«Мнемотехника - метод развития речи детей второй младшей группы»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»
Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.
Анализируя некоторые результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:
- Ограниченность детского словаря
- Дети не владеют речевыми жанрами
- У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.
Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа, пересказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно.
Это реальность, в которой оказываются наши дети. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи.
- Расширять и обогащать словарный запас детей.
- Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
- Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
- Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники(!) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)
Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н.э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:
- Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.
- Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.
- Педагогическое - возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
- Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.
- Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.
- Современное (система Джордано и др)
Основная часть.
Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.
Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Все эти несовершенства - возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе необычайно велика! Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В.К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т.В. Большева – коллажём, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т.А.Ткаченко, В.К. Воробьёвой, И.А. Поташко мною были сделаны выводы:
- как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.). Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно- обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
- Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры ( круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
- В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т.к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
- В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
- Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3.После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4.Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5.Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц.
Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1), я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис.2), а затем к мнемотаблицам (Приложение 2). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Использование таблицы, при заучивании стихотворений, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3)
В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять(!) во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т.к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.
Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:
- Таблица должна отображать обобщённый образ предмета
- Раскрыть сущность в объекте.
- Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.
Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. (Приложение 4). Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. (Приложение5)
Перспективное планирование НОД
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Что растёт на огороде?" Пересказ р.н. сказки «Репка» | Учить детей вместе со взрослыми пересказывать сказку "Пых";приучать детей участвовать в общей беседе ,слушать, не перебивая сверстника; закреплять в активном словаре названия овощей. Учить правильно по смыслу называть качественные характеристики Формировать способность перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. |
Заучивание В. Мировича «Листопад» | Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову. | |
Качественные признаки фруктов» Заучивание загадок про "Фрукты" | Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы | |
Октябрь | "Дикие животные" | Обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных,рассказывать по схеме. |
составление описательного рассказа "Кошка с котятами" | Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. | |
«Встречаем гостей» | Формировать умение составлять вместе со взрослым рассказ, используя мнемотаблицу. Закреплять знания о работе повара. | |
декабрь | «Как котёнок зиме удивился» Заучивание Воронько «Пирог» «Вырастала ёлка» | Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки. Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные. |
Январь | Заучивание «Падает снежок» | Соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе, падеже.Формировать умение запоминатьтескт с помощью мнемотаблицы.Закреплять умение воспроизводить |
Рассматривание картины «Дети играют в кубики» (авторы Е. Радина и В. Езикеева). | Задачи: • Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы (по картине)при повторном рассказывании активно договаривать слова; и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; . |
февраль | Составление рассказа «Мой папа» Составление рассказа о весне Заучивание стихотворения Я.Аким «Мама») | Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление. Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. Вызывать у детей радостное эмоциональное настроение, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию , творчество, пополнить словарный запас. |
Март | «Моя любимая мама» Пересказ сказки «Теремок» Составление рассказа «Комната девочки Светы | Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь. Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу. Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу. |
Апрель | Рассказывание Л.Толстой «Три медведя» | Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание. Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. |
Май | Р.Н.С. «Кот, петух и лиса» | Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию. |
Заключение.
Результатом своей работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику данных мониторинга. (Приложение 7). Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, 92% детей умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Теперь мои воспитанники с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У младших дошкольников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось на 38%, связная речь улучшилась у 31% детей, а грамматический строй речи на 49%. В целом, результаты мониторинга образовательной области «Коммуникация» улучшились у 43% детей второй младшей группы.
Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т.к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.
Мнемотаблица
«Три медведя»
Литература:
Большакова Т.В.Учимся по сказке.- Спб,2005.
Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М.:Дрофа,1985.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М.,2008.-№4.-С.102-115.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург.- Детство-Пресс,2010.
Поташко И.А.Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников.//Дошкольная педагогика.М,2006.- №7.- С.18-22.
Широких Т.Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду.-2004.-№2.-С.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект совместной деятельности по развитию речи детей второй младшей группы «В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ»
Неречевые цели:· Развитие координации движений, ориентации в пространстве;· Развитие слухового внимания, памяти;·...
тематическое планирование по использованию фольклора в развитии речи детей второй младшей группы
планирование...
Консультация “Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе”
Консультация “Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе” В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми являетс...
Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»
Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросе успешной организации занятия...
Методическая разработка на тему: Развитие речи детей второй младшей группы с использованием методов технологии ТРИЗ
Методическая разработка на тему:Развитие речи детей второй младшей группыс использованием методов технологии ТРИЗ...
Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»
Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»...