Заметки о детях. Почему они так себя ведут ?
материал (подготовительная группа)

Рахимьянова Наталья Романовна

В разделе представлены  реальные  ситуации  их  жизни  детей  в детском саду для того,чтобы понять причины  нарушений  в  их поведении  и сделать выводы о том, на что следует обратить внимание, планируя  дальнейшее  психолого-педагогическое  воздействие. Имена и фамилии детей изменены  по этическим причинам.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петя и каша.

Утро. На завтраке Петя лениво размазывает по тарелке кашу, которая ему уже не по вкусу, но какая-то внутренняя сила заставляет его  глотать её ложку за ложкой.  Почти каждый день в течение месяца мальчик ел кашу на завтраке и всё первое занятие. Однажды М.И. не выдержала очередной потери занятия и осторожно убрала тарелку с кашей у мальчика, которую он не хотел больше есть. «Ты же не хочешь» -  сказала она. В ответ на её действие Петя закричал так громко, что занятие пришлось прервать. Отчаянный крик из-за исчезнувшей тарелки с кашей испугал детей. Он кричал все сильнее. По покрасневшему лицу текли слезы. Громкий  плач невозможно было остановить, никакие уговоры педагога не помогали. Тогда М.И. поставила перед мальчиком новую порцию с кашей. Только тогда, когда перед мальчиком появилась новая тарелка с кашей, крик прекратился.  Петя молча и упорно, как и прежде, размазывая кашу по тарелке, делал попытки её съесть. Занятие с детьми в группе   возобновилось, а Петя, с покрасневшим мокрым  от слез лицом, сидел с недоеденной кашей.

   Воспитательница как-то поинтересовалась у Пети, почему он пытается съесть кашу даже тогда, когда ему совсем не хочется её есть. В ответ мальчик сказал, что, если он не съест кашу, мама любить его не будет. Таким поведением Петя пытался заслужить любовь мамы.

 Этот случай убеждает еще раз в том, что ребёнку прежде всего важна безусловная любовь родителей не за какие-либо достижения и поступки, не за съеденную кашу, а просто так, просто за то, что они, сын или дочь, есть у родителей, такие желанные и неповторимые.  

 Неожиданные слезы.

 На музыкальном занятии дети исполняли песни, слушали музыкальные отрывки и  композиции. Вдруг у Кати на глазах заблестели  слезы. Педагоги не могли понять, почему спокойная девочка неожиданно заплакала. Музыка повлияла на ребёнка так, что вызвала болезненные воспоминания.

 Катя сидела в кабинете психолога в напряженной позе на диване. Успокоившись, она согласилась попить чаю и тихим тревожным голосом заговорила о том, что её сильно взволновало в тот момент «Родители, мама и папа, опять ругались. Они всегда ругаются. Мама всегда говорит, что папа мало зарабатывает, а он не такой … он хороший». Слезы катились по её щекам. Вот так неожиданно музыка вызвала у ребёнка   чувство беспокойства за своих родителей.   Важно помнить, что союз родителей является основой психологического благополучия, без которого ребёнок не сможет полноценно развиваться и быть счастливым. Дети сильно страдают, когда этот союз подвергается потрясениям и разногласиям. Обычный рядовой спор между взрослыми чувствительный ребёнок может воспринять как семейную катастрофу. В жизни конфликты неизбежны, и желательно показать ребёнку, как мама и папа умеют решать проблемные вопросы, договариваясь конструктивно, а не дискредитируя в глазах ребёнка друг друга, так как для ребёнка дороги оба родителя, и единая система требований, решений, идущая от них, создают у ребёнка ощущение стабильности.

  Жизненная сила.

 Стоит только удивляться, какая жизненная сила поддерживала эту девочку в нелёгкий период её жизни.  Каждое утро пятилетняя М.  сама просыпалась, вставала с постели, одевалась, причесывалась и, перешагивая через маму, временами лежащую на полу, самостоятельно добиралась до детского сада. Хорошо еще, что детский сад был расположен близко к её дому. Все держалось в семье М. на папе, который был ответственным человеком и обеспечивал дочь и жену. Папа работал целый день, рано вставал на работу, а пятилетняя дочь самостоятельно утром собиралась в детский сад. Мама М. не работала, все больше погружалась в зависимость от алкоголя,  в связи  с чем  у неё  стали проявляться  эпилептические припадки. На занятиях девочка испытывала трудности при освоении нового материала, но старалась выполнять все предложенные задания. М. легко ориентировалась в быту, помогала воспитателям убираться в группе, младшему воспитателю накрывать на стол, приносить игрушки и инвентарь на детскую площадку.  Как-то детям педагог предложил нарисовать свою семью.  Просмотрев все работы детей в группе, было видно, что у М. тщательно прорисована мама,  в чей образ девочка вложила всю свою любовь и надежду на лучшее. На вопрос к детям о том, кто является вашей «любимкой», девочка не задумываясь ответила, что больше всех на свете она любит маму, по словам ребёнка, она, её мама, самая лучшая.

Нам, взрослым, можно поучиться любить своих детей так же,   как могут любить сами  дети,  безусловно.

Фамилия  К.

Фамилия К. была известна всему детскому саду. Беседы, обращения педагогов с наставлениями к Коле К.  особых результатов не приносили. После обещаний вести себя хорошо, не бегать, толкая детей и сшибая все вокруг, предметы, игрушки, постройки, мебель, подобное поведение у мальчика повторялось через пять минут после извинений.  Коле был поставлен  медицинский диагноз СДВГ.  В ответ на новое очередное замечание  он кричал: «Я хороший». Оценить свое поведение и проанализировать свои поступки он не мог.  «Больше не буду, так делать. Я хороший!» - мальчик постоянно кричал   после очередного проступка. Педагоги всеми способами пытались организовать Колю, подбирая   для него тот вид деятельности, который был бы для него  посилен и  успешен, но  хорошим быть не получалось. На занятиях он все объяснения воспитателя, информацию оставлял без внимания.  Не складывались у Коли ни дружба с ребятами, ни игра.  Как за спасательный круг он отчаянно цеплялся за пошатнувшееся в группе убеждение в том, что он все равно хороший.   Постоянные проступки мальчика и замечания педагогов, родителей вели к тому, что утверждение «Я хороший» сильно пошатнулось, а  утверждение  «Я плохой»  приняло устойчивую форму, повлияло на мнение детей о нём  в группе. Даже при отсутствии К. в группе на проступок другого ребёнка дети хором стали утверждать, что виновен в этой ситуации К.   «Но как же он мог это сделать, если его в группе нет?» - удивилась воспитательница. Коля не способен себя контролировать, а хорошим быть хотелось всегда. Взрослые стали замечать, что у Коли на руках появляются укусы. Мальчик кусал свои руки, ладони, пальцы зубами до крови. Маме пришлось одевать сыну рубашки с длинными рукавами, чтобы можно было плотно застегнуть манжеты рукавов и избежать очередных попыток укусить свои руки и изранить кожу.

Почему ребёнок стал себя кусать? У Коли сформировалось  самоповреждающее поведение, вызванное   чувством  вины, которое  приводило его к самонаказанию из-за безуспешных   попыток  сохранить лицо, остаться  в своих глазах  и для всех  хорошим. Ребёнку проще наказать себя, чем остаться с  мучительным чувством вины и согласием со своей ущербностью. Этот случай показывает, как важно сохранить у ребёнка  позитивное представление о себе, положительный «образ Я» при любых обстоятельствах. Поддержание положительного представления о себе у ребёнка является необходимым условием   любого педагогического воздействия, если это воздействие  направленона развитие благополучной личности.  Главное вовремя успеть помочь ребёнку сохранить положительный образ «Я», пока желание быть хорошим у ребёнка не исчезло.

Мама очень любит Таню.

В очередной раз Таня  подбегает к какому –либо ребёнку в группе  и что-то шепчет на ухо. В этот раз она подошла к Полине, и девочка внезапно заплакала.  Выяснилось, что Полина плачет из-за того, что Таня ей сказала:  «А я красивее тебя». Тане всегда требуется ситуация конфликта, ссоры. Она просится напролом к детям в игру,  в результате чего получает удар от  излишней настойчивости. Завязывается драка.  Дома Таня сообщает маме,  что её девочка избила. В ответ на это мама Тани утром в раздевалке вступает в драку  с мамой её  обидчицы.  Выяснилось, что способ решать проблемы с помощью кулаков  у мамы Тани сформировался с детства, когда она, живя в многодетной семье, отстаивала свои позиции. И сейчас, став взрослой женщиной, она  продолжала «семейные традиции». «Что вам больше всего нравится?»- спросили как-то Таню, и она  ответила: «Мне нравится, когда мама меня любит»  -   «А как она тебя любит ?»   -  «Она меня защищает».

  Конфликтный тип поведения, сформировавшийся у девочки, был связан с желанием привлечь внимание мамы.  Тане всегда необходимо было поддерживать для мамы роль жертвы. Такое поведение вызывало защитную реакцию у мамы, которую Таня воспринимала как проявление её любви. Стоит задуматься, почему для Тани любовь мамы воспринималась как защита? Этот случай показывает, что для любого ребёнка важна безусловная материнская любовь. В этом случае следует пересмотреть особенности взаимоотношений матери и дочери.

Вопрос:

Можно ли решить проблему   конфликтного поведения Тани без привлечения семьи, работая только с девочкой, формируя у неё   конструктивные формы  общения ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети плохо себя ведут?

Данный материал позволит родителям задуматься об эффективном воспитании без наказаний....

Почему дети плохо себя ведут?

консультация для родителей: воспитание без наказаний...

консультация Почему дети плохо себя ведут?

консультация для воспитетелей и родителей...

«Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний»

Консультация психолога для родителей в детском саду «Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний»Наказание детей практикуется во многих семьях. Угро...

«Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний»

Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в то...