Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
статья

Игнова Наталия Александровна

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья ребёнка. Одной из приоритетных задач, стоящей перед воспитателя ДОУ, является формирование у воспитанников потребности в сохранении и укреплении здоровья, воспитание ценностного отношения к нему, способствование развитию всех физиологических систем, которые в дальнейшем и определяют темп, характер функционирования растущего организма.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи свойственно отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в плохой скоординированности выполняемых движений, неуверенности при выполнении дозированных упражнений, снижении скорости и ловкости выполнения заданий, отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки. Наибольшие трудности у таких детей проявляются при выполнении движений по словесной инструкции педагога.

В настоящее время системой образования на первое место выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого дошкольника в соответствии с его особенностями психического и физического развития, способностями и возможностями.

Создание оптимальных условий для каждого воспитанника в дошкольном образовательном учреждении, учитывая личностно- ориентированный подход, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, которая включает в себя всё многообразие различных типов образовательных учреждений.

Одним из компонентов коррекционной деятельности в ДОУ является физкультурно – оздоровительная работа. Основная цель данного блока - это оздоровление ребёнка, развитие его физических качеств, двигательных умений и навыков, активизация мелкой и крупной моторики пальцев рук, способствовать развитию речевой сферы, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Реализация данных задач происходит в соответствии с моделью двигательного режима дошкольников.

При проведении утренней гимнастики, в комплексы включаются упражнения для укрепления мышечного корсета ребёнка, продолжительный бег в медленном темпе способствует развитию выносливости.

Подвижные игры, проводимые на прогулке, такие как«Мы весёлые ребята»«Ловишки»«Охотники и утки»«Ловкий мешочек»,  «Вышибалы»«Мышеловка» и др. способствуют развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота.

Во время гимнастики – побудки, проводимой после дневного сна, в комплексы включаются: разнообразные движения рук с максимальной амплитудой, повороты в стороны, упражнения из И. п. лёжа на спине, на животе, способствующие развитию гибкости, подвижности в суставах.

Физкультминутки должны носить игровой характер. Наибольшая эффективность достигается за счёт их разнообразия по форме проведения и по содержанию. С дошкольниками с ОНР целесообразно проводить физкультминутки, в которых речь взаимосвязана с движениями. Физкультминутки проводятся с целью сохранения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления, профилактики нарушений осанки, способствуют развитию ловкости.

При проведении физкультурных занятий большое внимание отводится развитию умений и навыков воспитанников: выполняются разнообразные виды ходьбы и бега, лазание, подлезания, прыжки, метание и др. Учитывая то, что высококоординированные движения рукой управляются высшим отделом головного мозга и способствуют развитию речи ребёнка, особое внимание детям с ОНР стоит уделять развитию мелкой и крупной моторики рук, особенно пальцев. С этой целью рекомендуются следующие задания«Падающая палка»«Чей волчок дольше прокрутится»«Кто быстрее поймает мышку»«У кого самые быстрые пальчики»«Палочка - моталочка» и др.

Таким образом, двигательная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свою специфику, которая должна учитываться в педагогическом процессе с целью достижения положительной динамики у детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно – педагогической помощи, возможно не только укрепить здоровье дошкольника, но и скорректировать имеющиеся нарушения, стимулировать развитие речевого центра, способствовать развитию полноценной личности, которая сможет успешно продолжить обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Психологические особенности развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста

Краткая и практико-ориентированная информация для педагогов ДОУ на тему развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Освящаются особенности развития коммуникативной сферы ребенк...

"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...

«Использование технологии "Са - Фи - Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Содержание:1. Введение.2. Актуальность проблемы.3. Краткая характеристика технологии "Са-Фи-Дансе" - танцевально-игровой гимнастики для детей.  4. Использование технологии "Са-Фи-Д...

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами арт-практик.

Представленная арт-практика, разработанная старшим воспитателем Антоновой Светланой Николаевной и воспитателем Романовой Ларисой Васильевной ГБДОУ № 101 Фрунзенского райрна Санкт-Петербурга,  обр...