Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста
статья
В статье рассмотрены психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста и даны рекомендации родителям по общению с детьми разного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_vozrastnye_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Три года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
В этом возрасте у ребенка происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
Родителям важно:
- с терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помнить, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда это кажется нелепым или ненужным. Помнить, что так называемое упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого не хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
- разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером – то есть уважительно относиться к нему самому и членам семьи.
- бережно обращаться с чувствами ребенка, сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
- осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возраст от 4 до 5 лет период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у ребенка активно проявляются:
- стремление к самостоятельности
- этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
- творческие способности. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове.
- страхи как следствие развитого воображения
- отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
- активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.
Родителям важно:
- понять, каковы в семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать.
- по возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги»
- говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные поступки.
- не перегружать совесть ребенка
- помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти.
- предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения.
- обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры.
- понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится
- быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением
! Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера!
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание
В этом возрасте ребенок:
- продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы и создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
- желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
- с трудом может соизмерять собственное «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
- готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя.
- стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиться на том, что ему не интересно.
- очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной
Родителям важно:
- с уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления
- поддержать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
- быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
- обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
- постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
- помнить, что в этом возрасте ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. Осознавать, что обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию.
- по возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к обучению в школе. В этом возрасте ребенок:
- практически готов воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе
- он способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей
- в 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок
- способен сосредоточиться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием
- часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится
- очень ориентирован на внешнюю оценку
Родителям важно:
- Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу
- Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.
- Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки
- Важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы.
- По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.
- Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....
Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление и способы решения проблем, п...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет).
Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние&raqu...
Консультация . Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет).
У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей&helli...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...