Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО
статья (младшая группа)
“Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А.Сухомлинский
Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:
- повышение уровня развития творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
- Сохранению и укреплению здоровья детей;
- Развитию сенсорных и моторных функций;
- Формированию потребности в двигательной активности;
- Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
- Приобретению навыка правильного дыхания;
- Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
- Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
- Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:
- А)Санитарно-гигиенических:
- свежий воздух;
- проветренный класс;
- соответствующее освещение;
- влажная уборка;
- озеленение.
Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и
мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой
учащихся во время урока.
В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно
допустимое давление звука, которое не оказывает на организм
воспитанников вредного воздействия.
- Психологических:
- создание эмоционального положительного фона в обучении,общении;
- учет психического и физического здоровья ребенка;
- психологических особенностей класса;
- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание
- поддержки и помощи ребенка в учебе;
- использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
- Здоровьесберегающие компоненты:
- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,
рисуем глазами;
- применение игровых моментов с движениями учащихся;
- элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование
аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и
нарисуй», улыбка терапия;
- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения
практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки и т.д.);
- ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности;
- использование активных методов обучения: поисковый, игровой, диалогический, проектный, исследовательский и др.;
- плотность урока: количество времени затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более 80%.
- темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь возможность задавать педагогу вопросы.
Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_izo.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО.
“Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А.Сухомлинский
Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:
- повышение уровня развития творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
- Сохранению и укреплению здоровья детей;
- Развитию сенсорных и моторных функций;
- Формированию потребности в двигательной активности;
- Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
- Приобретению навыка правильного дыхания;
- Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
- Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
- Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:
- А)Санитарно-гигиенических:
- свежий воздух;
- проветренный класс;
- соответствующее освещение;
- влажная уборка;
- озеленение.
Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и
мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой
учащихся во время урока.
В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно
допустимое давление звука, которое не оказывает на организм
воспитанников вредного воздействия.
- Психологических:
- создание эмоционального положительного фона в обучении,общении;
- учет психического и физического здоровья ребенка;
- психологических особенностей класса;
- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание
- поддержки и помощи ребенка в учебе;
- использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
- Здоровьесберегающие компоненты:
- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,
рисуем глазами;
- применение игровых моментов с движениями учащихся;
- элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование
аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и
нарисуй», улыбка терапия;
- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения
практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки и т.д.);
- ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности;
- использование активных методов обучения: поисковый, игровой, диалогический, проектный, исследовательский и др.;
- плотность урока: количество времени затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более 80%.
- темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь возможность задавать педагогу вопросы.
Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Введение.
Проблема сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области образования. В ее решении принимают непосредственное участие воспитатели, логопеды, психологи, учителя, специалисты других профилей. В современных условиях эта проблема чрезвычайна остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, питания, общее состояние социальной среды.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в детский сад, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период нахождения в детском саду число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с каждым годом все больше и больше, с нервно-психическим расстройствами-с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у детей – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание прогрессирования.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий постепенно становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование здорового образа жизни является самой актуальной задачей современного педагога. Каждый педагог, имея представления об основных показателях состояния здоровья учащихся и основываясь на свои знания, может выработать рациональный индивидуальный подход к процессу обучения, который будет содействовать оздоровлению учащихся.
Общее представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.
В современном образовании актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.
Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающая технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель современных детских садов – подготовка детей к жизни. Каждый дошкольник должен получить за время нахождения в детском саду знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в современном детском саду может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья дошкольников и педагогов.
Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
- Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
- Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
- Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период обучения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесбережение на уроках изобразительного искусства.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия – актуальная задача современного педагога. Поэтому педагог в своей работе ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
По шкале трудности предметов для младших дошкольников изобразительное искусство получило 3 балла (Сивков,1988) Это позволяет педагогу широко использовать в практике нестандартных уроков:
Уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки с групповыми формами работы, уроки-фантазии, уроки-экскурсии и др.
А также включать в ход занятия различные моменты здоровьесбережения.
Например Уже на первых занятиях педагог рассказывает учащимся: как пользоваться красками, кисточками, баночкой с водой, затрагивается тема личной гигиены. А при рисовании с натуры овощей и фруктов, обсуждается проблема о здоровой и полезной пище. При рисовании тематических композиций: «Труд людей осенью», «Зимние забавы», «На спортивных соревнованиях»; рассматривается тема о строении человека. («Скелет – наша опора», «Осанка – стройная спина»). Работая над композициями «Мои бабушка и дедушка», «Моя семья» дружно обсуждаем, как мы отдыхаем семьей, как мы относимся друг к другу.
Рисуя «деревья осенью» учащиеся показывают друг другу как растут деревья.
Очень нужны и интересны для детей экскурсии и занятия на воздухе.
( Конкурс рисунков на асфальте, Рисование водой, Строительство снежного городка для кукол)
В условиях здоровьесбережения педагогу важно знать о влиянии цвета на организм обучаемых.
Педагогу необходимы эти знания , чтобы оценить эмоциональное состояние обучающихся и при помощи специалистов корректировать свою работу, способствуя психическому здоровью учащихся.
В свою деятельность педагог может внести различные эмоциональные минутки и минутки творчества. (Упражнения с цветом различного характера, учитывая учебные задачи урока).Также педагог может разнообразить уроки в виде подвижных игр, учитывая специфику предмета, что может стать логичным завершением разделов учебных программ.
Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.
Когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Уроки здоровья". "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Релаксация". Педагог 1 квалификационной категории Халикова Валентина Владимировна
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки , они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского язака с детьми дошкольного возраста
Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Раннее обучение способствуе...
Видео урок со здоровьесберегающими технологиями "Маленькие солнышки"
http://www.youtube.com/watch?v=urvv1k_LrTY...
Презентация к уроку на тему: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Использование здоровьесберегающих технологий в разных формах организации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС ДО....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая различные кружки и секции они получают большой объем информации, устают физически и эмоционально! Такие нагрузки отрицательно сказыв...
Здоровьесберегающие технологии на уроках хореография для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Здоровьесберегающие технологии очень важно использовать на занятиях и уроках.Важной задачей является укрепление здоровья детей....
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"...