребенку

Заиграю звонко - звонко

Не зря веселая игрушка

А зовусь я …. (Погремушка)

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, это погремушка.

Погремушки в руки взяли

Они громко зазвучали

Погремушки веселят

Сидеть на месте не велят

В круг скорее все вставайте

С ними пляску начинайте!

Пляска с погремушками

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют.

Из домика появляется загадка:

Вот пластинки из металла

На дощечке их немало.

Из пластинок тех, что много

Убегает вдаль дорога.

Слышите чудесный звон?

Что звучит? (Металлофон)

Инструмент всем на диво

Смотрите - загляденье

Как звучат они? Не знаем

Очень хочется узнать

Нужно смело взять их в руки

И всем дружно поиграть!

Сейчас мы возьмем молоточек в руки и попробуем ими постучать.

(Детям раздаются муз. молоточки и показывают как правильно играть на металлофоне)

Игра «Песенка дождя» (вместе с детьми сыграть «как капает дождик»)

Вот, какие мы молодцы, проиграли на металлофоне музыку дождя.

Музыкальный руководитель: А у нас здесь есть сундучок. Вы хотите узнать, что же в нем лежит? Сейчас мы его откроем.

Открывают сундук достают по очереди музыкальные инструменты и называют их: трещетки, колокольчики, коробочки и т.д

Игра с музыкальными инструментами

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась экскурсия?

Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались?

Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов?

Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами.

Музыкальный руководитель поет «До свидания».

Дети поют «До свидания» и уходят.

Занятие №2

Тема занятие «Где живут звуки?»

Цель:

Программное содержание:

- Познакомить с новым самобытным ударным инструментом - крышки от кастрюль, его звучанием.

-Закрепить знания детей о разнообразии звуков (деревянный, металлический, шуршащий, гремящий).

- Закрепить игру на металлофоне на двух близлежащих звуках.

- Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянным, металлическим предметами и музыкальными инструментами.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами поздороваемся сегодня необычно, нашими ладошками, ножками, щечками, губками, зубками.

«Здравствуйте!»

(коммуникативная игра, сл. и муз. М. Картушиной.

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп!  (три хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! («пружинка»)

Топ-топ-топ!  (Топают ногами)

Здравствуйте, щёчки!  (гладят ладонями щёки)

Плюх-плюх-плюх!  (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки!  (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок!  (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки!  (Качают головой вправо-влево)

Щёлк-щёлк-щёлк!  (3 раза щёлкают зубами)

Здравствуйте, гости!  (Протягивают руки вперёд, ладонями вверх).

Музыкальный руководитель: Ребята! Недавно мне удалось побывать в одной необычной деревенской избе.

В этой избе есть такая комната, где живут интересные, необыкновенные музыкальные звуки. А вы хотите побывать в этой музыкальной комнате? Тогда, пройдемте вместе со мной. (Сели на стульчики)

Игра-сказка «Как карандаш со звуками познакомился»

Я хочу вам рассказать необычную сказку, про невидимок, которая проходила в кухонном шкафу.

Жили-были два братца, два волшебника-невидимки. Были они разные, друг на друга совершенно не похожие, а имя носили одно. Однажды случилась такая история. Забрались невидимки в шкаф, где хранилась посуда, и давай там шуметь. И шуршали, и звенели, и стучали, и брякали, в общем, резвились от души.

Вдруг один братец воскликнул: «Это мой дом!» скок - и спрятался в деревянном стаканчике. Будто его и не было. Второй тут же игру подхватил: «Чур, мой дом!» прыг - и исчез в стаканчике металлическом.

(Во время рассказа по очереди выставляются стеклянный, деревянный и металлический стаканчики на лист бумаги, лежащий на столе.)

Спрятались звуки в стаканчиках. И, как обычно, неожиданно наступила тишина. В том шкафу, в ящике, жил-был Карандаш Рисовальщик. (Покажите карандаш).

Он был хорошо воспитанным, и некоторое время терпел это звуковое безобразие. Но когда звуки расшумелись, карандаш не выдержал, встал и отправился узнать, что происходит на верхних полках шкафа. А когда огляделся, то никого не увидел. (Обвести карандашом лист бумаги по периметру.)

«Если здесь кто-то есть, а я его не вижу, значит, он спрятался и хочет поиграть в прятки!» - подумал карандаш и отправился искать. Он обошел вокруг стаканчиков, и никого не увидел. (Обводим карандашом стаканчики).

Потом заглянул вовнутрь каждого из них, может быть, кто-то прячется внутри стаканчиков?

(По очереди поднимите каждый стаканчик, загляните вовнутрь, покажите детям.)

Внутри стаканчиков Карандаш тоже никого не обнаружил. «Вот бы познакомиться с невидимкой… Мы наверняка с ним подружимся, и будем играть» - произнес карандаш. Карандаш подошел к одному стаканчику и постучал: «Кто в деревянном домике живет? Тук - тук - тук…»-

(Постучите карандашом по столу, затем один раз аккуратно ударьте по стенке стеклянного стакана; прислушайтесь к звучанию стекла.)

«Звук - услышал он в ответ. Обрадовался карандаш и постучал во второй домик-стаканчик: «Кто в металлическом домике живет? Тук - тук - тук…» И услышал в ответ: «Звук

«Очень приятно познакомиться, господа невидимки. Меня зовут Карандаш Рисовальщик. А вас как зовут?» И стаканчики ему весело ответили: «ЗвукЗвук(Ударьте карандашом по каждому стаканчику один раз)

Так Карандаш со звуками познакомился.

Когда Карандаш со Звуками подружился, они стали вместе играть. Карандаш стучался в домики-стаканчики и спрашивал: «Кто в домике живет?» А Звуки ему отвечали: «Звук! Звук!»

- Ребята, а вы хотите со звуками поиграть?

Игра «Кто в домике живет!»

Описание игры. Музыкальный руководитель вызывает ребенка и задает вопрос, например: «Где Деревянный Звук живет?». Названный ребенок стучит карандашом по соответствующему стаканчику.

Музыкальный руководитель: - Ребята, подумайте и ответьте, какие еще бывают звуки. (шуршащие, гремящие)

Звуки такие разные и все они по-своему поют.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы все закроем глазки, и послушаем тишину, какие же звуки мы услышим?

Игра «Кто какие звуки услышал?»

Музыкальный руководитель::

(За печкой слышен шум и грохот).

Кузя: Ой-ой-ой!

Музыкальный руководитель: Ребята, я еще что-то слышу, это может за печкой домовенок шумит. Кто это кричит?

Кузя: Это я - Кузя!

Музыкальный руководитель: Да где же ты?

Кузя: Здесь я, здесь! Никак не могу вылезти! На меня инструменты упали!

Музыкальный руководитель: Вот беда! А какие инструменты!

Кузя: Музыкальные. Только я не знаю, как они называются, может, вы мне подскажете их названия?

Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Кузе?

Кузя: Слушайте внимательно!

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

(бубен, треугольник, ложки, металлофон, трещотка)

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы угадали какие инструменты упали на Кузю, были очень внимательны, и все музыкальные инструменты назвали правильно! (Кузя выходит)

Кузя: Здравствуйте, ребятишки! Хорошо вы инструменты угадываете, помогли мне выбраться! Я домовой Кузьма, но можно просто Кузя. А вас как зовут?

Музыкальный руководитель: Кузя, а мы познакомимся с тобой необычно, с помощью музыкальных инструментов. Ребята, возьмите инструменты (берут, и простучите по очереди свое имя., нам сыграет свое имя на металлофоне, на 2 пластинках, а мы послушаем.

Игра с именами

Музыкальный руководитель: Все отстучали свое имя ритмично и громко, молодцы.

Кузя: Молодцы, как интересно я с вами познакомился, сколько интересных звуков услышал. Я ни с кем так еще не знакомился, с помощью музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель: Когда на разных музыкальных инструментах музыканты вместе исполняют одну пьесу это называется? (Дети: оркестр)

Кузя: Оркестр! Какое красивое слово, а вы умеете играть в оркестре? (ответы детей). А покажете?

Музыкальный руководитель: Покажем, Кузе, как мы умеем играть в оркестре? На 1 ч. Играют инструменты с металлическим звуком, а именно металлофон и треугольники, затем инструменты с деревянным звуком - трещотки и хлопуша, на 2 ч. - сначала инструменты с металлическим звуком - бубны и бубенцы, затем с деревянным звуком - ложки, и на 3 ч. играем все вместе. А в оркестре мы будем играть под р. н. м. «Канава». Приготовились музыканты, слушаем вступление.

Оркестр ударно-шумовых музыкальных инструментов

под р. н. п. «Канава».

Музыкальный руководитель: Молодцы, все музыканты играли дружно, хорошо ушками слушали друг друга и музыку.

Кузя: Ох, и славно же вы поиграли в оркестре. Я хочу еще повеселиться. Я так люблю играть, шутить, резвиться и предлагаю вам поиграть в игру 

«Чей кружок скорее соберется?».

Вот у меня два музыкальных инструмента. Как они называются? … и, сегодня так старались, и я им даю инструменты, они будут ведущими. Ребята, нам надо построить два круга вокруг наших музыкантов. Сначала мы идем по кругу, а музыканты танцуют, затем мы хлопаем, музыканты играют. На веселую музыку мы бегаем по залу на носочках, с окончанием музыки мы присаживаемся и закрываем глазки. Музыканты меняются местами. Как только заиграет веселая музыка вам необходимо найти своего ведущего-музыканта, и быстро собраться в кружок около него.

Игра «Чей кружок скорее соберется?».

Кузя: Какие вы шустрые, быстрые, и внимательные, молодцы. И ведущие-музыканты танцевали красиво и играли громко, каждый по-своему.

Кузя: - А это, что за инструменты? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Кузя, самодельные инструменты - это инструменты, сделанные своими руками из ненужных вещей. Ребята, а какие звуки издают самодельные инструменты? (гремящие, шуршащие).

Кузя: Ничего себе! А как на них играют?

Музыкальный руководитель: Мы обязательно тебе покажем.

Кузя: А я тоже хочу с вами играть на самодельных инструментах и придумать свой инструмент. Можно? Я так люблю бренчать крышками от кастрюль, у меня их так много, вот смотрите! (показывает).

- Можно, я буду играть на крышках? (гордо).

Музыкальный руководитель: Ну попробуй! А вы, ребята, выбирайте себе понравившийся инструмент, и мы с вами исполним нашу песню про самодельные инструменты и сыграем вместе с Кузей!

Оркестр с Домовым «Наш оркестр» Е. И. Антошина.

 Музыкальный руководитель: (анализ):

Кузя: Ох-ох, триста лет мне, а я ни разу так не веселился. Спасибо вам ребята. Вижу, многое вы умеете и знаете, молодцы! Оказывается вокруг нас так много разных звуков!

Музыкальный руководитель: Ребята вокруг нас живут звуки, они очень разные. Понравилось вам в деревенской избе, в гостях у Кузи? А какие звуки мы слышали в деревенской избе домовенка Кузьмы? Всегда где вы бываете, слушайте звуки. А при следующей нашей встрече вы расскажете, какие звуки вы слышали. До свидания, Кузя, нам очень понравилось у тебя в гостях! (прощаются, выходят под музыку).

3 занятие.

Тема занятия: «Русские народные музыкальные инструменты»

Цель: Познакомить детей с группой клавишных инструментов.

Программное содержание:

- Познакомить детей с музыкальными инструментами (гармонь, баян, аккордеон, фортепиано, рояль).

- Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке.

- Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие «С добрым утром»

Музыкальный руководитель: Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. С давних времен люди слушают музыку, а музыка, как известно, исполняется на музыкальных инструментах. Вот сейчас назовите знакомые для вас музыкальные инструменты.

Ответ детей.

Показ слайдов «Музыкальные инструменты» 

Сегодня мы еще лучше узнаем музыкальные инструменты такие,  как гармонь, баян, аккордеон. У них есть общее название, клавишно-духовые их называют. Клавишные потому что у них есть клавиши, а духовые потому что звук они издают при помощи воздуха. Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм про эти инструменты.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Музыкальный руководитель. Ребята, а на каком инструменте играл крокодил Гена из мультфильма?

Дети. На гармошке!

Музыкальный руководитель. Правильно, вот на такой гармошке (показать игрушечную гармошку) Гармошка состоит из двух частей - коробочек. Между ними находится складочки - мех, в которые накачивается воздух. На каждой части гармошки расположены кнопки. Гармонист нажимает на кнопочки, раздвигает мех и тогда гармонь начинает звучать.

Давайте послушаем, как звучит гармошка в «Песенке крокодила Гены».

Звукозапись песни В. Шаинского «Песенка крокодила Гены».

Показ слайда «Крокодил Гена играет на гармошке»

Музыкальный руководитель. Гармошка или гармонь - это старинный русский народный музыкальный инструмент. Без гармошки не обходился ни один праздник: под гармошку пели частушки и плясали!

Показ слайда «Пляска под гармошку»

Музыкальный руководитель. Первые русские гармошки стали изготавливать в городе Туле. Этот город уже славился своими Тульскими пряниками и самоварами. Гармошки тоже стали называться - Тульскими.

У Тульской гармошки очень красивая отделка - это нарядная гармошка. Она украшена ягодами или цветами.

Показ 2 -х слайдов:

«Тульская гармонь, украшенная цветами»

«Тульская гармонь, украшенная ягодами»

Музыкальный руководитель.

Наша Тульская гармошка не стареет сотню лет.

В красоте, таланте русском весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка, ты подружка подпевай,

Мастеров старинной Тулы во весь голос прославляй!

-Послушайте, как звучит Тульская гармошка.

Звукозапись звучания Тульской гармошки.

Музыкальный руководитель. У гармони есть два брата - это современные музыкальные инструменты - Баян и Аккордеон.

Показ слайда «Баян и аккордеон»

Музыкальный руководитель. У аккордеона - с одной стороны кнопки, а с другой - клавиши, как у пианино.

Показ слайда «Аккордеон»

Он носит клавиши и кнопки,

И нрав его совсем не робкий.

Прекрасен в голосе своём,

Звучит оркестр целый в нем.

Аккордеон - как волшебство,

Все звуки собраны в него.

Музыкальный руководитель. Послушайте, как звучит аккордеон.

Звукозапись аккордеона.

Показ слайда «Аккордеон»

Музыкальный руководитель. У баяна на каждой коробочке корпуса, и справа и слева находятся кнопки.

У него рубашка в складку,

Любит он плясать в присядку.

Он и пляшет, и поёт -

Если в руки попадёт.

Много пуговиц на нём

С перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян.

Голосистый мой баян!

Послушайте, как звучит баян.

Звукозапись баяна

Показ слайда «Баян»

Звучит музыка громко(форте), а затем звучит тихо(пиано) - вот и название для инструмента  фортепиано, с которым мы сейчас и познакомимся.

Фортепиано - клавишный инструмент. На нем можно играть «форте» т.е. громко, если сильно ударить по клавишам, и «пиано» - очень тихо, если коснуться клавиш ласково. Иногда фортепиано называют пианино.

Его звуки сопровождают и пение и танец.

У фортепиано есть старший брат - рояль. Рояль звучит в больших залах, помещениях.

(Звучит «Сказочка» из «Детского альбома» композитора С.Прокофьева).

Рояль и фортепиано - удивительные инструменты. Почему? Потому что, на скрипке играет один скрипач, на флейте - только один флейтист, а на рояле и фортепиано могут играть сразу несколько человек.

Ребята! Мы сегодня знакомимся с клавишными инструментами, но ведь клавиши есть не только у фортепиано! И у компьютера есть клавиатура. Так может быть и на ней можно сыграть музыку? Давайте-ка, я сейчас попробую… Возьму клавиатуру и попытаюсь на ней как на фортепиано сыграть музыку!...Нет ничего не получается! Не слышно никаких звуков , да и клавиши совсем другие - на них написаны буквы, цифры, разные значки… Значит дело не только в клавишах!  Значит у фортепиано, есть какой-то волшебный механизм, который при нажатии клавиш рождает музыкальные звуки. И этот механизм, наверное, спрятан внутри фортепиано. Ну, так и есть! Здесь натянуто столько струн! А еще есть маленькие молоточки… Все вместе посмотрим как действует этот механизм.

(Видеоролик - «механика фортепиано»).  

- Посмотрите-ка, ребята: когда пианист нажимает на клавишу, по металлической струне ударяет специальный маленький деревянный молоточек, обтянутый войлоком - и раздается звук.

Вот поэтому фортепиано и рояль называют  клавишно-ударным инструментом!

Чем же отличаются пианино и рояль?  Рояль-это большой инструмент, у него мощный звук и поэтому на рояле играют в концертных залах, таких, например, как филармония и капелла. Пианино меньше размером,

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, о чем разговаривают белые и черные клавиши фортепиано?

Дети придумывают рассказ.

А теперь давайте послушаем, как фортепиано расскажет нам о бабочках. Послушайте его легкие звуки, и представьте себе маленьких легкокрылых бабочек, которые весело порхают над цветочной поляной.

Дети слушают пьесу для фортепиано «Бабочки».

Ребята, нарисуйте дома этих веселых бабочек, про которые вам рассказало наше пианино.

4 занятие

Тема занятия: «Клавишные инструменты»

Цель: познакомить детей с некоторыми шумовыми инструментами.

Программное содержание:

- Расширять кругозор и словарный запас детей, закрепляя знания о различных шумовых и музыкальных инструментах.

- Учить детей слышать богатство и разнообразие красок в мире звуков, издаваемых предметами и шумовыми инструментами; развивая тонкость и чуткость слуха.

- Продолжать учить детей играть на различных шумовых инструментах.

- Формировать интерес к игре в детском шумовом оркестре;

- Воспитывать положительное отношение к музыке.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Как я рада видеть вас! Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Попробуем поздороваться стихами, я начну, а Вы мне поможете?

Музыкальный руководитель:

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю

Я соседской …

Дети с музыкальным руководителем вместе: 

«курице » (показывают крылышки).

Здравствуй, солнце золотое! (скрестили руки над головой, растопырив пальчики)

Здравствуй, небо голубое! (подняли руки вверх к небу)

Здравствуй вольный ветерок! («показывают ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! («показывают дубок»)

Здравствуй, утро! («жест вправо»)

Здравствуй, день! («жест влево»)

Нам здороваться не лень! («прижали руки к груди»)

Музыкальный руководитель: Ребята! Как здорово, у нас получилось! Сегодня я предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Я предлагаю Вам сесть на коврик. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всюду: звуки окружают нас всегда; все шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит - звучит.

Много разных звуков окружает нас,

Даже если тихо, кажется сейчас.

Ранним, ранним утром всюду тишина,

Но ее послушай, звуками полна.

Закройте глазки и постарайтесь услышать звуки. (Треск ветка дерева, тиканье часов). Кто что услышал? Какие разные бывают звуки, не правда, ли? Задумывались вы о том, что звук - это одно из самых ярких проявлений жизни? И еще о том, что у каждого звука есть свое лицо, и мы даже с закрытыми глазами можем угадать, что происходит вокруг. Давайте вспомним, какие звуки нам знакомы и о чем они могут нам рассказать.

Дети называют звуки (шорох, шуршание, треск, скрип и т.д.)

Многие звуки знакомы нам и мы без труда можем определить некоторые из них. И даже представить себе звуки в своем воображении. Теперь вы убедились, что звуки могут оживать в вашем воображении?

Музыкальный руководитель: С помощью чего можно воспроизвести звуки? Звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов или с помощью предметов.

Все на свете знают -

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Сегодня мы с Вами в гостях у шумовых звуках.

Игра « Услышь, как это звучит?»

Цель: включить в работу слуховую память, слуховое воображение детей, развивать тембровый слух. Дети самостоятельно изучают звуковые возможности дерева, определяют качества « деревянных звуков»: (сухой, глухой, щелкающий, трескучий). Дети сами определяют - отчего зависит качество звука (от размера предмета, способа извлечения, силы удара).

Музыкальный руководитель: Звук всегда играет с нами. Он может быть повсюду. Он живет во всех предметах и сегодня мы, услышим необычные истории, которые расскажут нам предметы из дерева. Пожалуйста, посмотрите вокруг и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите? Постучите по очереди по своему предмету, а мы послушаем, как он звучит.

Дети по вызову педагога стучат по предметам из дерева

Здесь на столе лежат различные предметы из дерева.

Как вы думаете, они будут они звучать?

Одинаковые звуки или нет? Прислушайтесь.

Дети пробуют играть на предметах из дерева. А звуки, которые издают эти деревянные предметы, как мы назовем?

( - деревянными.)

Музыкальный руководитель: Конечно, все звуки разные.

Деревянный звук какой?

Он стучащий и сухой

Теплый и трескучий

Тихий и гремучий.

Игра « Деревянные фокусы»

Музыкальный руководитель: посмотрите дети, что у меня в руках?

( ответы детей)

Шкатулка-это предмет

Для всяких разных штук.

Она побольше коробка,

Но меньше, чем сундук.

Может мы с этой деревянной шкатулочкой проведем небольшой эксперимент? Что можно сделать со шкатулкой, чтобы она стала шумовым инструментом? (Ответы детей)

(Дети наполняют коробочку. В одну из шкатулок нужно положить гвозди, в другую - крупу, в третью – бумагу. 

Внимательно послушайте, изменился звук? (ответы детей). Конечно, все звуки в шкатулках разные. Почему звук изменился?

Шкатулка - это стукалка

Для всяких разных штук.

И, если потрясти ее,

Услышишь тук - тук - тук.

Музыкальный руководитель: Шкатулка была предметом, а вы сделали шумовой инструмент.

Со временем обыкновенные «деревянные» звуки переселились, в деревянные музыкальные инструменты: ложки, рубель, коробочки, ксилофоны, маракасы.

Шумелки

В качестве шумелок можно использовать любые емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть крупами (рисом, гречкой) или другими материалами, которые могут издавать шум при ударе о стенки емкости.

Звенелки

Звенелки легко сделать из бубенцов и небольших колокольчиков.

Свистелки

Свистелкой может стать любой стеклянный пузырек из-под лекарства или стеклянная пробирка. Подойдут даже трубочки от пипеток.

Если вы хотите исполнить мелодию на свистелках, то необходимо заполнить стеклянные емкости водой. Вода должна быть на разном уровне.

Кстати, в качестве свистелок могут подойти пластмассовые бутылки из-под кока-колы или минералки, заполненные на треть водой.

Стучалки

Самая обычная стучалка сделана из двух палочек, которые ударяются друг о друга.

Можно взять за основу идею ксилофона и нарезать из паркета полоски различной длины. На палку, которой соединяются доски, можно повесить скорлупу от грецкого ореха. Получается что-то вроде трещотки.

Шуршалки

Шуршалки отличаются от стучалок тем, что издают более тихий звук. Шуршать можно двумя шишками, потерев их друг о друга. Шуршать можно мятой газетой.

Звук дождя отлично имитируют скорлупки от фисташек, которые пересыпают из одной емкости в другую.

Музыкальный руководитель: На столах у нас лежат музыкальные инструменты. (Снимает с инструментов накидки). Что с ними можно делать? (ответы детей).

Правильно. На музыкальных инструментах надо играть. Хотите поиграть в игру: «Дирижер». Хотите? Я буду у Вас дирижером, а Вы будете Оркестром. Дирижера слушается весь оркестр и подчиняется взмахам его палочки. В нашем оркестре будут не только инструменты, на которых мы играли, но и те, о которых Вы сегодня узнали. Вы сможете выбрать себе инструмент?

( Дети играют оркестром под музыку» « Яблочки »)

Спасибо ребята за прекрасное выступление. Все справились с заданием.

Ребята, что нового вы сегодня узнали и что вам больше всего запомнилось

Музыкальный руководитель: Молодцы.

Игры и упражнения с шумовыми инструментами

с «мешочком»

«в лесочке»

Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек

Белка шла с сыночком

А за ними зайчики - хлопают по мешочку

Прыгали как мячики

«зима»

Вот пришла к нам зима - нажимают пальчиком

И сугробы она намела - сжимают и разжимают рукой

Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп - катают между ладонями

Весело покатимся и в сугроб - хлопают ладошкой по мешочку.

«зайка - растеряйка» (шумовые инструменты по количеству детей, зайка би-ба-бо за ширмой.)

Зайчик: Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка

Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,

Только со своим подарком с горки кубарем слетел.

Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам

Помогите мне, детишки, всё разложить по местам!

Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху определяют и находят у себя такой же. В конце игры зайка пляшет под музыку, а дети подыгрывают на любом инструменте.

с «бутылочкой»

под любую весёлую музыку, состоящую из двух частей, дети гремят «бутылочкой»:

1часть - гремят над головой

2часть – стучат в ритм об ладошку

«пирожок»

Раз, два, три, четыре - стучат об ладошку

Тесто замесили - гремят над головой

Раскатали мы комок - катают между ладонями

И слепили пирожок - перекладывают с одной ладошки в другую

Из печи достали - ставят перед собой

Остывать поставили - машут на бутылочку руками

Приходите все сюда - разводят руки

Мы дадим вам пирога. – четыре хлопка над головой.

«тук-тук»

Тук-тук мы стучим -стучат об пол

Мышек разбудить хотим

А теперь потише - тихонько встряхивают бутылочку

Чтоб уснули мыши

3.деревянные палочки «тик-так»

Тик-так тик-так ходят часики вот так – палочки вверху тикают влево-вправо

Туки-так туки-так так колёса стучат - палочка об палочку

Туки-ток туки-ток так стучит молоток – стучат по ковру одновременно двумя палочками.

4.гремелочка (на резинке)

«паровоз»

Едет, едет паровоз много шума от колёс -дети идут за педагогом, повторяя

звуки за взрослым

Ты теперь не отставай, паровозу подпевай

(стучат ритмично, встряхивают, стучат по ладошке по колену, идут молча)

«медведь и дети» (гремелочка одета на правую ногу)

Игра проводится с ростовой куклой марионеткой

Мишка по лесу гулял, мишка деток всё искал, -медведь гуляет

Очень долго он гулял, сел мишутка, задремал -сел, спит

Стали детки подходить, стали Мишеньку будить: -дети подходят на цыпочках

Мишка, Мишка, ты вставай и ребяток догоняй! (убегают) –топают правой ногой.

«эхо»

Педагог прячется за ширмой и издаёт звук любым шумовым инструментом, дети определяют не только инструмент, но и повторяют способ извлечения из него звука.

«день»

Солнце в небе ярко светит, бутылочки

Погулять выходят дети.

Топ-топ-топ-топ.

Во дворе сосульки плачут, -колокольчики

С крыши звонко капли скачут.

Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп.

Громко тенькают синички, - тарелочки

В луже меряют водичку,

Тень-тень-тень-тень.

Вы подумайте минутку, - ложки

Это что за время суток?

День, день, день, день.

«посуда»

(для этой игры необходимы предметы настоящей посуды, педагог и дети стучат по очереди, ложки или деревянные палочки, мешочки, трещотки по количеству детей)

Вот большой железный чайник - стучат ложкой по чайнику

Очень важный, как начальник.

Вот деревянные ложки - ложки

Голова на тонкой ножке.

Вот пакетик в нём крупа, - шуршат мешочком

Он шуршит раздув бока.

Это тёрка-деревяшка - трещотка и ложка 

Очень крупная бедняжка.

Вот фарфоровые блюдца - ложка и блюдце

Громким звоном все смеются

Вот пластмассовый поднос - ложка и перевёрнутый поднос

Он посуду нам принёс.

«каштаны» (деревянная трещотка и ложка)

Мы бежали по дорожке, - скользящие движения

Нам каштан попал под ножки

Стали мы его пинать

Раз, два, три, четыре, пять. – стучат.

5 занятие

Тема занятия: «Шумовые инструменты»

Цель: приобщать к русской народной музыкальной культуре посредством знакомства с русскими народными инструментами (свистулька, балалайка, гармошка, баян, трещотки, деревянные ложки).
Программное содержание:

- обогатить представление о музыкальной культуре русского народа;

- расширить знания о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;

- развивать познавательный интерес к русским народным инструментам;

- развивать сенсорные способности;

- развить интерес к музыкальному творчеству русского народа на примере изучения русских народных песен.

Ход занятия:

(Вход под мелодию русской народной песни «Светит месяц»)

- У нас сегодня необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.

- Послушайте внимательно стихи и угадайте сами, что это за страна?

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна,

Как дождь в окно твоё стучится,

Повсюду музыка слышна!

Вслушайся: весь мир поёт -

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен!

Льется музыка рекою

Закружила все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из - под рук

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет

В царстве музыки волшебной

Поплывем за ними в след!

(Музыкальная)

- Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты.

- Как мы её назовём? (В ней живут музыкальные инструменты, значит, она называется «Инструментальная»).

- Что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем с помощью игры «Собери картинки».

Постановка цели и задач.

Описание игры: «Собери картинку». (Каждый получает конверт с разрезанными картинками русских народных инструментов)

1-й: домра; 2-й: балалайка; 3-й: гармошка; 4-й: свистулька, 5-й: ложки; 6-й: бубен. (Дети складывают из кусочков целую картинку.) Картинки вывешиваются на магнитную доску.

Какие же инструменты живут в этой музыкальной стране. (Русские народные инструменты) Молодцы! Значит, цель нашего путешествия: познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием, с музыкальным творчеством русского народа.

Русский народ очень любил исполнять песни под музыку с инструментами, которые сам же и создавал.

Какие русские народные инструменты вы знаете? (Гусли, свирель, трещотки, рожок, жалейка)

Молодцы! Ну что ж, тогда пора отправляться в путь, чтобы продолжить знакомство с музыкальными инструментами русского народа.

Путешествовать мы будем на поезде. Вы готовы? Ну что ж тогда в путь!

(Сигнал колокольчика. Под музыку «Поезд» дети, выстроившись в виде поезда, двигаются друг за другом.)

Итак, 1-я остановка. Как она называется? (Дунуть в свистульку) (Свистулькино)Правильно, называется она «Свистулькино»

Как вы думаете, с каким музыкальным инструментом мы здесь познакомимся? (Со свистулькой)

Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент. Как вы думаете, из чего изготовляли свистульки? (Из глины)

Свистулька - это музыкальный инструмент Древней Руси и русский народ изготовлял его из глины.

Пение, какой птички напоминает звучание свистульки? (Жаворонка)

Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка.

Много лет назад свистульки использовались как игрушки для детей,

А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке? (При помощи дутья). Правильно!

Значит к какой группе инструментов относится свистулька? (К духовой)

Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие. (Сигнал колокольчика, дети двигаются к следующей остановке)

Внимание! Мы приближаемся к 2-ой остановке, название которой вы узнаете, отгадав мою загадку:

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент

Самый русский инструмент.

Кто такая? Отгадай-ка!

Это наша… (балалайка)

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка!

Это наша… (балалайка)

Правильно! Балалайка. Опишите, какая она? (Она треугольная, сделана из дерева, со струнами)

Балалайка относится к струнной группе инструментов. Как вы думаете, почему? (У неё струны, поэтому относится к струнной.) Так же к этой группе относится и домра – нежная, певучая, красивая. От нее и произошла веселая балалайка. Так как же называется эта остановка? «Балалайкино - Домрино»

На этой остановке нас дожидается ещё один инструмент, а вот какой послушайте. Бывало, ни один праздник без него не обходился. (Звучит баян)

Какой инструмент прозвучал? (Баян) Правильно! А какой похожий инструмент вы ещё знаете? Послушайте загадку о нём:

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная!

Заиграет, только тронь.

Как зовут её?. (гармонь)

- Молодцы! Так как мы назовём нашу 4-ю остановку:

Да, можно назвать «Баяново», а можно «Гармошкино», ошибки не будет, потому что они вечные друзья и родственники. Баян - усовершенствованная гармонь, звук которого мощнее, интереснее.

Спеть песенку «Крокодила Гены»

Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна остановка. (Сигнал колокольчика)

Ой, что же это за остановка! Что-то здесь стучит, трещит, звенит! Вы не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь? (Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные)

- Правильно! Это ударные инструменты, а остановка называется «Ударная».

- Что это за инструмент? (Бубен)

- Бубен - ударный инструмент.

Угадайте инструмент. (Трещотка). А вот это трещотки. Трещотка - русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более, разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.

Ну, а этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете. Это? (Деревянные ложки). Правильно! Есть ещё бубенцы, колокольчики. Раньше в старину бубенчики и колокольчики вешались под дугой удалой тройки лошадей и при быстрой езде встряхивались, издавая серебристые звуки. Звук у колокольчиков более чист и ярок по звучанию.

Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (Это оркестр.)

Каждый инструмент  источник звука и красив по-своему. А, если их собрать в дружный коллектив, то получится? (Оркестр)

Как вы думаете, что такое оркестр? (Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах) Скажите, если инструменты русские народные, то какой оркестр? (Оркестр русских народных инструментов)

А теперь давайте создадим свой оркестр. Поиграем немножко! (Под звучание домры, свистульки и шумовых инструментов исполняется русская народная песня «Как под горкой» или «Во саду ли, в огороде»)

Молодцы!

Вот и пришла пора прощаться с этой удивительной страной.

Давайте, вспомним, как она называется? (Музыкальная, инструментальная)

На каких остановках мы с вами побывали? («Свистулькино»«Балалайкино-Домрино»«Баяново-Гармошкино»«Ударная»)

С какими музыкальными инструментами русского народного оркестра мы познакомились? (Балалайка, домра, свистулька, баян, гармошка, бубен, ложки, трещотки)

Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось? (ответы ребят)

Спасибо за занятие!


Литература:

- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы детском саду» Волгоград,2011г.

- Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» Скрипторий  Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.2010г.  

- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область "Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.

- Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль  Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г.2009г.  

- Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Ульяновск, 1991г.

- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год

Наглядные материалы:

 «Расскажите детям о музыкальных инструментах», изд-во « Мозаика Синтез», Москва 2011г.

 Музыкальные инструмента (раскраска).

 Музыкальные инструменты. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром, изд-во «Мегаполис», 2010г.

 «Музыкальные инструменты», обучающие карточки, изд-во «Проф. Пресс» 2011г.

 «Цветочная симфония для металлофона» Порфирьевой Л.Н. Литература для детей:

 «Все о музыке» С.Волков.Изд-во «Омега» , 2000г.

 «Музыкальные ребусы» Новикова Е.В., Новикова Н.А. Изд-во «Вик Рус» Киров 2001г.  «Нотная грамота» Романец Д. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012г.

Интернет-ресурсы:  http://muzruk.net/2011/09/pasporta-muzykalnyx-instrumentov/  http://buslik.net/index.php?do=cat&category=games  http://www.muz-urok.ru/skazki_k_urokam3.htm  http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12967.html  http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12768.html  http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12687.html  http://skyclipart.ru/musik/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект: «В мире музыкальных инструментов» Разработали: Музыкальный руководитель Бондаренко Екатерина Владимировна Воспитатель Домианидис Елена Александровна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В мире музыкальных инструментов"

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накаплива...

Проект "В мире музыкальных инструментов"

Данный проект - последовательная система знакомства воспитанников старшей группы с музыкальными инструментами через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми....

Проект «В мире музыкальных инструментов».

Проект «В мире музыкальных инструментов» выполнен с детьми младшего возраста. Данный проект содержит материал по образовательным областям: «Познавательное развитие», через интеграцию образовательных о...

Паспорт проекта "В мире музыкальных инструментов"

Паспорт реализации проекта  "В мире музыкальных инструментов"...

Проект "В мире музыкальных инструментов"

Данный проект содержит материал по образовательным областям: «Познавательное развитие», через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «...

Проект "В мире музыкальных инструментов"

Проект по художественно-эстетическому развитию для старшей группы....

Проект " В Мире музыкальных инструментов"

Цель:Изготовить самодельные музыкальные инструменты в партнерском сотрудничестве взрослых и детей. Уточнить знания детей о видах музыкальных инструментов. Повысить интерес к игрушке изготовленной свои...