Особенности внимания старших дошкольников с ОНР
статья
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vnimaniya_starshih_doshkolnikov_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 13.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют наиболее многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Наряду с нарушением речи у детей с общим недоразвитием речи прослеживаются нарушения психических процессов, среди которых внимание занимает важное место.
Одной из специфических особенностей внимания дошкольников с общим недоразвитием речи является его непроизвольный характер: он легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в сосредоточении внимания на непонятном, трудном. Дети быстро отвлекаются и очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредотачиваясь на нём. Формы произвольного, послепроизвольного и привычного внимания дошкольников с общим недоразвитием речи слабо развиты.
Кроме этого, у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. А в свою очередь напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению, потери интереса, усталости.
Ещё одной особенностью внимания старших дошкольников с ОНР является узость объёма внимания. С физиологической точки зрения это связано с возрастными особенностями концентрации нервных процессов, следовательно, дошкольники с ОНР не могут провести классификацию сразу по нескольким признакам.
У детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и далеко не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Особенности внимания детей с общим недоразвитием речи: уровень развития произвольного внимания у шестилетних дошкольников с общим недоразвитием речи находится на среднем уровне, показатель переключения и распределения внимания также находится на среднем уровне; особенности переключения внимания дошкольников с общим недоразвитием речи соответствуют возрастной норме.
Таким образом, внимание дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Такие дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность в развитии внимания старших дошкольников.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В услов...
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР. Подборка литературы по данной теме. ...
Проверяем концентрацию внимания старших дошкольников.
Интересный способ определения того, насколько ребенок внимателен. Называется он КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ (ТЕСТ БУРДОНА). Корректурная проба - это метод исследования, который позволяет оценить переключ...
Развитие внимания. Старшие дошкольники.
В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца зан...
Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников.
Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчиво...
Особенности внимания,запоминания дошкольников. Развитие памяти. Развитие мышления и речи дошкольников.
Учебная дисциплина: психология.Темы:1. Сенсорное развитие дошкольников.2. Особенности внимания дошкольников.Управление вниманием.3. Особенности запоминания дошкольников.Развитие памяти.4. Развитие мыш...
Статья: Формирование внимания старших дошкольников
Статья о формированиии внимания старших дошкольников...