План по самообразованию воспитателя на 2019-2020 уч. год
проект (средняя группа)

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой.  И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является её сыном, значит Россия для него – Родина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2019_-_2020_g.docx117.19 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения                                   «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

План по самообразованию воспитателя

Ганиной Елены Михайловны

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников                  в условиях ФГОС ДО»

2019 – 2020 уч. год


Содержание:

1. Пояснительная записка                                                                                       3  стр.

1.1. Актуальность темы                                                                                        3-4  стр.

1.2. Цель                                                                                                                     4 стр.

1.3. Задачи                                                                                                                  5 стр.

2. Этапы, содержание работы, форма отчёта о проделанной работе                5-6 стр.

3. Перспективно - тематический план работы                                                     6-7 стр.

4. Список литературы                                                                                                7 стр.

5. Приложения                                                                                                       8-22 стр.


Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Актуальность темы:

   Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

   Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».

   Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой.  И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является её сыном, значит Россия для него – Родина.

   Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

   В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, нужно вести целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием “Родина”.

   Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Родной край, район, село …  Надо показать ребенку, что родной край, район, село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Край, район, село – частица Родины.

   В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит

своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, и с их родителями.

   Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и сильные, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Моя задача— выбрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама хорошо его знать. Я должна продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Цель самообразования.

    Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Задачи.

     Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно - патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров, МО и т. п. как в детском саду, так и на районном уровне.

2. Провести анкетирование родителей  по теме «Патриотическое воспитание ребенка».

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»;

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка - передвижка «Азбука нравственности»; 

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников;

- оформление тематической выставки  «Нравственно - патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. литература, методическая литература, пособия);

- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами». 

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.

Этапы, содержание работы, форма отчёта о проделанной работе.

Этап, срок

реализации

Содержание работы                                                  

Форма отчёта                                                  

1 этап организационно –

Ознакомительный (сентябрь - октябрь 2019 г.)

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

• «Я и моё ближайшее окружение»

(моя семья, мой детский сад).

• «Мой дом, моя улица».

• «Мой родной посёлок».

• «Наша Родина – Россия».

• «Защитники Отечества»

• «История России».

• «Культура русского народа».

• «Великие соотечественники».

4. Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)

1. Список

библиографии.

2. Оформление папки по самообразованию.

3. Перспективный

план работы с детьми в средней группе.

4. Уголок патриотического воспитания.

5. Альбом «Моя семья».

2 этап – основной

( сентябрь2019 - май 2020 г.)

1. Внедрение в работу подготовленного материала.

• Практическое применение наработанных материалов с детьми среднего возраста.

• Промежуточная диагностика детей по данной теме.

• Проведение мероприятий с родителями, согласно  плана работы.

1. Фотоотчет о проведенных мероприятиях.

2. Конспекты НОД.

3. Консультации  для

родителей по данной теме.

4. Папки - передвижки.

3 этап – заключительный (май 2020 г.)

1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

2. Самоанализ педагогической деятельности.

3. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1. Оформление папки по обобщению опыта.

2. Создание

презентации о проделанной работе.

Перспективно - тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников в средней группе №4 (2019-2020 учебный год)

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

                                    Мероприятие

Сентябрь

Экскурсии по родному посёлку.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека игр.

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Моё любимое место в посёлке»

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего посёлка".

Консультация «Воспитание

маленького гражданина».

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного посёлка, республики Мордовия.

Экскурсия в краеведческий музей. Выставка работ детского творчества.

Оформление альбома «История города Саранска». Фотоальбом «История нашего посёлка».

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

Краткосрочный проект: «Я – среди людей». Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Развлечение «Неразлучные друзья-взрослые и дети». Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка».

Март

Беседы «Мама, как пуговка –  на ней всё держится», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Работа по благоустройству территории детского сада.

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете

Список литературы:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: Изд. СКРИПТОРИЙ 2003, 2019 г.

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»

4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»

Приложение 1                                                                                                

Краткосрочный проект 
«Я среди людей» 
в средней группе №4

Выполнила воспитатель: Ганина Е. М.


п. Комсомольский

2020г. (февраль)

Краткосрочный проект: «Я – среди людей». 

Тип проекта: познавательно – игровой. 
Вид проекта: творческий, исследовательский. 
Продолжительность проекта: февраль. 
Возраст детей: 4-5 лет. 

Актуальность проекта: в современном мире дети стали мало общаться с взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети разучились чувствовать и сопереживать другим людям, реагировать на них. Умение слушать, слышать и понимать друг друга, является основой для гармоничного развития личности. 

Проблема: у детей не сформированы представления о себе и окружающих; не могут вести полноценный диалог с взрослыми и сверстниками; не умеют слушать, слышать и понимать друг друга. 

Цель проекта: 
- Формирование у детей представления о себе и об окружающем мире. 
- Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия, доброжелательности между детьми и взрослыми. 

Задачи проекта: 
- Обогащать представления о семье, как о ячейки общества. 
- Активизировать словарный запас. 
- Снять чувство тревоги и сомнения у детей перед встречей с детским садом. 
- Развивать коммуникативные навыки. 
- Воспитывать любознательность и интерес друг к другу, доставлять удовольствие и радость от общения и совместных игр. 

Предполагаемый результат: 
- Выставка: продукты совместной творческой деятельность детей и родителей (рисунки и поделки). 
- Создание уголка по патриотическому воспитанию. 
- Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка». 
- Альбом «Я – среди людей». 
- Развлечение «Неразлучные друзья взрослые и дети». 
- Дидактический материал, пособия, материал для проведения занятий. 

Работа над проектом: 
I этап – подготовительный: 
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей. 
2. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. 
3. Вовлечь детей в решение проблемы. 
4. Обсудить с родителями возможное содержание мероприятий проекта. 
5. Собрать материал к проекту. 
6. Дать домашнее задание родителям и детям. 

II этап – исследовательский: 
1. Проведение намеченных мероприятий. 
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала для домашнего задания участниками каждой подгруппы. 
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к совместному мероприятию. 

III этап – обобщающий: 
1. Проведение развлечения «Неразлучные друзья взрослые и дети». 
2. Презентация собранных материалов. 

Мероприятия по реализации проекта: 
Познавательно-исследовательская деятельность: 
(Познание, Социализация, Коммуникация, Безопасность) 

1. Образовательно-развивающая ситуация: «Что я знаю о себе?» (сформировать представление о себе и своем организме; находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.) 
2. Проблемная ситуация: «Как ты поступишь, если увидишь, что маленький ребенок упал и плачет?» (воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять заботу и внимание). 
3. Образовательно-развивающая ситуация: «Взрослые и дети» (развивать интерес к миру взрослых людей; вызвать желание подражать в достойном поведении; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым). 
4. Занятие: «Мы не будем ссориться» (закрепить понятие «друзья», объяснить значение слов «знакомые», «друзья», умение ценить дружбу и беречь ее, обогащение и активизация словарного запаса у детей). 
5. Занятие: «Я и моя семья» (закреплять знания детей о семье и ее членах, воспитывать чувство привязанности к членам семьи, вызвать желание поделиться мыслями о своей семье). 
6. Рассматривание семейных альбомов. 
7. Занятие: «Мои друзья» (ввести понятие «друзья»; разъяснить значение слов «знакомые», «друзья»; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным, книгам и др.). 
8. Беседа: «О чем говорят имена» (сформировать первичное представление о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий, повышать самооценку) 
9. Проблемная ситуация: «Как мы отдыхаем» (познакомить с понятием «отдых», показать его необходимость; формировать представления о том, что люди не только работают, но и отдыхают; развивать умение ценить свое свободное время заполнять его разумным и интересным делом). 
10. Занятие: «Веселая математика» (закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в счете до 3, познакомить с составом числа 3 из двух меньших). 

Игровая деятельность: 
(Социализация, Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Познание) 
                                                                                                                                                                                               1. С/р игра «Семья» (развитие умения придумывать сюжет по ходу игры; развитие навыков сотрудничества в игре). 
2. С/р игра «Путешествие» (развитие умения придумывать сюжет по ходу игры; развитие навыков сотрудничества в игре). 
3. С/р игра «В гости к другу» (развитие умения придумывать сюжет по ходу игры; развитие культуры поведения и навыков сотрудничества в игре). 
4. Д/ игра «Давайте знакомиться» (помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу) 
5. Д/игра «Клубочек» (помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу). 
6. Д/и «Что есть в нашей группе», д/и «Ищем клад» (помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению, друг к другу). 
7. Д/и «За что я люблю маму» (формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства). 
8. Д/и «Семья» (закрепить порядковый счет). 

Двигательная деятельность: 
(Физическая культура, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Познание) 

1. Подвижная игра «Ручеек» (развитие физических качеств, двигательной активности). 
2. Игра – хоровод «Мы затеяли игру» (развитие двигательной активности, развивать речь, память, внимание, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам). 
3. Подвижная игра «Нам, друзья, играть не лень» (развивать быстроту мышления, мгновенную реакцию, ловкость). 

Продуктивная деятельность: 
(Художественное творчество, Социализация, Коммуникация, Познание) 

1. Рисование «Портрет моего друга» (закрепление умения рисовать карандашами и восковыми мелками). 
2. Рисование «Домик для пальцев» (закреплять умение рисовать пальчиками, развивать воображение, воспитывать аккуратность). 
3. Аппликация «Цветок для мамы» (формировать навыки детей вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибам пополам; составлять из частей изображения цветков; закреплять приемы аккуратного наклеивания.). 
4. Рисование «Солнышко дружбы» (закреплять умение рисования с использованием разных техник). 

Коммуникативная деятельность: 
(Социализация, Безопасность, Здоровье) 

1. Коммуникативная игра «Кто сказал мяу?» (развивать наблюдательность, слуховую память, развивать способность узнавать голоса друзей). 
2. Беседа «Выходной с родителями» (вызывать положительные эмоции, развивать звуковую и фонематическую культуры речи, обогащать и активизировать словарь). 
3. Разучивание стихотворений. 
4. Беседа «Детский сад – моя вторая семья» (вызывать положительные эмоции в беседе о семье; о детском саде, развивать логическое мышление; умение выражать свои чувства, развивать связную речь). 
5. Культура общения: «Общаемся друг с другом» (уточнить знания о средствах общения людей; развивать фантазию, любознательность; воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание общаться). 

Чтение художественной литературы: 
1. Сказка «Гуси-лебеди». 
2. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 
3. Е. Благина «Посидим в тишине». 
4. Н. Артюховой «Трудный вечер». 
5. Л. Осипова «Детский сад». 
6. К. Чуковский «Телефон». 
7. С. Михалков «Дядя Степа». 
8. И. Зиедонис «Сказка о жадине». 
9. Л. Квитко «Бабушкины руки». 
10. В. Драгунский «Тайное становится явным». 
11. Сказка «Кривая уточка». 

Музыкально-художественная деятельность: 
1. Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав». 
2. Развлечение «Неразлучные друзья – взрослые и дети». 

Трудовая деятельность: 
1. Практическая ситуация: «Поможем няне, уберем игрушки сами». 
2. Посильный труд в уголке природы. 

Взаимодействие со специалистами МБДОУ 
1. Консультации по отбору подвижных игр, песенок, танцевально-ритмичных движений по теме проекта. 

Взаимодействие с родителями дошкольников 
1. Обсуждение плана проведения проекта, его мероприятий. 
2. Домашние задание по отбору и оформлению материалов к проекту.

Приложение 2

Конспект НОД

Тема: «Главные праздники России».

Цель:

Совершенствовать знания детей о России.

Задачи:

- Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.

- Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями.

- Вызвать чувство восхищения красотой и разнообразием природы России.

- Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России.

Материал: Проектор, ноутбук, экран, презентация «Россия – огромная страна», аудиозапись песни  «С чего начинается Родина» в исполнении М.Бернеса.

Словарная работа: Родная, могучая, большая, огромная.

Методы и приемы: Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, показ презентации.

Ход НОД

Вначале занятия звучит первый куплет песни «С чего начинается Родина».

Воспитатель: – Скажите , кто из вас знает как называется наша страна?

Дети: - Россия

Воспитатель: - Правильно, Россия. А как называются люди, населяющие эту страну?

Дети: - Россияне!

Воспитатель: - Наша страна – большая и красивая страна. (Слайд № 2). Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря, пересекает Балтийское и доходит до Черного моря. Южная граница России проходит от берегов Черного моря до побережья японского моря. Большую часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова).

Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно - Сибирского, Чукотского. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом на слайде №2).

Воспитатель: – А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Моя Родина» (воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя!). (Слайд № 3)

Горы снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!). (Слайд № 4)

Где поля и степь без края, (Слайд № 5)

На цветах блестит роса. (Слайд № 6)

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя!). (Слайд № 7)

Лес, как царство Берендея, (Слайд № 8)

В нем живут медведь, лиса. (Слайд № 9)

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя!). (Слайд № 10)

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега. (Слайд № 11)

А на юге—море, солнце.

(Это Родина моя!). (Слайд № 12)

Где город города прекрасней,

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – Белый, синий, красный,

(Это Родина моя!). (Слайд № 13)

Воспитатель сопровождает чтение показом слайдов, по теме каждого четверостишия. Обращает внимание детей на величие России, ее богатства. Просит детей подобрать слова, характеризующие Россию (красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная).

Воспитатель: – Ребята, а как называется столица нашей Родины?

Дети: – Москва.

Воспитатель: – Правильно, Москва – столица нашей Родины. (Слайд № 14).

(Слайд № 15) Воспитатель сопровождает показ рассказом: «Кремль – это «сердце» России, самая древняя часть Москвы. На территории Кремля находятся старинные соборы – Успенский (Слайд № 16), Архангельский (Слайд № 17), Благовещенский (Слайд № 18).

В Кремле расположена резиденция Президента России (Слайд № 19).

Воспитатель: – А кто является Президентом России? (Слайд № 20). (Ответы детей).                                            Главные праздники в России принято отмечать на Красной площади. (Слайд № 21). Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады, концерты. (Слайды         № 22, № 23).

 На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия Блаженного              (Слайд № 24), Исторический музей (Слайд № 25), Мавзолей В.И. Ленина (Слайд № 26), памятник Минину и Пожарскому (Слайд № 27).

В память о погибших в Великой Отечественной войне в Александровском саду был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата (Слайд № 28).

В Москве находятся органы государственной власти, живет президент. Москва является столицей России.

Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий. (Слайд № 29).

Воспитатель: – Ребята, а знаком вам этот посёлок? ( Слайд № 30).

Дети: – Да, это посёлок где мы живем.

Воспитатель: – Как называется наш посёлок?

Дети: – Комсомольский.

Воспитатель: – Комсомольский наш родной посёлок, где мы живем, ходим в детский сад, гуляем с друзьями во дворе. Родной посёлок – это наша малая Родина.                              Воспитатель: – Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?                                                            Дети: – О Родине, о России, о Москве, о родном посёлке.

Воспитатель: – Благодарю вас за активную работу. Я считаю, что именно такие чудесные ребята должны жить и учиться в великой и гордой стране – России.

Приложение 3

Конспект занятия.

Тема: “Это я и моя дружная семья”

Цель: дать элементарные представления о семье;                                                                            

показать последовательность поэтапного развития человека (ребенка);

совершенствовать поведенческий духовный опыт детей: ежедневно проявлять чуткость, любовь к близким людям, заботу о них;

способствовать проявлению пантомимы для выражения добрых чувств и эмоций.

Работа над словарем: Семья, родственники.

Материал к занятию: кукла Ладушка, зеркало, семейные фотографии ребенка от рождения до настоящего момента.

Совместная деятельность:

- рисование на тему “ Я и моя семья”;

- подбор ласковых слов для утешения;

- игра “Угадай-ка” (изображение личностных проявлений через пантомимику);

- выставка семейных фотографий;

- инсценирование сказок “ Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Два жадных медвежонка”;

- проблемная ситуация “Случайно ли мышка разбила яичко?”.

Взаимодействие с семьей:

- помогать детям в их нравственной оценке собственных действий;

- формировать правильную манеру поведения ребенка в гостях;

- фотографирование семьи и ее традиций.

Ход занятия:

1. Игровой момент: Кукла Ладушка присутствует на фотовыставке группы.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях Ладушка. Она пришла посмотреть выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях. Ладушка хочет познакомиться с вашими семьями. (Рассказы детей по фотографиям: “Расскажи о своей семье” (примерные рассказы детей: - Это я, а это моя мама, а это бабушка и т.д.).

2. Ладушка задает вопросы:

- Как мы их назовем одним словом? (ответы детей: семья)

- Как будет называться фотография, где изображена семья? (ответы детей: семейная).

- Как назовем нашу выставку? (ответы детей: выставка семейных фотографий).

3. Проблемная ситуация: “У кого самая большая семья?”.

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на фотографии:

- Ребята, Ладушке понравились ваши семейные фотографии, только она не знает, чья семья самая большая? (ответы детей: дети доказывают у кого семья больше, а у кого меньше).

4. Составление папочки из фотографий в хронологическом порядке “Я расту!”

Воспитатель предлагает детям еще одну фотографию, на которой изображена Вика в раннем возрасте и предлагает детям узнать, кто изображен на фотографии. Дети угадывают.

- Как вы думаете, Вика всегда была такой? (ответы детей)

- У меня есть еще Викины фотографии. Посмотрим, как она росла?

Воспитатель предлагает детям разложить фотографии последовательно и доказать, почему так разложили: новорожденная, младенец , ходила в ясли и т. д. (варианты ответов детей зависят от фотографий).

- Ладушка, посмотри, какой Вика была и какой стала!

- Что с ней происходило за это время? (ответы детей: она росла)

- Что будет дальше? (ответы детей: она будет расти, станет взрослой).

5. Дидактическая игра “Мое имя”.

Воспитатель обращает внимание детей, что из фотографий получился длинный поезд .

- Вагончиков много, а пассажир во всех вагончиках один. Как зовут нашего героя? (ответы детей: Вика)

- Вика, как называют тебя мама и папа? ( Викуля, Виктория, Викуша, Виконька)

- А как ее будут звать, когда она вырастет? (ответы детей: Виктория и т.д.) 

- Как  будут звать Ксюшу? Женю? Леру? и т. д.

- Имена у людей меняются в течение жизни. Как вы зовете своих родителей? (ответы детей: мама и папа и т.д.)

- Как называют их другие? (ответы детей)

6. Игра – тренинг “Посмотри на себя в зеркало”.

Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу, посмотреть на себя и улыбнуться.

- Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей: веселое, смешное и т. д.)

- На что похоже ваше настроение? (около зеркала воспитатель вывешивает изображение солнышка и тучки).

- Попробуйте изобразить настроение хмурой тучки, а теперь грустной тучки, а теперь настроение солнышка – веселое, радостное.

7. Игровая ситуация.

Воспитатель предлагает детям придумать различные ситуации для улучшения настроения в семье (улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем– то хорошем, сделать доброе дело другому, спеть песенку и т. д.).

Воспитатель обращает внимание детей, на то, что когда люди в хорошем настроении, улыбаются, радуются, хорошо им самим и окружающим их людям.

Предлагает послушать поговорку: “ Хорошо тому, у кого лад в дому!”.

8. Проблемная ситуация “Разделить плитку шоколада”.

Ладушка дарит детям сюрприз – загадочную плитку шоколада. Воспитатель:

- Что мы с ней будем делать? Она одна. (Ответы детей: разделить).

- Нам с Ладушкой интересно, как вы это будете делать!


Консультация для родителей

«Воспитание патриотических чувств у детей

дошкольного возраста»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может

быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с

окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных

ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей,

интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим

количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но

и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о

добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание

патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к

данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда

обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные

напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки

открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют

надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса

Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают

ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ

считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.

Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и

ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки

русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы

кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими

гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости

воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и

глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки

формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле

постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок

переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,

любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,

речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого

педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку

трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное.

Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное,

второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у

детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям

трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес,

река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его

миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще

очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из

доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят

дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. –

во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает

чувства ребенка.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.

Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в

духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно

для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине,

очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих

родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей

к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники,

праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы

новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет

в народе традиция чтить память погибших воинов. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о

том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,

счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании

ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные

чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны

рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это

нужно.

Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и

смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В

патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины.

Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к

подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,

логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после

чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить

эмоциональное воздействие.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок,

какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало

осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней

жизни Родины.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания.

Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это

обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может

стать подлинным патриотом.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она

выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,

потребности трудиться, на благо Отечества, бережно относиться к его

богатствам. Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей

страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные

поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно

только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для

окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к

воспитанию патриотических чувств у детей.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.


Консультация для родителей

«Воспитание маленького гражданина»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека.

На этом возрастном этапе закладываются нравственные основы гражданских

качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире,

обществе и культуре.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие

личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное

время. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная,

как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста - это

потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей,

представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как

сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя

частью окружающего мира.

Помимо патриотических чувств, важным элементом становления

маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности.

А любое осознание начинается со ЗНАНИЯ. Знания о том кто я, что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции…                                                                        

Этих знаний зачастую у детей нет. Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в специальном формировании.

Задача развития этно-гражданской идентичности ребенка очень сложна.

Воспитательная работа должна носить комплексный характер. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить основы уважения и любви к своему народу, своей стране.

Как воспитать гражданина?

- Поощряйте интерес Вашего ребенка к культуре и истории своего народа.

- Объясняйте значения народных праздников, обычаев, традиций.

- Читайте ребенку народные сказки, потешки.

- Используйте в общении с ребенком пословицы и поговорки.

- Играйте с Вашим ребенком в народные игры.

- Обращайте внимание ребенка на события, происходящие в стране.

- Знакомьте ребенка с государственными символами (герб, флаг, гимн).

- Изучайте с ребенком родную природу и учите беречь ее.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительного искусства.

Самообразование воспитателя группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР Кузнецовой Натальи Владимировны на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики...

План по самообразованию воспитателя Кутеляпова Ирина Михайловна Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.Задачи:И...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на 2019-2020 год

Индивидуальный планпрофессионального развития воспитателя на 2019-2020 год...

План по самообразованию педагога на 2019-2020 учебный год

Тема: «Дидактические игры для детей раннего возраста» Актуальность:   Наиболее характерной формой обучения для детей раннего возраста является дидактическая игра. Благодаря ...

План по самообразованию педагога на 2019-2020 гг.

План для совместной работы с детьми и родителями на 2019-2020 гг....

План самообразования воспитателя на 2019 -2020 уч. год

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого педагога в условиях реализации ФГОС ДОО...

План работы старшего воспитателя на 2019 - 2020 учебный год.

2019 – год театра в России. «Играем в театр» - развитие творческих, коммуникативных и языковых способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. «Моя род...