Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
статья
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья ребёнка. Одной из приоритетных задач, стоящей перед воспитателя ДОУ, является формирование у воспитанников потребности в сохранении и укреплении здоровья, воспитание ценностного отношения к нему, способствование развитию всех физиологических систем, которые в дальнейшем и определяют темп, характер функционирования растущего организма.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи свойственно отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в плохой скоординированности выполняемых движений, неуверенности при выполнении дозированных упражнений, снижении скорости и ловкости выполнения заданий, отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки. Наибольшие трудности у таких детей проявляются при выполнении движений по словесной инструкции педагога.
В настоящее время системой образования на первое место выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого дошкольника в соответствии с его особенностями психического и физического развития, способностями и возможностями.
Создание оптимальных условий для каждого воспитанника в дошкольном образовательном учреждении, учитывая личностно- ориентированный подход, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, которая включает в себя всё многообразие различных типов образовательных учреждений.
Одним из компонентов коррекционной деятельности в ДОУ является физкультурно – оздоровительная работа. Основная цель данного блока - это оздоровление ребёнка, развитие его физических качеств, двигательных умений и навыков, активизация мелкой и крупной моторики пальцев рук, способствовать развитию речевой сферы, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Реализация данных задач происходит в соответствии с моделью двигательного режима дошкольников.
При проведении утренней гимнастики, в комплексы включаются упражнения для укрепления мышечного корсета ребёнка, продолжительный бег в медленном темпе способствует развитию выносливости.
Подвижные игры, проводимые на прогулке, такие как: «Мы весёлые ребята», «Ловишки», «Охотники и утки», «Ловкий мешочек», «Вышибалы», «Мышеловка» и др. способствуют развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота.
Во время гимнастики – побудки, проводимой после дневного сна, в комплексы включаются: разнообразные движения рук с максимальной амплитудой, повороты в стороны, упражнения из И. п. лёжа на спине, на животе, способствующие развитию гибкости, подвижности в суставах.
Физкультминутки должны носить игровой характер. Наибольшая эффективность достигается за счёт их разнообразия по форме проведения и по содержанию. С дошкольниками с ОНР целесообразно проводить физкультминутки, в которых речь взаимосвязана с движениями. Физкультминутки проводятся с целью сохранения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления, профилактики нарушений осанки, способствуют развитию ловкости.
При проведении физкультурных занятий большое внимание отводится развитию умений и навыков воспитанников: выполняются разнообразные виды ходьбы и бега, лазание, подлезания, прыжки, метание и др. Учитывая то, что высококоординированные движения рукой управляются высшим отделом головного мозга и способствуют развитию речи ребёнка, особое внимание детям с ОНР стоит уделять развитию мелкой и крупной моторики рук, особенно пальцев. С этой целью рекомендуются следующие задания: «Падающая палка», «Чей волчок дольше прокрутится», «Кто быстрее поймает мышку», «У кого самые быстрые пальчики», «Палочка - моталочка» и др.
Таким образом, двигательная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свою специфику, которая должна учитываться в педагогическом процессе с целью достижения положительной динамики у детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно – педагогической помощи, возможно не только укрепить здоровье дошкольника, но и скорректировать имеющиеся нарушения, стимулировать развитие речевого центра, способствовать развитию полноценной личности, которая сможет успешно продолжить обучение в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Психологические особенности развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста
Краткая и практико-ориентированная информация для педагогов ДОУ на тему развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Освящаются особенности развития коммуникативной сферы ребенк...
"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...
«Использование технологии "Са - Фи - Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Содержание:1. Введение.2. Актуальность проблемы.3. Краткая характеристика технологии "Са-Фи-Дансе" - танцевально-игровой гимнастики для детей. 4. Использование технологии "Са-Фи-Д...
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами арт-практик.
Представленная арт-практика, разработанная старшим воспитателем Антоновой Светланой Николаевной и воспитателем Романовой Ларисой Васильевной ГБДОУ № 101 Фрунзенского райрна Санкт-Петербурга, обр...