«Знакомство детей с русской народной культурой»
проект (старшая группа)

Воропайкина Марина Владимировна

Проект долгосрочный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tvorcheskoy_gruppy.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Знакомство детей с русской народной культурой»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:    

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» одной из приоритетных задач системы образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;  воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону.

        Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт нравственного воспитания детей.

        Проанализировав выше перечисленные документы, мы обратили внимание на то, что проблема знакомства детей с русской культурой   затрагивается не достаточно полно. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Знакомство детей с русской народной культурой». Этот проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.  Таким образом, мы считаем целесообразным более активно включать в образовательно-воспитательную работу с дошкольниками приемы и методы, направленные на воспитание этих качеств. Это углубит содержание педагогической работы с дошкольниками в различных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-эстетической. Все виды детской деятельности подчинены реализации образовательных областей:  «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».  Наш проект предполагает интеграцию данных образовательных областей в соответствии с ФГОС.

Вид проекта:  познавательный, творческий, долгосрочный

Цель проекта:      Познакомить детей с русской народной культурой.

Задачи:

  • разработать и внедрить учебно-методический комплекс (план совместной работы с педагогами ДОУ, цикл  образовательных  ситуации в мини-музее с воспитанниками )  для знакомства детей с русской народной культурой;
  • создать мини-музеи «Русская изба» в ДОУ по ознакомлению дошкольников с традициями и предметами быта русского народа, приобщения к таланту и мастерству предков, их духовных и нравственных ценностей;
  • сформировать предметно-развивающую среду, способствующую положительному отношению и интересу к культурно-нравственным и историческим ценностям;
  • систематизировать и практически  применять современные информационно-образовательные электронные ресурсы для расширения кругозора воспитанников и распространения накопленного опыта среди педагогов и родителей.
  • воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю
  • формировать у детей чувство причастности к духовному наследию  прошлого,

Участники проекта:  дети, педагоги, родители.

 Сроки реализации проекта: сентябрь. – май

Условия реализации проекта:

  • разработка перспективного комплексно-тематического плана непосредственной образовательной деятельности в мини-музее «Русская изба»;  
  • подбор музейного демонстрационного материала;                                                                 подбор методической и художественной литературы;
  •  разработка конспектов НОД, презентаций, наглядно-демонстрационного, раздаточного и дидактического материала с применением ИКТ;                                                                          
  • включение родителей в реализацию проекта.

Формы работы с родителями:  

  • родительские собрания;          
  • «Мастерская»  - совместное оформление мини- музея «Русская изба»;      
  •  праздники и досуги;
  • индивидуальные и групповые консультации.          
  • использование электронных консультаций для родителей, и педагогов,  позволяющих укрепить детско-родительские отношений и распространение педагогического опыта.

Формы работы с педагогами:

  • консультации,
  • открытые занятия,  
  • мастер-классы,

                                                       Средства:                                                                                                                  Мини-музей, пособия, средства наглядности (демонстрационный материал), учебно-технические средства,  ИКТ,    настольные  и дидактические игры, прикладные  игрушки.

Ожидаемые результаты.

Модель выпускника.

Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта – это человек с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способный к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

  • осознает нравственные ценности, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих),   любящий и желающий сберечь и преумножить все это;
  • умеет устанавливать причинно-следственные связи;
  • умеет соотносить свои устремления с интересами других людей;
  • умеет с уважением относиться к ценностям (этническим, личностным, профессиональным) других людей;
  • умеет получать необходимую информацию в общении;
  • умеет выслушать другого и прийти к общему решению;
  • умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками.

Модель педагога.

  • педагоги повысили уровень профессиональной компетенции по развитию и воспитанию нравственно-этических норм у детей старшего дошкольного возраста.
  • педагоги мотивированы к созданию условий для реализации педагогического опыта путем создания соответствующей развивающей среды  в группах.

Модель родителя.

  • родители понимают важность воспитания детей в духе традиционной культуры , как одного из главных компонентов,  являющихся ступенью дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме.
  • родители овладели практическими знаниями и умениями, которые могут применять в общении с детьми.
  • родители осознают важность общения с детьми.

Итоговые мероприятия:

Итоговый отчет на педсовете.  

Этап

(сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Деятельность

 педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап

(подготовительный)

Сентябрь

2 этап

(основной)

Октябрь -апрель

3этап

(заключительный)

20.05-23.05

        анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

        создание банка идей и предложений;

        подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

        подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно -образовательного процесса

         Сбор экспонатов в мини-музей «Русская изба»

        

         Проведение мероприятий:

Октябрь – «Знакомство с хозяйкой» (чаепитие)

Декабрь – «Печка»

Февраль – «Зыбка»

Апрель – «Пасха»

         Чтение литературных  произведений, рассматривание иллюстраций к ним.        

  Консультации для педагогов по теме «Знакомство детей с русской народной культурой »

 Мастер – класс для педагогов «Покраска яиц»

   Мастер – класс для родителей «Изготовление куклы - оберега»

  Проведение в группах  конкурса чтецов «Вот моя деревня».

          Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

.

          Итоговый отчет на педсовете

            Подборка  материала  в методическую копилку детского сада.

       Сбор материала для мини-музея

         подбор книг из домашней библиотеке по данной теме

        Разучивание  потешек, пословиц, поговорок

День пословиц и поговорок «Без пословиц нам нельзя, без  поговорок никуда».

         Участие в конкурсах «Золотая хохлома», «Голубая Гжель», «В гостях у Дымки».

            Лепка      «Свистулька»

    Рассматривание картин из серии «Славянская семья»

   Прослушивание русских народных мелодий. Разучивание песен

  Разучивание стихотворений русских поэтов (тема «Вот моя деревня»), участие в групповых конкурсах чтецов.

        создание банка идей и предложений;

      сбор материала и экспонатов в мини-музей.

.

        Участие в     конкурсе  «Русский кокошник»

        Привлечение родителей к участию в образовательном процессе:

Встречи:

 «Как на Руси чай пили» (знакомство с Хозяйкой, «Печка», «Зыбка», «Пасха»  (помощь в организации и проведении занятий)

.      

Оформление стенда

   Участие в  Мастер – классе «Изготовление куклы - оберега»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой».

« Приобщение детей к русскойнародной культуре через знакомство сдымковской игрушкой»....

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ »

laquo;У всякого дерева глубоко в земле есть корни.И у всякого народа есть корни – его история и культура»....

Проект во 2 младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой»

Тема проекта: «Знакомство детей с народной культурой и традициями» »Вид проекта: краткосрочныйПродолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.Актуальность. Традиционная народная кул...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...