Театрализованная деятельность
проект
Одной из задач педагогического коллектива на 2016/17 учебный год: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию познавательно-речевого развития дошкольников через проектную деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igraem_v_skazku.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №195» 153022, г.Иваново, ул.Володарского, д.42, тел./факс (4932) 23-36-07, dou195@ivedu.ru
Проект по театрализованной деятельности «Играем в сказку»
Одной из задач педагогического коллектива на 2016/17 учебный год: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию познавательно-речевого развития дошкольников через проектную деятельность». Именно поэтому весь коллектив выбрал работу по проекту «Играем в сказку». Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве» и знаний о «театральном этикете»; недостаточно театральных костюмов, атрибутов в группах ДОУ.
Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театральных уголков инвентарём, атрибутами и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.
Задачи: 1. Пробудить интерес детей и родителей к театру. 2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение), «театрального этикета» (правила поведения в театре). 3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми. 4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.
Участники проекта: сотрудники ДОУ (воспитатели), дети дошкольного возраста, родители.
Сроки реализации: октябрь 2016г. — март 2017г.
План реализации проекта:
Этапы | Мероприятия | Сроки выполнения | Результат |
Подготовительный этап | 1. Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?» 2. Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду». 3. Разработка проекта на каждой возрастной группе. 4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка (способности в той или иной области рукоделия). | октябрь октябрь – ноябрь октябрь в теч. года | Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех». Определение целей и задач. Проект «Играем в сказку». Смотр-конкурс театральных уголков (январь 2017г.) |
Основной этап | 1. Создание и обогащение игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в ДОУ. 2. Обыгрывание этюдов, песенок, потешек, сказок в совместной и самостоятельной деятельности детей. 3. Активное использование в совместной и самостоятельной деятельности детей различных видов театра. 4. Просмотр спектаклей Ивановского кукольного театра (1 раз в квартал – по абонементу), выездные спектакли на базе ДОУ (по расписанию – договор с Ивановским кукольным театром) 5. Проведение экскурсии в Ивановский кукольный театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д. 6. Просмотры музыкальных кукольных спектаклей (1 раз в квартал – по плану) 7. Подготовка театрального спектакля (репетиции) с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для зрителей (дети, родители, педагоги). 8. Распределение заданий между воспитателями, специалистами и родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный и т.д.). | в теч. года в теч. года в теч. года в теч. года в теч. года в теч. года февраль-март в теч. года | Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов («касса», билеты, маски, атрибуты, оборудование и т.д.) Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства. Побуждение интереса детей к театральной деятельности. Формирование навыков у детей «театральной культуры и этикета». Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента. Знакомство детей с театральными профессиями. Побуждение активности и интереса детей к театральной деятельности. Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства. Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению. В результате пополнение и обогащение развивающей среды. |
Заключительный этап | 1. Обновление предметно-развивающей среды ДОУ (театральный и музыкальный уголок) 2. Показ театрализованных сказок (средняя группа – «Теремок», 1 старшая группа – «Дюдюка», 2 старшая группа - «Тили-бом!», подготовительная группа – «Кошкин дом») | март март | Изготовленные ширмы на каждой группе, пополнение уголков костюмами, атрибутами к сказкам, разными видами театра. Развитие способности к импровизации, речевой активности детей. |
Направления работы с воспитанниками ДОУ
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
«Театральная азбука» | |||
Беседа о театре, о профессиях работников театра Чтение сказок, художественных произведений Рассматривание иллюстраций о театре | средняя 1 и 2 старшая подготовительная |
в течение проекта
| воспитатели |
Беседа с презентацией «Театральный этикет» | средняя 1 и 2 старшая подготовительная | ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководитель | |
Викторина «Театральные профессии» | 1 и 2 старшая подготовительная | ст. воспитатель, муз. руководитель | |
Викторина «Герои сказок» | младшая средняя | воспитатели | |
Посещение выставки книг в детской библиотеке | 1 и 2 старшая подготовительная | в течение проекта | ст. воспитатель, воспитатели |
«Театральные этюды» | |||
Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д. Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций (изготовление театральных афиш и билетов). Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы. Показ театра каждой группой детям из других групп. | все группы | в течение проекта | Воспитатели, родители |
Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»; Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»; Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока-сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»; Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса» Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…» | младшая | В течение проекта |
Воспитатели
|
Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»; Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»; Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»; Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка» Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…» | средняя | в течение проекта | Воспитатели, муз. руководитель
|
Театр марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»; Театр с «живой рукой»; Упражнение в управлении куклами; Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»; Упражнение на развитие памяти «Художник»; Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?» Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна» | 1 и 2 старшая | в течение проекта | Воспитатели, муз. руководитель, учитель-логопед |
Этюды с тростевыми куклами: «Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»; Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»; Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»; Спектакли с участием кукол с «живой рукой»: «Кукла Матрешка», «Маша и Паша» Комплекс игр «Развиваем речь, играя» | подготовительная группа | в течение проекта | Воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед |
Театрализованное представление «Масленица» |
| февраль-март | муз. руководитель, воспитатели |
Конкурс работ «Театральная палитра» (дети, воспитатели и родители) | все | в течение проекта | воспитатели, ст. воспитатель |
«Театральная мастерская» | |||
Организация предметно-развивающей среды на всех группах (театральный и музыкальный уголок); пополнение атрибутами, костюмами, разными видами театра. Изготовление афиши, билетов, программы театрализованного представления. | все | в течение проекта | воспитатели, муз. руководитель |
«Театральный калейдоскоп» | |||
Выезд дошкольников в Ивановский кукольный театр (по абонементу). Показ спектаклей для детей театральной студией «Маргарита», Ивановским кукольным театром, сотрудниками ДОУ | все | по плану-графику | ст. воспитатель, воспитатели |
«Неделя театра» | |||
Показ театрализованных представлений с участием детей всех возрастных групп и родителей | все | март | муз. руководитель, воспитатели |
Праздник «Книжкины именины» (итоговое мероприятие) | 1 и 2 старшая | март | ст. воспитатель, воспитатели |
Работа с педагогами
Мероприятие | Время проведения | Ответственные |
Обмен опытом «Народная подвижная игра в познавательном и двигательном развитии дошкольников» | октябрь | ст. воспитатель |
Тематический контроль «Организация театрализованной деятельности в детском саду» | в течение проекта | ст. воспитатель, муз. руководитель |
Смотр-конкурс театральных и музыкальных уголков | январь | ст. воспитатель, муз, руководитель |
Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания» | апрель | ст. воспитатель |
Посещение театра | в течение проекта | Воспитатели |
Постройка снежных фигур по сказкам | в течение проекта | Воспитатели |
Работа с родителями
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
Анкетирование «Театр и дети» | все | октябрь | воспитатели |
Групповые родительские собрания | все | в течение проекта | воспитатели |
Конкурс «Театральная палитра» | все | февраль | воспитатели |
Организация фото-галереи «В театр всей семьей» | все | март | воспитатели |
Наглядная информация «Дети и театр» | все | апрель | воспитатели |
Успешная реализация краткосрочного культурно-образовательного проекта:
1. В работе над проектом приняли участие все педагоги и сотрудники ДОУ и 68% семей воспитанников. 2. Сотрудники дошкольного учреждения для воспитанников собрали мини-библиотеку художественных и фольклорных произведений (сказки, стихи, песенки, потешки, прибаутки, заклички и т.д.). 3. Знакомство детей и родителей с историей театра, его видами, со способами изготовления костюмов, атрибутов, разных видов театра. 4. Увлечённое использование атрибутов театрального уголка в совместной и самостоятельной деятельности детей, хорошие показатели «актёрского мастерства» у воспитанников. 5. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников.
Новизна, трансляция опыта:
1. Организация детей старшего дошкольного возраста, как единого центра (ячейки) ДОУ по созданию значимого для каждого из детей и взрослых продукта театральной деятельности «Сценическая миниатюра».
2. У дошкольников сформировались умения и навыки самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний и переживаний.
3. Трансляция опыта на муниципальном уровне – Праздник «Книжкины именины», который проходил 30 марта 2017 года (присутствовало 26 гостей из 13 дошкольных учреждений города).
Новизна и своеобразие нашего опыта в том, что мы используем театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр-драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми. А именно, в проектной деятельности, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. В их числе и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.
Здесь дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов. Темы работ могут варьироваться от истории театрального головного убора до желания научиться создавать сценарий для театральной постановки. Через театрализацию мы нацеливаем воспитанников к исследовательской деятельности, что способствует развитию любознательности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.
Общественная значимость результата для развития учреждения и муниципальной системы образования:
1. Проектирование и моделирование образовательного пространства, в условиях ознакомления детей с театральной деятельностью, обеспечивающее развитие познавательных способностей и семейного творчества.
2. Разработка системы мероприятий по подготовке и созданию театрализованных представлений на каждой возрастной группе.
3. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников, подготовка к эмоциональному выходу на сцену.
Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в совместной работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами (сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами) родители воспитанников. Старшие же дошкольники сами способны проявлять инициативность в режиссёрской деятельности, работают над костюмами и декорациями, учатся распределять роли между собой.
Применение вышеприведённой инновационной технологии в театральной деятельности позволило добиться нужной динамики в развитии детей (диагностика артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной): были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Одновременно происходит гармоничное развитие всех психических процессов, необходимых для успешного обучения: внимания, памяти, мышления и воображения. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональной стороны ребенка, раскрытию его творческо-актерского потенциала.
Состав такой технологии позволяет развить у детей дошкольного возраста следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.
Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».
Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности
Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...