Рекомендации для родителей по предупреждению дисграфии
материал
При знакомстве с буквами и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок написания букв. Он длится в норме от несколько месяцев до полугода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_preduprezhdeniyu_disgrafii.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные упражнения по предупреждению дисграфии
1. Оптическая дисграфия
При знакомстве с буквами и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок написания букв. Он длится в норме от несколько месяцев до полугода. В этот период мы позволяем ребенку экспериментировать и ошибаться, взрослые не должны ругать за ошибки, ведь обучение грамоте должно вызывать только удовольствие. Но если такой период затянулся, ребенку скоро в школу, а он пишет буквы зеркально, путает их друг с другом, пора бить тревогу и обратиться к логопеду до поступления в 1 класс.
Чтобы устранить и предотвратить оптическую дисграфию, предлагаю вам с ребенком:
-рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;
-заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;
-угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
-обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога» .
Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):
-сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
-пройти по лабиринту;
-дорисовать недостающие детали;
-продолжить узор;
-запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.
2. Артикуляторно-акустическая дисграфия
Поскольку причина этой формы дисграфии кроется в дефектном произношении ребенка, необходимо срочно заняться исправлением звукопроизношения с логопедом. Как только логопед поставит правильный звук, можно будет начать работу на дифференциацию смешиваемых звуков на письме и чтении (именно в таком порядке!). Поэтому консультация и занятия логопеда тут являются первоочередной задачей.
Итак, коррекция артикуляторно-акустической дисграфии состоит в первую очередь в постановке правильного звукопроизношения. Затем необходимо будет научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого логопед предложит специальные упражнения, чтобы этот навык был доведен до автоматизма, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:
-Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];
-Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
-Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)
3. Акустическая (фонологическая) дисграфия
Работа по развитию фонематического восприятия строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по некоторым признакам (например, звонкость – глухость или твердость-мягкость).
Поэтому, обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]—[Г]; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К], потом [Г]), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно).
Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.
4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза требует работы по следующим направлениям:
1) звуковой анализ и синтез;
2) слоговой анализ и синтез;
3) анализ и синтез на уровне предложений.
Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «полка» : п, о, л, к, а;
выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а;
словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…
деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник;
составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;
составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома.
5. Аграмматическая дисграфия
При аграмматической дисграфии особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.
Предлагаются специальные упражнения для устранения всех основных групп аграмматических ошибок, например:
при заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запмнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О;
обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что, а не што в разговорной речи, кОраБЛь, а не кАрабль , мОлОко, а не малако;
быстро назвать ударную гласную в слове (малина — [И], летний — [Е] и т.п.);
убрать слово, которое не является родственником с остальными словами, например: водный, вода, водяной, водитель — лишнее слово «водитель».
Добавлю, что все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям. Механическое «натаскивание» вызовет лишь негативную реакцию и не приведет к результатам. Надо использовать больше речевых игр и игровых заданий, соревнований, которые очень нравятся детям. Шарады, загадки, ребусы, настольные речевые игры, например, «Cловодел», «Активити», «Алиас», «Тик-так-бум» и т.п. внесут в занятия интерес, который является главным условием успешной коррекции дисграфии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
08.05.2013 Методические рекомендации для родителей «О предупреждении бытовых травм у детей»
Методические рекомендации для родителей«О предупреждении бытовых травм у детей» «Мой дом – моя крепость», - гласит известная поговорка. Мы, взрослые, любим час...
Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста...
Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста
В памятке, представлены рекомендации для родителей застенчивого ребёнка....
Рекомендации для родителей по предупреждению отравлений ядовитыми растениями и грибами.
#родителям#безопасность....
Рекомендации для родителей по предупреждению детского травматизма.
Безопасность детей - в руках родителей....
Рекомендации для родителей о предупреждении травматизма
Рекомендации для родителей о предупреждении травматизма....
Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных тем для дошкольников. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловл...