Фopмиpoвaние связнoй pечи у дoшкoльникoв пo сpедствoм испoльзoвaния пpиёмoв мнемoтехники в средней группе
проект (средняя группа)
проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Кизильский детский сад №3»
Самообразование
Фopмиpoвaние связнoй pечи у дoшкoльникoв пo сpедствoм испoльзoвaния пpиёмoв мнемoтехники
в средней группе
Выполнила воспитатель : Баранова Н.С.
2019-2020г
В своей практике, неоднократно, замечала трудности при обучении детей связной речи. Дети не могли целенаправленно сосредоточить своё внимание на каком-то событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Дошкольники, имеющие нарушениями речи, без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать в своей практике нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
- Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
- Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой
Цель:
Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:
- зрительного;
- слухового;
- кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
- обонятельного;
- вкусового;
- осязательного.
Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
- при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок
Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.
Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.
Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.
Этапы работы по запоминанию стихотворений:
- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).
- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).
- Разобрать непонятные слова и определения.
- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.
- Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Рассказать стихотворение
Свою работу по использованию технологии мнемотехники строила с соблюдением следующих принципов:
- Принцип наглядности : использовала карточки, открытки, коллажи с символическими рисунками для запоминания.
- Принцип индивидуализации: (искала индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывала его особенности с опорой на его детские впечатления, возрастной жизненный опыт и эмоциональные ассоциации).
- Принцип последовательности: (подбирала материал с постепенным усложнением, от простого к сложному).
- Образность, доступность речи педагога: (при работе обрабатывала сложную информации в форму, доступную детям).
- Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов в своей работе, с целью активизации творческих способностей детей.
- Ведение занятия методом диалога, который наиболее подходит возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Помимо этого, сделала упор на интеграцию образовательных областей в построении своей работы, что соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.
Интеграция образовательных областей при работе с использование мнемотехники:
- Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры-моделирования композиций, логические упражнения.
- Речевое развитие: стихи и рассказы о природе, быте человека, сезонных изменениях и животного мира.
- Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
- Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений, чтение сказок и пословиц.
- Физическое развитие: физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, режимные моменты.
Это дало мне возможность спланировать работу по развитию связной речи так, чтобы более плодотворно и интересно организовать занятия, направленные на развитие правильной речи дошкольников.
Работу с использованием мнемотехники вела в нескольких направлениях:
- При помощи схем и алгоритмов проводила работу по развитию мелкой моторики рук (игры со счётными палочками, пальчиковая гимнастика).
- Используя схемы для составления описательных рассказов, развивала связную речь, образное мышление, умение систематизировать полученные знания и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи ( составить рассказ о животных, времена года, профессии и др. ).
- Очень интересно велась работа по заучиванию стихотворений. Детям нужно было преобразовывать абстрактные символы в понятные для них образы, это позволило улучшить образное мышление и развить логику и память детей. Что в свою очередь, помогло сократить время запоминания стихотворений.
Наглядный метод (наглядность), с одной стороны, является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает детям ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагала в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
К основным методам обучения детей связной речи относится и словесный метод: обучение детей пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению. В ходе применения метода рассказа в своей работе, использую такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.
Немаловажным и самым распространенным видом деятельности, присущим ребенку, является игра, поэтому игровой метод в моей работе по развитию связной речи, занимает ведущее место. Свою работу планировала с использованием различных дидактических, развивающих игр направленных на речевое развитие. Так же не оставила без внимания пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику и игровые упражнения логической направленности.
Помимо этого, в развитии связной речи дошкольников, использую метод наглядного моделирования, где применяю следующие методические приемы:
- схемы рассказов;
- вопросы к детям;
- игровые упражнения;
- игры-драматизации;
- договаривание фразы, предложения и т.п.
С родителями: собрания, консультации, информационные ширмы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ :
Изготовление картотека мнемотаблиц для заучивания наизусть стихотворений.
Картотека мнемотаблиц для обучения детей рассказам о временах года.
Картотека мнемотаблиц для обучения детей пересказу сказок.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Последние пять лет я занимаюсь проблемой развития речи детей в средней и старшей группе. Работая с детьми, неоднократно сталкивалась с проблемами в их обучении, мне приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Ведь мне, как воспитателю, необходимо было научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.
Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, стала использовать в работе по развитию связной речи у детей приёмы мнемотехники.
Начиная работу с детьми, провела исследование актуального состояния речевого развития детей и базового словаря по следующим критериям: умение подбирать слова-признаки, слова-действия к заданному слову; умение составлять описательный рассказ.
Проведенное обследование показало, что пятеро детей смогли подобрать 1-2 слова признака, 1-2 слова действия и только те, которые типичны для данного объекта («зайчик что делает?» - «прыгает»), т.е. те, которые типичны для большинства движущихся объектов. При ответе на вопрос: «Какой?», в основном, указывался размер и цвет предмета, например: «Мячик большой, синий; зайчик беленький, маленький». Иногда называлась форма предмета или отдельные его части.
Составление рассказа об игрушке сводилось к следующим высказываниям: «У меня есть кукла. У нее есть красивое платье» или «Мне папа купил классную тачку. Она может сигналить».
Таким образом, дети затруднялись в определении и выявлении свойств и качеств объектов, предметов и явлений. У многих детей в 4 года не было сформировано целостное восприятие предмета. В связи с этим была поставлена цель: расширить, обогатить и активизировать в самостоятельной речи словарь ребенка средствами наглядного моделирования- мнемотехникой.
Для успешной реализации цели была разработана Программа по мнемотехнике «Зашифрованные таблицы». Работа с детьми и перспективный план строила с учётом последовательности изучения лексических тем, а так же с постепенным усложнением материала.
Работа по мнемотехнике строится: от простого к сложному. Начинала с простейших мнемоквадратов, которые применяла при обучении детей младшего возраста. Затем последовательно переходила к мнемодорожкам для среднего возраста, и позже – к мнемотаблицам для старшего возраста.
Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ со мной. Я начинаю фразу, дети продолжают.
Например, Жили-были дед…(и баба)
Была у них…(курочка-ряба)
Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки, и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приём художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки .
В среднем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приём: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Ввожу более подробную характеристику предметов. Применяю мнемодорожки: ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.
Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемоквадратов со схематическим изображением предметов.
Игрушки подбираю так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка, ёлочка, ёж). Вопросами помогаю детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы. Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она встретила? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке? Продолжая работу, предлагаю детям с помощью мнемоквадратов показать куклам мультфильм и рассказать последовательно историю.
При пересказе литературных произведений учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц. Ввожу новый приём – диалог. Например, как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? С помощью мнемодорожек дети рассказывают каждый свою часть литературного произведения, затем соединяют её в чёткой последовательности, не изменяя части местами.
В этом возрасте дети учатся составлять реалистические рассказы из личного опыта. Темы предлагаются конкретные: о недавних пережитых ярких событиях или связанные с трудом людей из ближайшего окружения (повар, продавец и др.). Источником материала для составления рассказов о природе являются прогулки, экскурсии. Во время, которых дети наблюдают, задают вопросы, составляют рассказ об увиденном.
Для закрепления полученных знаний провожу дидактические игры. Совместно с детьми рассматриваем иллюстрации, читаем поэтические произведения, разгадываем загадки. Направляю внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие-то события из своего опыта и передавали их в рассказе. При этом учу соблюдать последовательность и чёткость повествования: Что расскажем сначала? Что потом? Чем закончим рассказ?
Хочу заметить, что работа по развитию связной речи детей , не ограничивается мнемотаблицами. Скорее это, прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить.
Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно- печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей, где работаем над загадками, словарным запасом, подробно рассматриваем предметы, схемы, выделяем их основные части, признаки, действия, выполняемые с ними, функции предметов.
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Перспективное планирование непосредственной образовательной
деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме: Занятия с детьми в средней группе: «В здоровом теле – здоровый дух» Физкультурно-познавательное занятие.
«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»
Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".
Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....
«Pазвитие связнoй pечи детей дошкoльного возpаста чеpез игpовую деятельнoсть»
Введение Тема опыта: «Pазвитие связнoй pечи детей дошкoльного возpаста чеpез игpовую деятельнoсть» Автор: Канаева Е.С. - воспитатель МАДОУ «Детский сад №36» г.о. Саранск &ndash...