«Знакомство детей с русской народной культурой»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Знакомство детей с русской народной культурой»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» одной из приоритетных задач системы образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону.
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт нравственного воспитания детей.
Проанализировав выше перечисленные документы, мы обратили внимание на то, что проблема знакомства детей с русской культурой затрагивается не достаточно полно. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Знакомство детей с русской народной культурой». Этот проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Таким образом, мы считаем целесообразным более активно включать в образовательно-воспитательную работу с дошкольниками приемы и методы, направленные на воспитание этих качеств. Это углубит содержание педагогической работы с дошкольниками в различных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-эстетической. Все виды детской деятельности подчинены реализации образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Наш проект предполагает интеграцию данных образовательных областей в соответствии с ФГОС.
Вид проекта: познавательный, творческий, долгосрочный
Цель проекта: Познакомить детей с русской народной культурой.
Задачи:
- разработать и внедрить учебно-методический комплекс (план совместной работы с педагогами ДОУ, цикл образовательных ситуации в мини-музее с воспитанниками ) для знакомства детей с русской народной культурой;
- создать мини-музеи «Русская изба» в ДОУ по ознакомлению дошкольников с традициями и предметами быта русского народа, приобщения к таланту и мастерству предков, их духовных и нравственных ценностей;
- сформировать предметно-развивающую среду, способствующую положительному отношению и интересу к культурно-нравственным и историческим ценностям;
- систематизировать и практически применять современные информационно-образовательные электронные ресурсы для расширения кругозора воспитанников и распространения накопленного опыта среди педагогов и родителей.
- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю
- формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого,
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь. – май
Условия реализации проекта:
- разработка перспективного комплексно-тематического плана непосредственной образовательной деятельности в мини-музее «Русская изба»;
- подбор музейного демонстрационного материала; подбор методической и художественной литературы;
- разработка конспектов НОД, презентаций, наглядно-демонстрационного, раздаточного и дидактического материала с применением ИКТ;
- включение родителей в реализацию проекта.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- «Мастерская» - совместное оформление мини- музея «Русская изба»;
- праздники и досуги;
- индивидуальные и групповые консультации.
- использование электронных консультаций для родителей, и педагогов, позволяющих укрепить детско-родительские отношений и распространение педагогического опыта.
Формы работы с педагогами:
- консультации,
- открытые занятия,
- мастер-классы,
Средства: Мини-музей, пособия, средства наглядности (демонстрационный материал), учебно-технические средства, ИКТ, настольные и дидактические игры, прикладные игрушки.
Ожидаемые результаты.
Модель выпускника.
Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта – это человек с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способный к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- осознает нравственные ценности, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих), любящий и желающий сберечь и преумножить все это;
- умеет устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет соотносить свои устремления с интересами других людей;
- умеет с уважением относиться к ценностям (этническим, личностным, профессиональным) других людей;
- умеет получать необходимую информацию в общении;
- умеет выслушать другого и прийти к общему решению;
- умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками.
Модель педагога.
- педагоги повысили уровень профессиональной компетенции по развитию и воспитанию нравственно-этических норм у детей старшего дошкольного возраста.
- педагоги мотивированы к созданию условий для реализации педагогического опыта путем создания соответствующей развивающей среды в группах.
Модель родителя.
- родители понимают важность воспитания детей в духе традиционной культуры , как одного из главных компонентов, являющихся ступенью дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме.
- родители овладели практическими знаниями и умениями, которые могут применять в общении с детьми.
- родители осознают важность общения с детьми.
Итоговые мероприятия:
Итоговый отчет на педсовете.
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей | |
1 этап (подготовительный) Сентябрь 2 этап (основной) Октябрь -апрель 3этап (заключительный) 20.05-23.05 | анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно -образовательного процесса Сбор экспонатов в мини-музей «Русская изба»
Проведение мероприятий: Октябрь – «Знакомство с хозяйкой» (чаепитие) Декабрь – «Печка» Февраль – «Зыбка» Апрель – «Пасха» Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций к ним. Консультации для педагогов по теме «Знакомство детей с русской народной культурой » Мастер – класс для педагогов «Покраска яиц» Мастер – класс для родителей «Изготовление куклы - оберега» Проведение в группах конкурса чтецов «Вот моя деревня». Анализ и обработка результатов по реализации проекта. . Итоговый отчет на педсовете Подборка материала в методическую копилку детского сада. | Сбор материала для мини-музея подбор книг из домашней библиотеке по данной теме Разучивание потешек, пословиц, поговорок День пословиц и поговорок «Без пословиц нам нельзя, без поговорок никуда». Участие в конкурсах «Золотая хохлома», «Голубая Гжель», «В гостях у Дымки». Лепка «Свистулька» Рассматривание картин из серии «Славянская семья» Прослушивание русских народных мелодий. Разучивание песен Разучивание стихотворений русских поэтов (тема «Вот моя деревня»), участие в групповых конкурсах чтецов. | создание банка идей и предложений; сбор материала и экспонатов в мини-музей. . Участие в конкурсе «Русский кокошник» Привлечение родителей к участию в образовательном процессе: Встречи: «Как на Руси чай пили» (знакомство с Хозяйкой, «Печка», «Зыбка», «Пасха» (помощь в организации и проведении занятий) . Оформление стенда Участие в Мастер – классе «Изготовление куклы - оберега» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
Статья раскрывает тему былинных образов в рисунках детей....
Консультация для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой».
« Приобщение детей к русскойнародной культуре через знакомство сдымковской игрушкой»....
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ »
laquo;У всякого дерева глубоко в земле есть корни.И у всякого народа есть корни – его история и культура»....
Проект во 2 младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой»
Тема проекта: «Знакомство детей с народной культурой и традициями» »Вид проекта: краткосрочныйПродолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.Актуальность. Традиционная народная кул...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...
Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...