Родительское собрание в подготовительной группе.
методическая разработка (старшая группа)

Цель: Помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей подготовительной группы  «Дети и родители на школьном старте»

 

 

Цель: Помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.

 

Повестка дня:

 

1. Беседа «Виды готовности к школе». 2. Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе»  3.Кризис 7 лет. 4. Советы родителям будущих первоклассников. 5. Памятка для родителей будущих школьников.      6. Викторина «Готовы ли, родители, к школе?» 7. Разное

 

1. - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем собрании. Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.  Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник? (Высказывания родителей) Есть общие подходы к подготовке детей к школе: Виды готовности к школе · Физическая · Интеллектуальная · Психологическая Физическая готовность - Хорошее состояние здоровья, - уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.). - уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек -закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям  Хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

 

Интеллектуальная готовность Ведущей деятельностью становится - учебная. Для этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности: -Умение слушать и слышать и воспринимать информацию.

В связи с этим возникает вопрос: Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?  Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке.  Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса.  Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку.  Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему.  Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них.  Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!  И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением). - Умение планировать свою деятельность, готовить и убирать свое рабочее место. - Знания, широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в окружающем мире - Высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия). - Уровень мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, смекалка). - Уровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и тд.)

 

Психологическая готовность Мотивационная, волевая, эмоциональная  Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, и  желание учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. 2. Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе»

 

А) «Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе? »

 

   В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи.

 

   На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправлять.

 

 

 Б) «Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?»

 

   Не более 20-30 мин, если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.

 

В) «Если  ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»

 

   Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин.  Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям.     Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление  ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

 

Г) «Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать? »

 

   Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит.  

 

   Старайтесь переключать ребенка с одного деятельности на другой, предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:

 

 -он кого-то обидит;  - его кто-то обидит;  - у него что-то заболит;  - он потеряет какую–то вещь; - он не поймёт, как выполнить задание и т.д  

 

Д) «Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?»

 

     Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника, т.е. стремление ребенка стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

 

   Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на учебу в школе.

 

 

 

Е) «Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?»

 

    Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость.  Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.

 

Почему ребенку трудно управлять своим поведением?        Потому что у него недостаточно развита воля. Управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.  

 

Ё) «В чём различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?»

 

    При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся деловыми. Тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.

 

Ж) «Могут быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?»

 

    Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И твердо придерживаться относительно принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так как взрослый. Поэтому лучше смотреть программу вместе с ребенком и обсуждать впечатления от увиденного.

 

З) «Почему все дети неодинаково овладевают чтением, письмом?»  

 

   Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются.  Причин этому много, но главная - у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности.  

 

К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов.  Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски цветной бумаги разного цвета и размера и с их помощью учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об увиденном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем возрасте становятся основой перестройки психических процессов, орудием мышления. 3. Кризис 7 лет

 

Кризис 7 лет обычно совпадает с периодом в жизни ребенка, когда он идет в школу.

 

Это кризис  само регуляции,  напоминающий  кризис 1 года.

 

 Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый,  он  вдруг  начинает предъявлять претензии на внимание к себе,  поведение становится вычурным.  

 

С одной стороны, у него в  поведении  появляется  демонстративная наивность,  которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность.  

 

С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

 

Любой старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому. Если потребность в уважении не будет удовлетворена,  то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

 

Уважаемые родители наберитесь терпения, будьте внимательны к своим детям и просто любите их!

 

4. Советы родителям будущих первоклассников

 

• Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. • Приучайте ребёнка к самостоятельности. • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

 

5. Так что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?  -Вы узнаете из этих памяток (раздать родителям и дать время прочитать).    

 

А сейчас попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе.  На столах лежат цветные жетоны  -  желтый-ребенок полностью готов к школе; зеленый - средний уровень готовности;  - черный-ребенок совсем не готов к обучению в школе). Почему вы так решили?  6. Викторина. Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?  Разделимся на 2 команды

Конкурс "Разминка"   родителям  предлагается игра "Да-нет", в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо "да", либо "нет".

 

1. Ноль меньше трех (Да.)  2. Год начинается в марте (Нет.)  3. Земля квадратная (Нет.)  5. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)  6. "А"- последняя буква в алфавите? (Нет.)  7. Звук [М]- гласный (Нет.)  8. Буква "Е" состоит из двух звуков? (Да.)  9. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)  

1. Неделя начинается со вторника (Нет.)  3. Градусником измеряют длину (Нет.)  4. Может ли быть пятница после четверга (Да.)  5. У пятиугольника шесть сторон (Нет.)  6. "Я"- первая буква в алфавита (Нет.)  7. Предложение начинается с большой буквы (Да.)  9. Ударный звук всегда гласный (Да.)  

Конкурс "Познавательный" Ведущий: «В этом конкурсе каждой команде необходимо ответить на 13  вопросов»

 

1. Сколько месяцев в году? Перечислите. (12 2. Лошадь в детстве? (Жеребенок) . 3. Дом автомобиля? (Гараж) . 5. Прибор для глажки белья? (Утюг) . 6. Номер телефона скорой помощи? (03) . 7. Жгучая трава? (Крапива) . 8. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) . 9. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) . 10. Когда дети идут в школу? (Осенью) . 11. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф) 12. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб)  13. Закончите пословицу «Сделал дело… »? (Гуляй смело).  

 

 

1. Сколько дней в неделе? Перечислите. (7 2. Мама телёнка? (Корова) . 3. Дом совы? (Дупло) . 5. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина) . 6. Номер телефона пожарных? (01) . 7. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)  8. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать) . 9. Когда листья опадают? (Осенью) . 10. Когда появляются подснежники? (Весной) . 11. Назовите части суток? (Утро, день, вечер, ночь) . 12. У какого дерева бывают сережки? (Берёза) . 13. Закончите пословицу «Любишь кататься - … »? (Люби и саночки возить) .

 

Вот видите, даже вы, зная казалось бы все,  справились не со всеми заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите "добыть" недостающие знания.

 

 

 

 

Упражнение «Согни листок»  Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя упражнение, не смотрите на

других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным.                                       Возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол.  И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой.  

 

Вопросы для обсуждения.                                                               Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно?  Почему?        Идёт обсуждение.  Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.  

 

 Упражнение «Потребность в любви» Присутствующие делятся на две группы. Одни- «дети», другие – «родители». «Дети» встают во внутренний круг, «родители» во внешний, лицом друг к другу. Задача «детей» произносить: «Я хочу, чтобы меня любили». Взрослые, не глядя «детям» в глаза, отвечают: «Мне некогда». Каждый взрослый, должен сказать это каждому ребёнку и наоборот. Внутренний круг на месте, а внешний передвигается.  

 

Вопросы для обсуждения.  Что вы чувствовали?  Чему научило вас это упражнение?                                                  Высказывания участников.

 

Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы. Это упражнение способствует размышлению над организацией воспитания и общения с детьми в семье.  Не надо заставлять своего ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление.   Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.   7. Разное  1. денежный вопрос (подарки на день рождения, костюмы, дид. Материал, настольные

игры 2. новогодние подарки 3. выпускной Решение собрания:

· Помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

· Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке.  

· Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

· Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.  

· Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.  

· Приучайте ребенка к самостоятельности.

· Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

· Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»Цели: расширение контакта между педагог...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Учимся играя. Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития....