"Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста" /Выступление из опыта работы для слушателей ГБУ ДПО "МРИО"/
материал (младшая группа)
Актуальность нравственного воспитания в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_vospitanii_detey.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра дошкольного и начального образования
Выступление из опыта работы
«Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»
/Круглый стол для слушателей ГБУ ДПО «МРИО»/
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Большеелховский детский сад
комбинированного вида»
Серебрякова Ю.П.
Саранск, 2019 г.
«Обрати свое сердце к сказке! Какое
богатство мудрости и добра рассыпано
по книгам всех времен и народов».
Л.Н.Толстой
«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.
Воспитание детей – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, и это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.
Младший дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко.
Актуальность нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (поведение, доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы, воспитатели, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Это осуществимо средствами специально организованного воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования сознания является сказка.
К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль сказки изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.
Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна. У ребенка младшего дошкольного возраста это первый опыт встречи с положительными и отрицательными героями. Русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Как на известно, детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Римуса. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.
Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно они помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения нравственных норм и правил потому, что:
- во - первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;
- во - вторых, сказки учат детей размышлять, развивают креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;
- в- третьих, образы, созданные писателями, поэтами, народом и художниками - иллюстраторами - прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.
Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца.
Именно из сказки ребёнок черпает знания и представления о разных
сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
Для приобщения детей к сказке и через неё воспитывать нравственные качества необходимо применять эффективные методы и приемы:
1. Беседа. Побуждает детей думать и говорить, оценивать поступки героев сказок, учит понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
2. Чтение и рассказывание сказок. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
3. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества. Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской деятельности.
Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
4. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.
5.Проектный метод, который преследует следующие правила: свобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность.
Одним из главных средств решения нравственных задач по формированию личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие сказки, в оказании помощи правильно воспринимать литературные произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению.
Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг.
Так какую же книгу выбрать для ребенка? Я считаю, что, отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык сказки, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.
Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач взрослых — открыть в ребенке талант читателя. Ведь в сказках заключено особое очарование. Сказки вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Я считаю, что развитие нравственных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир книги, а особенно в мир сказки. Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.
Я вижу, что, слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения нраственных норм и правил (« Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость», «Сопереживание» и «Сострадание» и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других.
Я уверена, что дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу по ознакомлению с сказкой, я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности; включение сказочного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Поэтому в процессе образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать.Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам..
Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков,обстановку и ситуацию.
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенным рассказом или сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. Такие темы, как «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.
Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.
Все эти формы работы направлены на поддержание интереса к художественной литературе, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.
Я убеждена, что, познавая устное творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются нравственные качества, образные представления, развивается мышление и воображение.
Литература
1.Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977.
2.Логинова В.И. Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996.
3. Ушакова О.С.Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.
4.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.
5. Шорохова О.А. Играем в сказку. М, ТЦ «СФЕРА», 2010.
7. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012
8. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.
9.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду, М, ТЦ «СФЕРА», 2013..
10. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга/под ред. В. И. Логиновой. - М. : «Просвещение», 1992.
11. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.
12. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.
13. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...
Программа и план работы кружка «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Программа и план работы...
Методический семинар по теме «Инновационные технологии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (Выступление на РМО из опыта работы)
Данный материал может быть полезен для педагогов...
«Особенности применения проектного метода в системе духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
ull;Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые...
Отчет по самообразованию: «Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Тема: «Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста». Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства. Задачи: 1.Создать необходимые усл...
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста», выступление
Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 26.10.2022г....