Игры для детей от 3-5 по развитию речи.
картотека

Карпова Наталья Владимировна

Игра «Где же наши ручки?»

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют  соответствующие движения.

***

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои?

(руки за спиной)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(показывают руки)

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои?

(уши закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(показывают уши)

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои?

(глаза закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(убирают ладошки от глаз)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_detey.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Где же наши ручки?»

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют  соответствующие движения.

***

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои?

(руки за спиной)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(показывают руки)

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои?

(уши закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(показывают уши)

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои?

(глаза закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —

Покажитесь мне опять.

(убирают ладошки от глаз)

***

Тучка солнышко закрыла,

Наших деток намочила!

Ну-ка, все сюда бегом,

Вас накрою я зонтом!

Мама проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт.

Предлагает малышу спрятаться под ним. Убирает зонт:

***

Тучка спряталась за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое,

Тёплое, лучистое.

Попрыгайте и побегайте с малышом за ручку  по комнате.

Повторите 2-3 раза эту игру.

Подвижная игра-имитация

Можно поиграть с малышом в игру-имитацию.

Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали:

Вот так, вот так!

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

Подставляй ладошку (Вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)

Расскажу про кошку (Гладим ладонь другой рукой)

Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)

Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)

Раз-два-три четыре-пять! (Поочерёдно загибаем пальчики на руке)

Вот – кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)

А вот – ладошка. (Разжимаем их)

На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)

И крадётся потихоньку, («Пробегают» пальчиками по руке до плеча)

И крадётся потихоньку… (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)

Видно мышка там живёт!

Йога и дети: занятия вместе с малышом

1. «Кошечка»

Встаньте на колени, упершись руками в пол. Прогибайте спину, опуская поясницу, а голову поднимая наверх, затем выгибайте спину, делая ее полукруглой, и опускайте голову. Повторите 4-6 раз.

Малышу скажите, что мы показываем ласковую и сердитую кошечку.

Забава. Выполняя «Кошечку», можно быть для ребенка и «домиком», и «лабиринтом» - пусть полазит под вами, между рук, между ног, вдоль и поперек. Можете стать «заборчиком» - пусть тренируется перелезать через него. А можете и «лошадкой», тогда малыш на ней покатается.

Польза: это очень полезное упражнение для мышц спины, особенно для поясницы.

2. «Кобра»

Лягте на пол лицом вниз, положите руки рядом с плечами и упритесь ладонями в пол. Сделайте вдох и медленно поднимайте голову, а затем верхнюю часть туловища как можно выше, прогибаясь назад. Задержитесь в этом положении несколько секунд и с выдохом вернитесь в исходное положение.

Малыша попросите показать, как кобра поднимает голову.

Забава. Пусть малыш сядет вам на спину, возьмется за плечи и покатается на «кобре».

Польза: эта поза повышает внутрибрюшное давление, оздоравливает все органы живота, укрепляет мышцы спины, устраняет искривление позвоночника.

3. «Корзиночка»

Лягте на пол лицом вниз. Во время вдоха протяните руки назад и обхватите обе лодыжки. Максимально прогните спину и задержитесь в этом положении, можно слегка покачиваться. Дышите равномерно и с выдохом вернитесь в исходное положение.

Малышу предложите делать «корзиночку», чтобы покачать в ней любимую игрушку.

Забава. Пусть малыш заберется в вашу «корзиночку», а вы покачайте его.

Польза: упражнение оказывает тонизирующее воздействие на эндокринные железы, в том числе и на щитовидную, улучшает деятельность мозга. Укрепляются позвоночник и все нервные центры. Это лучшее упражнение для похудения.

4. «Дерево»

Встаньте прямо. Положите левую ногу на правое бедро. Вытяните руки над головой, соединив их ладонями, и хорошо потянитесь. Через несколько секунд поменяйте ноги.

Малыша попросите показать, какое высокое и стройное дерево растет у дома, как оно тянется к солнышку. Если ему сложно сохранять равновесие, пусть держится за вашу ногу.

Польза: упражнение способствует физическому и душевному равновесию.

5. «Верблюд»

Опуститесь на колени и сядьте на пятки, ноги держите вместе. Взявшись руками за лодыжки, как можно выше поднимайте поясницу и таз. Спина прогибается, а голова опускается. Задержитесь секунд на 5-10. Вернувшись в исходное положение, наклонитесь вперед.

Малыша попросите показать какой у верблюда горб на спине. Поддерживайте ребенка за спинку, когда он будет прогибаться.

Забава. Будьте «домиком», пусть малыш «в вас» немного поживет.

Польза: развивает гибкость и укрепляет позвоночник.

6. «Мостик» (или «горка»)

Сядьте, расставив ноги, руками упритесь в пол за спиной. Во время вдоха приподнимите поясницу как можно выше над полом. На выдохе опуститесь на пол и вернитесь в исходное положение.

Малыша попросите сделать мостик, прокатите по нему машинку.

Забава. Катайте машинку под «мостом» - малышом, а потом сами станьте «мостом» для него или «лабиринтом». Затем опустите руки и упритесь плечами в пол – станьте «горкой» для своего ребенка.

Польза: развивает гибкость, отлично укрепляет мышцы бедер.

7. «Кузнечик»

Лягте лицом вниз, чтобы лоб касался пола. Руки, сжатые в кулаки, находятся рядом с бедрами. Вдохните, задержите дыхание, и, упираясь руками в пол, поднимите вытянутые ноги как можно выше. Зафиксируйте позу на несколько секунд, затем с выдохом вернитесь в исходное положение. Если сложно поднимать обе ноги, то поднимайте их поочередно.

Малышу предложите показать кузнечика – как он сидит на травке и вытягивает ножки.

Польза: эта поза хорошо стимулирует внутренние органы, благотворно влияет на работу кишечника, очищает почки.

8. «Скрутка» (или «спиралька»)

Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой. Подтяните правую ногу так, чтобы бедро прижалось к животу. Перекиньте правую ногу через левую и поставьте ее ступней на пол рядом с левым бедром. Плечи и голову максимально разверните вправо. Правую руку вытяните за спиной, а левую разместите за правым коленом. Дышите равномерно. Недолго посидев, вернитесь в исходное положение, поменяйте ноги и повторите упражнение, разворачивая корпус влево.

Малышу предложите поиграть в «спиральку». Сначала вы его «закручиваете» в разные стороны, потом он вас.

Польза: это упражнение исправляет сколиоз, благотворно влияет на нервную систему. Оказывает лечебное и омолаживающее действие на весь организм.

9. «Растяжка» (или «лебедь»)

Опуститесь на левое колено, выставите правую ногу вперед так, чтобы голень приняла вертикальное положение. Выдыхая, перенесите тяжесть тела с левого колена на правую ногу, опускаясь, пока свисающие по бокам руки не коснутся пальцами пола. Спину держите прямо. Задержитесь на 5 секунд и со вдохом вернитесь в исходное положение. Повторите с другой ноги.

Малыша попросите: «Покажи, как грациозно плавает лебедь в воде». Девочке предложите побыть Царевной Лебедь.

Забава. Станьте «лебедем» и покатайте на себе своего «лебеденка» - пусть он сядет на вытянутую назад ногу.

Польза: упражнение развивает гибкость всего скелета, это особенно необходимо малышу. Препятствует отложению жира на бедрах, развивает равновесие.

10. «Березка»

Лягте на спину. Вдохните и поднимайте прямые ноги. Затем, помогая руками, поднимайте туловище, пока оно не примет вместе с ногами вертикальное положение. Подбородок плотно прижмите к груди, дышите равномерно и оставайтесь в этой позе до ощущения напряжения. В конце медленно опустите на пол туловище и ноги. Несколько секунд полежите, чтобы восстановилось кровообращение.

Малыша попросите показать, какая стройная березка «во поле стоит». Если ребенок еще мал или «березка» у него не получается стройной, помогите ему, придерживая за ноги. Потяните осторожно его за ноги вверх – получится стойка на голове.

Польза: это упражнение приносит неоценимую пользу для кровообращения, обмена веществ и живости ума. Разгружается сердце, поток свежей крови заполняет и очищает легкие и все органы верхней части тела. Кроме того «березка» избавляет от варикоза и геморроя. Омолаживает весь организм, повышает умственные способности. Если ребенок будет делать эту позу 3 раза в день, то его умственное и физическое развитие будет на высшем уровне.

11. «Плуг»

Лягте на спину, вытяните руки вдоль бедер ладонями вниз. Поднимайте прямые ноги, заводя их за голову, чтобы пальцы ног коснулись пола, дышите равномерно. Зафиксируйте на 10-15 секунд и вернитесь в исходное положение.

Малышу объясните, что такое плуг, для чего он нужен, покажите его сами, чтобы ребенок повторил.

Забава. Находясь в этой позе, можно поиграть в прятки, поскольку лицо оказывается спрятанным под ногами.

Польза: упражнение благотворно влияет на весь позвоночник, снимает усталость, восстанавливает нормальное положение позвоночника в случае его смещения. У детей исправляется искривление позвоночника. Эта поза не позволяет откладываться жиру, омолаживает всю систему желез, активизирует деятельность мозга и излечивает заболевания, связанные с недостаточным кровоснабжением головного мозга, делает тело гибким.

12. «Бревнышко»

Лягте на спину. Закройте глаза, дышите медленно, постепенно расслабляйте все мышцы, начиная со ступней и заканчивая мышцами лица. Несколько минут такого отдыха могут заменить час сна. Эта поза выполняется последней.

Малышу просто скажите: «Давай полежим спокойно, не двигаясь, будто бревнышки».

Польза: это упражнение обеспечивает максимальную расслабленность, потому что расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.

Пальчиковые игры

Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, если вдруг станет скучно.

Начало игры можно инициировать стишком, сопровождая его мягким постукиванием по спинке или плечу малыша:

Тук-тук, тук-тук-тук,

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат,

Поиграть они хотят

С (имя ребенка).

Это не просто развлечение, но и полезная зарядка.

В прятки пальчики играются:

Откры-ва-ются (поднять и растопырить все пальцы),

Закры-ва-ются (соединить пальцы, опустить и спрятать в кулачок).

Можно спокойно заниматься домашними делами, и просто читать стишки, под которые ребенок сам будет выполнять упражнения.

Основные правила пальчиковых игр:

1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.

Игра «Цап-царап».

Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Спрятала царапки.

Если вдруг захочет –

Коготки поточит.

Цап-царап!

Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений, можно поменяться с ним ролями.

2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Игра «Прыг-скок».

На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Прыг-прыг-прыг.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

Топ-топ-топ.

Пальчики малыша могут прыгать как вместе, так и вразнобой.

Игра «Цветок».

Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу.

Растет цветок, поднимается

(выпрямляем пальцы)

Лепестки его раскрываются

(ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше)

3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.

Игра «Встречи-проводы».

Открытые ладони обеих рук поворачиваете к малышу. Он делает то же самое.

Сережина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка.

Здравствуйте ладошки

(ладошки прижимаются друг к другу)

И до свидания!

(ладони разошлись)

Сережин (имя малыша) пальчик – мамин пальчик

Здравствуйте пальчики!

(кончики пальцев соприкасаются)

До свидания, пальчики!

(разъединяем и машем ими)

Вариант посложнее:

Сережино (имя малыша) колечко – мамино колечко

(соединяем большой и указательный пальцы, затем большой и средний, и т.л.)

4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.

Игра «Строим дом».

Это домик

(ладошки приставлены друг к другу)

Это крыша

(ладони сцеплены, пальцы переплетены)

А труба еще повыше

(мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно)

Игра «Зайчики».

 Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.

Вышла зайка на лужок,

Встала в маленький кружок

(пересчитываем заек)

Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …

Будет лапками стучать

(пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой)

Постучали, постучали и устали

Сели отдыхать.

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

Игра «Репка».

Репку мы сажали

(пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)

Репку поливали

(имитируем, как льется вода из лейки)

Вырастала репка

(выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка!

(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!

(расцепили руки, потрясли кистями)

Игра «Отдохнем».

Наши пальчики просулись,

Потянулись, потянулись…

И встряхунлись…

(выполняем все эти движения)

По ладошке побежали

(по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)

Побежали, побежали,

Поскакали, поскакали

(изобразите эти движения)

И устали. Сели отдыхать

(потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)

6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.

Игра «Оладушки».

Если мама месит тесто

Это очень интересно

(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим)

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки

(правой рукой держим воображаемую сковородку, девой льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы

(раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для …

(называем имена людей, знакомых для малыша)

Три - ….

Четыре - ….

А Сереженька (имя малыша) дружок

Получает пирожок!

(сцепить кисти рук)

Ах, как вкусно!

7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.

Развитие речи у ребенка после года

Как правило, в полтора года многие дети начинают активно разговаривать. Их речь состоит или из отдельных слов или из совсем простых предложений, состоящих из двух-трех слов. Чаще всего, слова эти еще неправильно согласованы между собой. Не все звуки и слова малыш произносит правильно. Задача родителей: расширять словарных запас малыша, научить его правильно выговаривать слова, правильно строить фразы.

Что для этого можно сделать?

Есть одна интересная и простая игра. Вы говорите малышу "скажи "мама"" (ведь это слово он, наверняка, может произнести) и ждете, пока он скажет. Если он не понял, что он должен сделать, вы поворачиваетесь к папе или к бабушке и произносите ту же фразу. Папа, естественно, делает то, что вы его попросили, то есть, говорит слово "мама". Потом опять обращаетесь к ребенку с той же просьбой. Он, скорее всего, скажет, то что вы просите. Тогда вы еще раз просите его сказать то же слово или любое другое из его активного словаря. Если он все же не понял, начните все заново через некоторое время или на другой день. В результате малыш поймет, что вы от него хотите и начнет повторять слова, которые вы просите.

Сначала просите его произносить только те слова, которые он свободно может сказать. Пусть привыкнет к этой игре и легко выпаливает нужное слово. После этого начните вводить по одному новому слову (за одну игру или несколько раз одно и то же). Сначала несколько знакомых слов, только потом новое. Причем слово нужно подобрать такое, какое малышу будет несложно произнести, похожее на те, которые он знает или состоящее из тех же звуков, которые ему по силам. Так вы сможете постепенно расширить активный словарь малыша.

Когда малыш произносит слова, следите, чтобы он не путал порядок слогов в слове, произносил "настоящие" слова, а не облегченные или измененные варианты. Это очень мило звучит, но малыш может надолго затормозиться в развитии речи, если вы не будете его поправлять или будете умиляться неправильным словам. Каждое неправильно произнесенное слово нужно исправить: просто произнесите его правильно и попросите повторить.

Очень благотворно сказывается на развитии речи одновременное освоение устной и письменной речи, то есть одновременное обучение говорению и чтению. Когда ребенок видит слово, он видит, из каких складов оно состоит, ему легче понять свою ошибку. Он станет прочитывать слова по складам даже те слова, которые раньше не произносил (особенно, если это знакомые склады, которые он видел в знакомых ему словах).

Когда малыш начнет говорить предложениями, обязательно поправляйте его, если он не правильно произносит окончания слов или неправильно располагает слова в предложении. Только не надо говорить, что он что-то делает неправильно. Просто произнесите ту же фразу правильно и попросите его повторить.

Кроме этого, учите малыша понимать вашу речь, то есть расширяйте его пассивный словарь. Учите его понимать ваши поручения, просьбы, вопросы. Если малыш чего-то не понимает, то поясняйте ему знаками, показывайте сами, что вы хотите от него добиться или попросите старшего ребенка или другого члена семьи выполнить вашу просьбу в присутствии малыша. Ребенок уже может понять и выполнить такие ваши просьбы, как "дай", "принеси", "отнеси", "положи", "покажи", "пойди", "отойди", "подойди", "найди", "садись", "ложись", "ешь", "пей", "закрой", "открой" и многие другие.

Малышу можно и нужно задавать разные вопросы, несмотря на то, что не на все из них он может ответить (словами или показом). Все равно, это активизирует его мыслительную деятельность. Это могут быть такие вопросы: "Где?" (тот или иной предмет или человек, где малыш был, где он взял и т.д.), "Куда?" (куда положить, куда пойдем и т.д.), "Что это?", "Кто это?" и другие вопросы. Очень полезно для развития речи малышей - разговоры по телефону, когда невозможно просто показать знаками (хотя дети пытаются делать это при разговоре по телефону). Надо предупредить бабушку или еще кого-то из родственников, что им "позвонит" малыш. Пусть они спросят его, кто это звонит, что он делает, как он себя чувствует и так далее. Простые вопросы, на которые малыш сможет ответить теми простыми словами, которыми он владеет. Чем чаще ребенок будет разговаривать по телефону, тем лучше.

Расширяйте количество названий и понятий, которые знает малыш. Показывайте и называйте ему все предметы в доме, смотрите книжки с картинками и альбомы (об этом подробнее в лекциях по чтению и об энциклопедических знаниях). Давайте обобщенные названия предметов - мебель, посуда, одежда, фигуры и прочее. И конкретные названия каждого предмета. Вместе с ним раскладывайте карточки с изображением разных предметов по группам. Делайте это сами, задавая себе наводящие вопросы и сами на них отвечайте, сами раскладывайте карточки. Через некоторое время малыш захочет присоединиться к вашей игре. И не важно, что он не сразу начнет правильно раскладывать карточки, поощряйте любую его активность.

Знакомьте ребенка с понятиями: "такой", "такой же", "не такой", "одинаковые", "разные". Учите его ориентироваться в пространстве, показывайте и рассказывайте, что такое: "верх", "низ", "право", "лево", "середина", "внутри", "снаружи", около", "далеко", близко", "высоко", "низко", "ближе", "дальше" и так далее. Конечно, малыш не сразу разберется во всем этом. Но это не важно. Не проверяйте его, просто еще и еще раз все это показывайте и называйте своими словами. Рано или поздно он начнет в этом разбираться.

Читайте малышу как можно больше книг с детскими стихами, потешками, короткими сказками. Если малыш не может выслушать до конца все, что написано на странице, а торопит вас ее перевернуть, не боритесь с ним, ему ведь пока больше интересны картинки. В этом случае, читайте только одну-две строчки на каждой странице и сразу ее переворачивайте, чтобы сохранить интерес малыша к общению с книгой. Или просто покажите и назовите одну-две картинки на странице. Можете сочетать все три способа чтения в разное время: весь текст, часть текста, только картинки. Иногда можете попросить малыша самого показать вам знакомые ему картинки или, если он может, попробовать назвать, что там нарисовано. Но если малыш молчит, не настаивайте, назовите картинку сами.

Когда малыш стал узнавать картинки в книгах, начните более подробно рассказывать о том, что делает тот или иной персонаж: "заяц бежит", "мальчик ест" и так далее. Обращайте внимание не только на действия, но и на эмоции, которые испытывает персонаж: "улыбается", "плачет", "удивляется" и так далее. Рассказывайте малышу о том, что окружает то или иное действующее лицо, что за предметы у него в руках или рядом с ним. Одним словом, от простого называния персонажа с каждым разом переходите к более детальному обсуждению картинок. Поощряйте малыша к повторению произнесенных вами слов, к показу картинок по вашей просьбе.

Постепенно, от простого рассматривания книг надо перейти к настоящему чтению. Малышам больше всего нравиться слушать стихи. Короткие стихи они быстро запоминают. Только ни в коем случае не надо просить ребенка рассказать вам их по заказу. Это, как правило, отбивает всякую охоту. Малыш сам будет "помогать" вам, когда вы будет читать ему, произнося последнее слово в строчке (для этого, перед последним словом сделайте небольшую паузу). Через некоторое время он сможет произносить половину строчки или всю следующую строку.

Пойте малышу песенки. Как правило, маленькие дети любят их слушать и вскоре начинают подпевать (сначала только мотив, потом и слова).

Пальчиковые игры для развития речи. Инсценировки

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальцевые игры могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в ходе физкульт-минуток.

Сорока: 1 вариант

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала — Он еще маленький.

2 вариант

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор — кашу на стол.

Этому дала на тарелочке, этому на блюдечке,

Этому в чашке, этому в мисочке.

А этому не дала. Ты дров не таскал,

Ты воды не носил, ты каши не варил.

Вот тебе ложечка — свари себе кашку.

Пальчики

(сгибать пальчики по очереди, начиная с большого)

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Четвертый высыпает,

Самый маленький — шалун

Все, все, все съедает.

(Пальцы левой руки — человечки. Накаждый палец надевается шляпка, склееная из бумаги. Указательным паьцем правой руки показывают на каждый палец левой руки, начиная с большого)

Пять человечков

                              Человечки в лес пошли,                                      .

Всего их было пять,

Пасхального зайца они

Хотели там поймать.

Первый — толстяк, ворчливый был,

На бочку очень похож.

Он недовольно говорил:

«Где зайца тут найдешь?»

Второй: «Вот он, вот он!» — кричал,

А третий — длинный, рыжий,

Трусливо плача, отвечал:

«Нигде его не вижу!»

Четвертый так сказал: «Друзья,

Мне кажется все глупым.

Обратно возвращаюсь я,

Не быть бы мне надутым».

А самый маленький, чудной,

Ну кто бы мог подумать,

Поймал он зайца и домой

Принес на зависть людям!

Дружные пальчики

(Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медделнно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху)

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный — кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Пять маленьких братьев

(Выполнять движение пальцами по кругу соласно тексту)

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец — боковой —

Называется большой.

Палец второй — указчик старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий твой палец — как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший — любимец.

По счету он пятый

Зовется мизинец.

В гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя!

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну, а этот все глядел.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Гусь

- Где ладошки? Тут?

 (Спрятать руки за спину)

- Тут!

- На ладошках пруд?

 (Протянуть руки вперед ладонями вверх)

- Пруд!

- Палец большой - это гусь молодой

(Протянуть руки вперед ладонями вверх)

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Этот палец печь топил,

Этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот,

(Разжать кулаки, поднять руки вверх)

А оттуда — в живот!

(Встряхнуть кистями)

Вот!

(Встряхнуть кистями)

Игры на кухне

1. «Рисуют все!»

Насыпьте на поверхность для рисования манку и предложите ребенком порисовать пальчиками.

2. Массаж рук грецким орехом. Расскажите ребенку сказку про орех, как он свалился с дерева от ветра (пусть ребенок подует, изображая ветер, тем самым тренируя долгий выдох). Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу), спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом орех катают по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделаем все несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравятся, а в самом конце он решает нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.

3. «Подбираем крышки». Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей (они должны различаться размером и формой) с закрытыми крышками. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать их сразу открытыми – это уже вариант посложнее.

Развивающие игры на кухне

1. Развитие логики

Процесс готовки любого блюда начинается с выбора кастрюли.

Разложите перед малышом весь ассортимент кастрюль и задайте несколько необходимых условий для выбора нужной.

Для малыша достаточно просто обозначить цвет или размер, а ребенок постарше может решить уже настоящую логическую задачу. Например: нужная кастрюля меньше по размеру зеленой, но больше самой маленькой; нужная кастрюля посередине, слева от синей; кастрюля не белая, без цветочков, но не красная. Вариантов может быть великое множество.

После выбора кастрюли необходимо подобрать крышку из всего ассортимента.

        2. Занимательная математика

Выложить перед малышом необходимые для приготовления блюда овощи.

Ребенок должен сам или с маминой помощью отсчитать нужное количество овощей.

Например: на каждого члена семьи по картошке; две луковицы на всех.

Также можно сравнить, каких овощей получилось больше, а каких – меньше.

3. Занимательная геометрия

Геометрические формы на примере овощей не будут для ребенка абстрактными понятиями, так как он увидит их в самых обыденных предметах, попробует на зуб, потрогает руками.

Отобранные овощи сгруппируйте по форме. Или усложните задачу, предложив малышу определить форму и название овощей на ощупь, с закрытыми глазами.

Кроме того, изучение форм на примере овощей – это прекрасный повод познакомить ребенка с понятием сечения.

Для этого овощи сначала надо разрезать поперек. И шар, и конус, и цилиндр, такие непохожие на первый взгляд геометрические фигуры, в поперечном разрезе будут выглядеть одинаковыми кружочками разных размеров.

Можно предложить ребенку попробовать догадаться что будет, если разрезать овощи иначе – по длине, под углом, и т.д.

4. Конструирование

Занимательное занятие по конструированию можно устроить с помощью нарезанных овощей.

Попросите ребенка расставить нарезанные разноразмерные овощные кружочки в порядке возрастания или убывания величины. Или выложить из них снеговичков, человечков, зверушек, транспорт, и т.д. Для более прочного скрепления овощных деталей между собой используйте спички или деревянные зубочистки.

Для использования сложных форм можно нарезать различные фигурки с помощью формочек для печенья.

5. Занимательное рисование

Покажите малышу, какой красивый и заметный след оставляет после себя свекла. Рисовать ею можно как карандашом, главное, чтобы бумага была слегка шероховатая.

Замечательная яркая краска получается из сока свеклы. Ею хорошо рисовать кисточками, веточками зелени, просто пальцами. Если налить такую краску в тарелку, то с ее помощью можно отпечатать все овощи, обмакивая их в краску и оттискивая изображение на листе бумаги.

6. Помощь ребенка на кухне

В зависимости от возраста, ребенок может без ущерба для своего здоровья и безопасности выполнять на кухне такие простые работы, как:

6.1. С двух лет:

• Мыть и вытирать овощи и фрукты;

• Быть оператором кухонного комбайна;

• Лепить котлеты и сырники, катать колобки, заготовки для булочек.

6.2. С трех лет:

• Мыть и вытирать посуду;

• Помыть и подготовить к чистке картофель, морковку и свеклу;

• Перебирать крупу (выбирать мусор и плохие зернышки), отделять фасоль по цвету (белую от красной).

6.3. С трех лет:

• Просеивать муку;

• Чистить картофель и морковку (оптимально – специальной овощечисткой);

• Нарезать овощи и фрукты, вынимать из фруктов серединку (оптимально использовать специальное приспособление);

• Натирать на терке (безопаснее использовать пластмассовую).

7. Развивающие игры в процессе приготовления пищи

7.1. «Съедобный доктор»

Дайте малышу мякиш от черного хлеба, пару зубчиков чеснока, немного воды, несколько веточек зелени, и предложите слепить из эти материалов различные фигурки, украшая их чесноком и зеленью. Чтобы тесто не прилипало к рукам, его нужно смачивать водой.

7.2. «Веселый зоопарк»

Игра учит ребенка классифицировать предметы по форме и быть внимательным.

Понадобится: пачка детского печенья «Зоопарк» (или любое другое в форме животных), чистая клеенка, пластмассовые миски, щипцы для сахара.

Зоопарк – это поверхность стола, покрытая клеенкой. Малыш – директор зоопарка. Ему необходимо вновь прибывших животных разместить по вольерам, клеткам, террариумам и другим жилищам в зоопаркам. В качестве жилищ выступают пластмассовые мисочки. Важно, чтобы звери не ссорились и в зоопарке царил мир и порядок. Поэтому животных одного вида надо поселить в один дом, другого вида – в другой. Так как расселение животных дело ответственное, выполнять его малыш будет с помощью «переносного крана», то есть щипцов для сахара.

7.3. «Вкусная математика»

Перед тем, как резать овощи для супа, покажите их малышу. Пусть он оценит и попробует угадать, сколько кусочков получится из каждого овоща. Чтобы определить, правильно ли малыш угадал количество, посчитайте вместе каждый отрезанный кусочек.

Попросите малыша найти среди нарезанных кусочков самый длинный, самый короткий, самый тонкий, самый толстый, и т.д.

7.4. По методу Монтессори

Кухня – одно из самых подходящих мест для Монтессори-игр. Таких, например, как пересыпание и переливание. Вот некоторые варианты игр:

Возьмите миску и насыпьте в нее вперемешку разной крупы, и предложите малышу рассортировать их.

Малыши любят сосредоточенно брать пальчиками (те, кто постарше – щипчиками или пинцетом) фасолинки и раскладывать их по формочкам для яиц.

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и подкрашенную воду. Пусть набирает жидкость в пипетку и старается перенести ее в формочки. Эта игра прекрасно развивает мелкую моторику и концентрацию внимания.

Предложиет малышу пописать и порисовать на пальчиками на манке, насыпанной на поднос, полепить фигурки из теста.

         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения детей пятого года жизни по развитию речи.

Здесь вы сможете найти различные игры и упражнения по развитию речи, которые помогут закрепить звуки, правильное произношение слов, закрепление некоторых терминов и понятий....

Статья. Игры и упражнения детей пятого года жизни по развитию речи.

В данной статье показано и расписано как помогают игры и упражнения по развитию речи закреплять произношение звуков, выговаривание некотырых слов, понятий...

Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии

Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии...

Игры для детей 3-4 лет по развитию речи

Игры для детей второй младшей группы по развитию речи....

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.

Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...