Развитие инициативы, самостоятельности и лидерских качеств в исследовательской деятельности.
статья (подготовительная группа)
Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы и творческой активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие инициативы, самостоятельности и лидерских качеств в исследовательской деятельности.
1 СЛАЙД.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Проявить свою инициативу, активность ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка?
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение, каких либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе. А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность?
Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью является воспитатель. Мы планируем и организуем, создаем различные ситуации, которые побуждают инициативу совместно найти правильное решение проблемы, отслеживаем динамику их изменений, стимулируем их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел.
2 СЛАЙД
Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы и творческой активности детей.
- Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию.
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-
познавательной деятельности детей.
Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности
и интересы детей конкретной группы.
Развитию кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе, в группе создан экологический уголок, где дети обогащают представления о многообразии признаков животных и растений.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудуется и оснащается «Детская лаборатория».
Экспериментируя, дети получают новые знания, делают выводы и анализируют. Созданы условия для проведения различных опытов. Уголок экспериментирования насыщен разнообразным материала, открыт для использования, оборудование можно пожеланию можно перемещать.
В группе запасы природного и бросового материала, которые мотивируют детей к развитие поисково- познавательной деятельности.
3 СЛАЙД
Содержание развивающей среды направленно на индивидуальные особенности
и интересы детей конкретной группы. В приемной весит стенд, на котором дети могут поделиться своими достижениями, увлечениями.
4. СЛАЙД
- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности.
В группе есть уголок выбора занятий с фотографиями детей. Приходя в детский сад, ребенок может поставить свою фотографию, там, где он хочет заниматься. Если он захочет дежурить ставит свое фото в уголке для дежурных по столовой, в уголке природы.
Если ребенок хочет заняться конструированием, то ставит свое фото в уголке по конструированию, так он может найти себе друзей по игре. (Рисование).
Для детей сало активных, стеснительных, есть коробочка, в которой лежат картинки, ребенок подходит к коробке, выбирает картинку. Например: божья коровка, это значит, что он должен собрать информацию о божьей коровке (рассмотреть энциклопедии, поговорить с детьми, с родителями), а потом рассказать ребятам.
5 СЛАЙД
Для самоорганизации используем игру поручения «Деловые хлопоты». Дети самостоятельно делают , бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок будет исполнять. Например: «Геолог» (искатель клада), «Исследователь», «Зоолог».
Такие игры, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
6 СЛАЙД
- Решение проблемных ситуаций.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.
Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
- Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. (картотека проблемных ситуаций).
Метод «проектов»
В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
7 СЛАЙД
Коллекционирование - доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ". Ребенок учиться систематизировать, самостоятельно добывать информацию, прогнозировать. Представляя детям свою коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.
8 СЛАЙД
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Работа с семьей по поддержке детской инициативы.
Работа с семьей по поддержке детской инициативы.
Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Лидером становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к другим, находчивость и ответственность.
Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером - не значит быть сверхчеловеком. Главное - ставить перед собой реальные цели и использовать для их достижения свои способности и талант.
9 СЛАЙД
К ним относятся:
- самостоятельность и личная ответственность,
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками,
- способность находить выходы из спорных ситуаций,
- уважительное отношение к иному мнению,
- овладение навыками адаптации к окружающему миру,
- принятие и освоение социальной роли,
- наличие эстетических потребностей, ценностей,
- отзывчивость по отношению к другим людям,
- умение сотрудничать,
- работать творчески и на результат.
Список рекомендуемой литературы.
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2001.
2. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47-49.
3. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
4. Одинцова Л.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www.1 september.ru
5. Познавательное развитие дошкольников: системный подход. – Мурманск: МГПИ, 2012. 6. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
8. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М.:1990. - №6. - С. 10-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.
В детском саду дошкольник включается в различные виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают услов...
ГМО Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность.
laquo;Проектная технология. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством реализации познавательно-исследовательского проекта «Мы веселые Матрешки»....
Развитие инициативы, самостоятельности и лидерских качеств в исследовательской деятельности.
Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы и творческой активности детей....
Развитие инициативы детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.
Под познавательной инициативой понимают – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавлив...
Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»
Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...
Выступление на Педагогическом совете по теме: «Развитие самостоятельности у детей в познавательно-исследовательской деятельности»
1.Способствовать развитию детской самостоятельности и инициативы в выборе партнера, определению задач в совместной деятельности и подборе необходимого материала.2.Способствовать развитию эмоционально ...
Развитие инициативы, самостоятельности и интеллектуальных способностей дошкольников посредством STEAM - технологий в процессе познавательно - исследовательской деятельности и научно - технического творчества.
Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, бы...