Театрализованная деятельность
проект

Хилова Надежда Ивановна

Одной из задач педагогического коллектива на 2016/17 учебный год: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию познавательно-речевого развития дошкольников через проектную деятельность». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igraem_v_skazku.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                      «Детский сад общеразвивающего вида №195»                                                                                                      153022, г.Иваново, ул.Володарского, д.42, тел./факс (4932) 23-36-07,  dou195@ivedu.ru

Проект по  театрализованной деятельности                                                     «Играем в сказку»                  

Одной из задач педагогического коллектива на 2016/17 учебный год: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию познавательно-речевого развития дошкольников через проектную деятельность». Именно поэтому весь коллектив выбрал работу по проекту «Играем в сказку». Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве» и знаний о «театральном этикете»; недостаточно театральных костюмов, атрибутов в группах ДОУ.

         Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театральных уголков инвентарём, атрибутами и  реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Задачи:                                                                                                                                                           1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.                                                                                                    2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение), «театрального этикета» (правила поведения в театре).                                                                                                                                                                  3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми.                                                                  4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Участники проекта: сотрудники ДОУ (воспитатели), дети дошкольного возраста, родители.

Сроки реализации:  октябрь 2016г. — март 2017г.

План реализации проекта:

Этапы

Мероприятия

Сроки выполнения

Результат

Подготовительный этап

1. Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

2. Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

3. Разработка проекта на каждой возрастной  группе.

 4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка (способности в той или иной области рукоделия).

октябрь

октябрь – ноябрь

октябрь

в теч. года

Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

Определение целей и задач.

Проект «Играем в сказку».

Смотр-конкурс театральных уголков             (январь 2017г.)

Основной этап

1. Создание  и обогащение игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в ДОУ.

2. Обыгрывание этюдов, песенок, потешек, сказок в совместной и самостоятельной деятельности детей.

3. Активное использование в совместной и самостоятельной деятельности детей  различных видов театра.

4. Просмотр спектаклей Ивановского кукольного театра (1 раз в квартал – по абонементу), выездные спектакли на базе ДОУ (по расписанию – договор с Ивановским кукольным театром)

5. Проведение экскурсии в Ивановский кукольный театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д.

6. Просмотры музыкальных  кукольных спектаклей  (1 раз в квартал – по плану)

7. Подготовка театрального спектакля (репетиции) с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для зрителей (дети, родители, педагоги).

8. Распределение заданий между воспитателями, специалистами  и родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный и т.д.).

в теч. года

в теч. года

в теч. года

в теч. года

в теч. года

в теч. года

февраль-март

в теч. года

Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов («касса», билеты, маски, атрибуты, оборудование и т.д.)

Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

Формирование навыков у детей «театральной культуры и этикета».

Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента. Знакомство детей с театральными профессиями.

Побуждение активности и интереса детей к театральной деятельности.

Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению.

В результате пополнение  и обогащение развивающей среды.

Заключительный этап

1. Обновление предметно-развивающей среды ДОУ (театральный  и музыкальный  уголок)

2. Показ театрализованных сказок (средняя группа – «Теремок», 1 старшая группа – «Дюдюка»,  2 старшая группа -  «Тили-бом!», подготовительная группа – «Кошкин дом»)

март

март

Изготовленные ширмы на каждой группе, пополнение уголков костюмами, атрибутами к сказкам, разными  видами театра.

Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

Направления  работы с воспитанниками ДОУ

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

«Театральная азбука»

Беседа о театре, о профессиях работников театра

Чтение сказок, художественных произведений

Рассматривание иллюстраций о театре

средняя

1 и 2 старшая

подготовительная

 

в течение проекта

 

 

воспитатели

Беседа с презентацией «Театральный этикет»

средняя

1 и 2 старшая

подготовительная

ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководитель

Викторина «Театральные профессии»

1 и 2 старшая

подготовительная

ст. воспитатель, муз. руководитель

Викторина «Герои сказок»

младшая

средняя

воспитатели

Посещение выставки книг в детской библиотеке

1 и 2 старшая

подготовительная

в течение проекта

ст. воспитатель, воспитатели

«Театральные  этюды»

Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций

Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.

Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций (изготовление театральных афиш и билетов).

Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.

Показ театра каждой группой детям из других групп.

все группы

в течение проекта

Воспитатели, родители

Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»;

Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»;

Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока-сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;

Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»

Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»

младшая

В течение проекта

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;

Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;

Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;

Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка»

Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…»

средняя

в течение проекта

Воспитатели, муз. руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

Театр марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»;

Театр с «живой рукой»;

Упражнение в управлении куклами;

Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;

Упражнение на развитие памяти «Художник»;

Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»

Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»

1  и 2 старшая

в течение проекта

Воспитатели, муз. руководитель, учитель-логопед

Этюды с тростевыми куклами: «Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»;

Этюдный тренаж на воображение  «Слушаем звуки»;

Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»;

Спектакли с участием кукол с «живой рукой»: «Кукла Матрешка», «Маша и Паша»

Комплекс игр «Развиваем речь, играя»

подготовительная  группа

в течение проекта

Воспитатель, муз. руководитель,  учитель-логопед

Театрализованное представление «Масленица»

 

февраль-март

муз. руководитель, воспитатели

Конкурс  работ «Театральная палитра» (дети, воспитатели и родители)

все

в течение проекта

воспитатели, ст. воспитатель

«Театральная   мастерская»

Организация предметно-развивающей среды на всех  группах (театральный и музыкальный уголок); пополнение атрибутами, костюмами, разными видами театра. Изготовление афиши, билетов, программы театрализованного представления.

все

в течение проекта

воспитатели, муз. руководитель

«Театральный  калейдоскоп»

Выезд дошкольников в Ивановский кукольный театр (по абонементу).

Показ спектаклей для детей театральной студией «Маргарита», Ивановским кукольным театром, сотрудниками ДОУ

все

по плану-графику

ст. воспитатель, воспитатели

«Неделя театра»

Показ театрализованных представлений с участием детей всех возрастных групп и родителей

все

март

муз. руководитель,    воспитатели

Праздник «Книжкины именины» (итоговое мероприятие)

1 и 2 старшая

март

ст. воспитатель, воспитатели

Работа с педагогами

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

Обмен опытом «Народная подвижная игра в познавательном и двигательном развитии дошкольников»

октябрь

ст. воспитатель

Тематический контроль «Организация театрализованной деятельности в детском саду»

в течение проекта

ст. воспитатель, муз. руководитель

Смотр-конкурс  театральных и музыкальных уголков

январь

ст. воспитатель, муз, руководитель

Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания»

апрель

ст. воспитатель

Посещение театра

в течение проекта

Воспитатели

Постройка снежных фигур по сказкам

в течение проекта

Воспитатели

Работа с родителями

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

Анкетирование «Театр и дети»

все

октябрь

воспитатели

Групповые родительские собрания

все

в течение проекта

воспитатели

Конкурс «Театральная палитра»

все

февраль

воспитатели

Организация фото-галереи «В театр всей семьей»

все

март

воспитатели

Наглядная информация «Дети и театр»

все

апрель

воспитатели

Успешная реализация краткосрочного  культурно-образовательного проекта:

1. В работе над проектом приняли участие все педагоги и сотрудники ДОУ и 68% семей воспитанников.                                                                                                                                         2. Сотрудники дошкольного учреждения для воспитанников собрали мини-библиотеку художественных и фольклорных произведений (сказки, стихи,  песенки, потешки, прибаутки, заклички и т.д.).                                                                                                     3. Знакомство детей и родителей с историей театра, его видами, со способами изготовления костюмов, атрибутов, разных видов театра.                                                                                                                                        4. Увлечённое использование атрибутов театрального уголка в совместной и самостоятельной деятельности детей,  хорошие показатели «актёрского мастерства»  у воспитанников.                                                                                                                                          5. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников.

Новизна, трансляция опыта:

1. Организация детей старшего дошкольного возраста, как единого центра (ячейки) ДОУ по созданию значимого для каждого из детей и взрослых продукта театральной деятельности «Сценическая миниатюра».

2. У дошкольников сформировались умения и навыки  самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний и переживаний.    

3. Трансляция опыта на муниципальном уровне – Праздник «Книжкины именины», который проходил 30 марта 2017 года (присутствовало 26 гостей из 13 дошкольных учреждений города).

Новизна и своеобразие нашего опыта в том, что мы используем театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр-драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми. А именно, в проектной деятельности, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. В их числе и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.

Здесь дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов. Темы работ могут варьироваться от истории театрального головного убора до желания научиться создавать сценарий для театральной постановки.  Через театрализацию мы нацеливаем воспитанников к исследовательской деятельности, что способствует развитию любознательности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.

Общественная значимость результата для развития учреждения и муниципальной системы образования:

1. Проектирование и моделирование образовательного пространства, в условиях ознакомления детей с театральной деятельностью, обеспечивающее развитие познавательных способностей и семейного творчества.

 2. Разработка системы мероприятий по подготовке и созданию театрализованных представлений на каждой возрастной группе.

3. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников, подготовка к эмоциональному выходу на сцену.

Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в совместной работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами (сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами) родители воспитанников. Старшие же дошкольники сами способны проявлять инициативность в режиссёрской деятельности, работают над костюмами и декорациями, учатся  распределять роли между собой.

Применение вышеприведённой инновационной технологии в театральной деятельности позволило добиться нужной динамики в развитии детей (диагностика артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной): были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Одновременно происходит гармоничное развитие всех психических процессов, необходимых для успешного обучения: внимания, памяти, мышления и воображения. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональной стороны ребенка, раскрытию его творческо-актерского потенциала.

Состав такой технологии позволяет развить у детей дошкольного возраста следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...