Статья "Сказка - как одна из составляющих духовной жизни ребенка"
статья

Бугайченко Елена Николаевна

Значение сказки играет важнейшую роль в воспитании и развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – как одна из составляющих духовной жизни ребёнка.

Сказка для ребёнка представляет собой мир нового, неизведанного, познавательного путешествия, знакомство с разными героями, на которых дети стремятся походить, пытаются копировать поведение героев. Известно, что дети не любят открытых нравоучений, прямых наставлений, а как раз в сказке никто не учит напрямую. Со сказкой дети учатся различать хорошие и плохие поступки, сопереживают, фантазируют. Дети как бы протягивают невидимую ниточку из сказки к своей жизни: к своим насущным проблемам, жизненным ситуациям. Сказка учит нас и наших детей быть самостоятельными и упорными в достижении целей, слушать и уважать собеседника, находить компромиссы в любых ситуациях.

Сказки читаем.

Важность чтения сказки связана как со становлением личности ребёнка, так и с отношениями взрослого и ребёнка, а также с изменениями внутреннего мира самого взрослого. Будь это родитель, читающий на ночь своему ребёнку или воспитатель, читающий перед тихим часом – в результате создается атмосфера умиротворения, спокойствия, и связь, существующая между слушающими и читающими только крепнет и упрочняется, а ещё ребенок внимательно следит за вашей интонацией и учится декламировать.

Сказки обсуждаем.

Обсуждая сказки, взрослые и сверстники помогают ребёнку их осмысливать, вместе искать и находить проблемные ситуации и завуалированные уроки.

Сказки сочиняем.

Очень полезно сочинять сказки. Это способствует развитию речи, развитию воображения, дает возможность отвлечься ребёнку от негативных моментов. Также через сказку можно понять переживания ребёнка, причём они могут даже их не осознавать их или не хотят обсуждать со взрослыми – этот метод получил название сказкотерапии в психологии. Начните рассказывать сказку, предложите ребёнку закончить или наоборот.

Сказки показываем.

Театрализация сказок способствует развитию восприятия, внимания, памяти. Дети раскрепощаются, показывая сказки, преодолевают неуверенность в себе. Организацию режимных моментов в детском саду и дома можно осуществлять с помощью сказочной театрализации.

Сказки рисуем.

Какая сказка без иллюстраций? Дети с удовольствием рисуют свои любимые сказки, осуществляя, таким образом, продуктивную деятельность на основе прочтения.

Еще сказки учат чувству ритма – недаром там многократно повторяются одни и те же слова: «бабка – за дедку, дедка – за репку, мышка… и т. д.». Сказки - первое стихи: «несет меня лиса, за темные леса, за высокие горы, за синие озера…»

Приведу слова выдающегося педагога-новатора, автора рассказов и сказок В.А.Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.»

Предлагаю вашему вниманию одну из сказок:

Куда муравьишки спешили

  В.А.Сухомлинский

На дереве сидела белочка. Она ела горох. До того вкусный, что даже глаза зажмурила. Крошечка горошка упала на землю. За ней вторая, третья. Много крошечек упало на землю.

А стёжечкою среди травы бежала Муравьиха. Спешила по еду маленьким муравьишкам. Она торопилась на баштан: узнала, что там много сладких крошечек арбуза. Вдруг видит - падают с дерева крошечки горошка. Попробовала Муравьиха - горошек пахучий да вкусный. Понесла Муравьиха крошечку горошка к муравейнику, рассказала соседям:

- Бежим, муравьи, по горошек.

Собрались муравьи в дорогу. А детки муравьихины едят крошечку, что принесла мама, делятся с товарищами. Всем деткам в муравейнике хватило, да ещё и осталось. А муравьи уже под деревом. Собрали крошечки и понесли домой. Хватит еды на всю зиму.

Анализ-обсуждение сказки:

Муравьиха-труженица бежала еду искать для своих деток любимых. И деток накормила, и соседям муравьям рассказала. Какие они добрые, и с друзьями поделились, ни крошечки не пожалели. А белочка сама покушала, и муравьишкам досталось.Что ей эти крошки? А для муравьев целая гора гороха, на всю зиму хватит, ведь они (муравьишки) очень маленькие по сравнению с белочкой. Так и мы, когда покушаем, хлебные крошки будем птичкам оставлять: можно и в кормушку насыпать и за окошко. Ведь все должны помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение, как одна из составляющих эмоционального благополучия ребенка-дошкольника

Общение детей дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Спос...

Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристо...

ГЛАВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ – ОДНА ИЗ ОСНОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

«Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни...

«Прогулка – одна из составляющих здорового образа жизни»

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умствен...

Консультация «Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни»

laquo;Помните, что первые семь лет жизни - самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние...

Консультация "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

Косультация " Духовная жизнь ребёнка  полноценная лишь тогда, когда он живёт в мире  игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он зазушенный  цветок"....

Общение дошкольника со сверстниками – важнейшая составляющая в жизни ребенка

С того момента, как ваш ребенок вырос из пеленок, стал посещать детский сад, гулять во дворе, его круг общения значительно расширился. Если раньше единственными «собеседниками» малыша были...