Правовое воспитание (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Камозина Елена Сергеевна

«Каждый ребенок имеет право…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhdyy-rebenok-imeet-pravo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право…»

Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.

Задачи:

1. Знакомить детей в соответствующей форме с основными документами по защите прав человека;

2. Воспитывать уважительное отношение к правам человека и желание их выполнять;

3. Способствовать формированию чувств собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;

4. Развивать уважение и терпимость к другим людям и их правам.

5. Активизировать словарь детей: права, Конвенция, ёдоговор.

Оборудование и материалы: презентация «Каждый ребенок имеет право…», документ «Конвенция о правах ребенка», сказка «Гадкий утенок», бумага, цветные карандаши.

Ход занятия:

        - Ребята, все вы знаете сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»? (ответы детей). Да, в сказке бабушка подарила цветок девочке Жене, а нам с вами сегодня на занятии нужно самим сделать свой «Цветик – семицветик», но он будет необычным, с необычными лепестками, на обратной стороне которых будут написаны очень важные правила или права для каждого человека. Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

        - Ну, что отправляемся в путь и будем знакомиться с правами и собирать лепестки от нашего необычного цветика – семицветика. Но, чтобы веселое, радостное настроение сохранилось у вас до самого вечера, я предлагаю вам подарить друг другу частичку своего тепла.

Упражнение «Подари улыбку». Детям предлагается широко улыбнуться, «взять» свою улыбку в ладошки и «сдуть» ее в направлении кого – либо из присутствующих (как вариант – на грустного ребенка). Тот, кому отправили улыбку, ловит ее, хлопая ладошами.

        И вот впереди у нас на пути красный лепесток – «Право на медицину». Ребята, вам задание: на столе лежат предметы, из которых нужно выбрать те, которые относятся к врачу (дети по очереди выполняют задание).И назовите, пожалуйста, как называется сказка про доброго доктора… (ответы детей).

        Следующий лепесток - оранжевый – «Право на обучение».

- Ребята, и вам следующее задание «Буква заблудилась».

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

Репу сеют, жук сажают,

А потом все поливают.

Новый сом растет в квартале,

С каждый днем он все видней.

Зоя – зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои майка.

        И у нас на пути желтый лепесток – «Право на информацию».

Взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка» (показываю детям документ). Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

        - Ребята, а что значит не нарушать права? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, присядем за столы и вспомним сказку «Гадкий утенок» (показываю иллюстрацию из сказки и зачитываю отрывок, в котором описывается появление гадкого утенка на птичьем дворе).

        - Ребята, все ли герои сказки относились друг к другу доброжелательно?

        - Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (он был не похож на других).

        - Могли бы вы поступить так же, как обитатели птичьего двора, если бы в вашу группу пришел ребенок, непохожий на вас: например, очень высокий или маленький, темнокожий или с рыжими волосами?

        - Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом чувствовали?

        - Да ребята, вы правы, нельзя обижать, оскорблять друг друга, придумывать обидные прозвища, даже если человек не похож на вас, потому что это и есть нарушение прав. Каждый ребенок обладает всеми правами человека.

        Ну, что двигаемся дальше – зеленый лепесток – «Право на защиту»

Игра «Прикоснись ко мне нежно».

Встаем с детьми друг за другом. Прошу детей представить, что над их головами светит ласковое, теплое солнышко, которое ласкает их плечи и нежно прикасается своими лучиками. Дается несколько минут на массаж.

- Что вы ощущали, когда вам делали массаж?

- Что было бы, если бы кто – то проявил грубость или причинил боль впереди стоящему?

- Как надо относиться друг к другу, чтобы в нашей группе все всегда были веселы и счастливы?

        Впереди у нас – голубой лепесток – «Право на семью».

Детям предлагается нарисовать свой портрет (самостоятельная работа детей, педагог индивидуально помогает детям).

В процессе изобразительной деятельности проводится пальчиковая гимнастика:

«Права детей мы изучали,

Затем портрет свой рисовали,

Наши пальчики устали,

Вот сейчас мы отдохнем,

Снова рисовать начнем».

- Тихо и спокойно заканчиваем свою работу. А теперь давайте положим портреты вместе, посмотрите, какая веселая и дружная компания у нас получилась! А вечером вы эти портреты подарите своим папам и мамам.

        - Ребята, и следующий у нас лепесток – синий лепесток – «Право на отдых и досуг».

Упражнение «Отдых на море» (под спокойную музыку).

«Сядьте в удобном положении. Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, ноги и руки. Вы чувствуете, как тело становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться… Откройте глаза! Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день».

        - И последний у нас с вами остался лепесток – фиолетовый лепесток – «Право на имя и гражданство».

Дети называют свои имена и фамилии.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить!

- Каждый ребенок имеет право на жизнь!

- Каждый ребенок имеет право на отдых!

- Каждый ребенок имеет право на досуг!

- Каждый ребенок имеет право на вкусное и полезное питание!

- Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!

- Каждый ребенок имеет право на образование!

- Ну вот, ребята, собрали мы все лепестки, от нашего необычного цветка, познакомились со своими правами. А для чего нужны права ребенку?

(для счастливой жизни). Скажите, пожалуйста, где записаны все права ребенка? Как называется этот документ? (Конвенция о правах ребенка).

Права никто не должен нарушать. Они одинаковы для всех детей.

И я в конце нашего с вами занятия предлагаю спеть песню «Улыбка»

Литература:

1. Т. Н. Доронова«Защита прав и достоинства маленького ребёнка»

2. Н. Г. Зеленова«Защити меня»

3. Л. К. Мячина«Маленьким детям – большие права»

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

 «У меня есть права»

Задачи:

Познавательное развитие:

Дать детям представление об их правах и обязанностях.

Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.

Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.

Научить уважать достоинство и личные права других людей.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать творческие способности, умение воплощать в рисунке задуманное.

Речевое развитие:

Развивать самостоятельность суждений, умение делать выводы.

Физическое развитие:

Снять мышечное напряжение используя, динамическую паузу.

Предварительная работа: Беседа по «Декларации о правах человека» и

«Конвенции ООН о правах ребенка»

Чтение русской народной сказки «Морозко», ненецкой сказки «Кукушка», сказки Ш. Перро «Золушка»

Оборудование: плакаты о правах ребенка, видеопроектор для просмотра фильма «Дети и право», разноцветные смайлики, бумага, цветные карандаши и фломастеры, фонограмма песни «Мама для мамонтенка»

Ход занятия:

        Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, что такое право и какие права есть у детей. У каждого человека есть права. Все мы рождаемся с правом на жизнь. Это значит, что государство и родители должны заботиться о всех вас – своих детях, сохранять и защищать вашу жизнь. Чем старше становиться ребенок, тем больше прав у него появляется. Когда ребенку исполняется два года, у него есть право посещать детский сад, а с 6-7 лет – школу. В 14 лет человек получает паспорт, а в 18 лет имеет право водить машину, жениться, участвовать в выборах. Какие свои права вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель выслушивает дополняет ответы детей.

        Воспитатель: Права записаны в специальном документе – «Конвенции о правах ребенка»

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео фильм «Дети и право. Презентация права ребенка» (2 мин)

        Воспитатель: Какие права вам особенно понравились? (ответы и рассуждения детей)

Динамическая пауза: «Это тоже я могу»

(дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами:«Я тоже так могу»)

Кто, скажите, может, дети, повторить движения эти?

Руки вверх я подниму. – Это тоже я могу!

Вправо-влево разведу. – Это тоже я могу!

И, как, птица полечу. – Это тоже я могу!

Головою поверчу. – Это тоже я могу!

А потом присяду, встану, и нисколько не устану. – Это тоже я могу!

Это тоже я могу! Попрыгаю немного. – Это тоже я могу!

И пешком пойду в дорогу. – Это тоже я могу!

Если надо, побегу. – Это тоже я могу!

Все на свете я могу!

        Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.

Расскажите, как ваши мамы и папы заботятся о вас? (ответы детей)

        Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? Я предлагаю поиграть в игру «Добрые дела» (называя свои добрые дела ребенок на магнитной доске ставит веселые смайлики разного цвета, у каждого ребенка свой цвет)

        Воспитатель: Ребята посмотрите сколько разноцветных смайликов, вот как много добрых дел. Давайте посчитаем смайликов какого цвета больше всего.(подводится итог)

        Воспитатель: Да, помощь родителям нужна, ведь они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

        Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку Шарля Перро «Золушка». Какие права главной героини нарушены? (ответы детей: право на отдых, на праздник)

        Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, воспитанными.

        Когда нарушают права человека, он вынужден защищать это право, чтобы его не лишиться. Но не все умеют защищать свои права. Не все умеют пользоваться ими. Этому нужно учиться. Что ты сделаешь, если твой сверстник возьмет у тебя твою игрушку, не спросив разрешения? Имеет ли он на это право? Как ты будешь защищать свое право пользоваться своими вещами? (ответы и рассуждения детей)

        Нарушитель чужих прав часто несет наказание. Знаете ли вы о том, что никто и никогда не смеет оскорблять и мучить другого человека? (ответы детей)

Каждое государство, подписавшее Конвенцию, обещает защищать своего маленького гражданина и наказывать того, кто жестоко обращается с детьми.

        Теперь вы знаете, что каждый из вас имеет права и обязанности. Весь мир, все страны обязались уважать и защищать права каждого ребенка!

        Воспитатель: при защите своих прав вы можете требовать, чтобы вас не обижали, не говорили грубостей, не кричали. Но и сами вы должны быть вежливыми, внимательными, терпеливыми. Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Множество правил было придумано еще в старину и люди до сих пор им следуют. Это правила поведения в общественных местах, правила гигиены, правила дорожного движения и другие.

        Недавно мы с вами составили правила поведения в нашей группе. Давайте их вспомним (ответы детей)

Каждой вещи – свое место.

Уважай труд других.

Намусорил – убери.

Слабого не обижай.

Помогай товарищу.

Умей уступать…

         Воспитатель: Сегодня вы с вами много говорили о правах и обязанностях, предлагаю вам сейчас придумать и нарисовать символ свой семьи.

Под мелодию «Мама для мамонтенка» дети рисуют символы.

Затем дети рассказывают о символах своей семьи, рассматривают рисунки сверстников.

        Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права не нарушались. И чтобы у каждого из вас была дружная и счастливая семья!

Список использованных источников:

1. Белая К. Ю., Куцакова Л. В. Как обеспечит безопасность дошкольников. М. 2000.

2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М., 2006.

3. Будякова Т. О праве ребенка на честь и достоинство// Дошкольное воспитание. 2004 №6

4. Ваулина Т. Г. родителям и детям о правах ребенка // Ребенок в детском саду. 2007. № 3

5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. М., 2003.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет. М., 2004.

7. Пузырникова Г. В. Права ребенка // ребенок в детском саду. 2003 №3

8. Усачев А. Приключения маленького человечка. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по правовому воспитанию старшая группа

Конспект занятия в старшей группе             «Моя семья»Программное содержание: сформировать понятие, что такое семья; закрепить представление о составе...

Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях

В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Перспективный план по правовому воспитанию. Старшая группа

План работы будет интересен педагогам....

Комплексный перспективный план /НООД/ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Разработан тематический работы с учётом требований ФГТ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности название «По следам Бабы-Яги». Тема: Правовое воспитание (старший дошкольный возраст).

Закрепление содержания "Конвенции о правах роебенка", в доступной форме, на примерах русских народных сказок....

Педагогический проект по правовому воспитанию старших дошкольников

В проекте представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогических коллективов – создание единого образовательного пространства по ознакомлению де...