Проект "Играем в сказку"
проект
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igraem_v_skazku.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №195» 153022, г.Иваново, ул.Володарского, д.42, тел./факс (4932) 23-36-07, dou195@ivedu.ru
Проект по театрализованной деятельности «Играем в сказку»
Одной из задач педагогического коллектива на 2016/17 учебный год: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию познавательно-речевого развития дошкольников через проектную деятельность». Именно поэтому весь коллектив выбрал работу по проекту «Играем в сказку». Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве» и знаний о «театральном этикете»; недостаточно театральных костюмов, атрибутов в группах ДОУ.
Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театральных уголков инвентарём, атрибутами и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.
Задачи: 1. Пробудить интерес детей и родителей к театру. 2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение), «театрального этикета» (правила поведения в театре). 3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми. 4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.
Участники проекта: сотрудники ДОУ (воспитатели), дети дошкольного возраста, родители.
Сроки реализации: октябрь 2016г. — март 2017г.
План реализации проекта:
Этапы | Мероприятия | Сроки выполнения | Результат |
Подготовительный этап | 1. Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?» 2. Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду». 3. Разработка проекта на каждой возрастной группе. 4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка (способности в той или иной области рукоделия). | октябрь октябрь – ноябрь октябрь в теч. года | Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех». Определение целей и задач. Проект «Играем в сказку». Смотр-конкурс театральных уголков (январь 2017г.) |
Основной этап | 1. Создание и обогащение игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в ДОУ. 2. Обыгрывание этюдов, песенок, потешек, сказок в совместной и самостоятельной деятельности детей. 3. Активное использование в совместной и самостоятельной деятельности детей различных видов театра. 4. Просмотр спектаклей Ивановского кукольного театра (1 раз в квартал – по абонементу), выездные спектакли на базе ДОУ (по расписанию – договор с Ивановским кукольным театром) 5. Проведение экскурсии в Ивановский кукольный театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д. 6. Просмотры музыкальных кукольных спектаклей (1 раз в квартал – по плану) 7. Подготовка театрального спектакля (репетиции) с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для зрителей (дети, родители, педагоги). 8. Распределение заданий между воспитателями, специалистами и родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный и т.д.). | в теч. года в теч. года в теч. года в теч. года в теч. года в теч. года февраль-март в теч. года | Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов («касса», билеты, маски, атрибуты, оборудование и т.д.) Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства. Побуждение интереса детей к театральной деятельности. Формирование навыков у детей «театральной культуры и этикета». Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента. Знакомство детей с театральными профессиями. Побуждение активности и интереса детей к театральной деятельности. Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства. Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению. В результате пополнение и обогащение развивающей среды. |
Заключительный этап | 1. Обновление предметно-развивающей среды ДОУ (театральный и музыкальный уголок) 2. Показ театрализованных сказок (средняя группа – «Теремок», 1 старшая группа – «Дюдюка», 2 старшая группа - «Тили-бом!», подготовительная группа – «Кошкин дом») | март март | Изготовленные ширмы на каждой группе, пополнение уголков костюмами, атрибутами к сказкам, разными видами театра. Развитие способности к импровизации, речевой активности детей. |
Направления работы с воспитанниками ДОУ
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
«Театральная азбука» | |||
Беседа о театре, о профессиях работников театра Чтение сказок, художественных произведений Рассматривание иллюстраций о театре | средняя 1 и 2 старшая подготовительная |
в течение проекта
| воспитатели |
Беседа с презентацией «Театральный этикет» | средняя 1 и 2 старшая подготовительная | ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководитель | |
Викторина «Театральные профессии» | 1 и 2 старшая подготовительная | ст. воспитатель, муз. руководитель | |
Викторина «Герои сказок» | младшая средняя | воспитатели | |
Посещение выставки книг в детской библиотеке | 1 и 2 старшая подготовительная | в течение проекта | ст. воспитатель, воспитатели |
«Театральные этюды» | |||
Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д. Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций (изготовление театральных афиш и билетов). Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы. Показ театра каждой группой детям из других групп. | все группы | в течение проекта | Воспитатели, родители |
Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»; Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»; Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока-сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»; Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса» Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…» | младшая | В течение проекта |
Воспитатели
|
Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»; Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»; Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»; Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка» Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…» | средняя | в течение проекта | Воспитатели, муз. руководитель
|
Театр марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»; Театр с «живой рукой»; Упражнение в управлении куклами; Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»; Упражнение на развитие памяти «Художник»; Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?» Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна» | 1 и 2 старшая | в течение проекта | Воспитатели, муз. руководитель, учитель-логопед |
Этюды с тростевыми куклами: «Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»; Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»; Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»; Спектакли с участием кукол с «живой рукой»: «Кукла Матрешка», «Маша и Паша» Комплекс игр «Развиваем речь, играя» | подготовительная группа | в течение проекта | Воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед |
Театрализованное представление «Масленица» |
| февраль-март | муз. руководитель, воспитатели |
Конкурс работ «Театральная палитра» (дети, воспитатели и родители) | все | в течение проекта | воспитатели, ст. воспитатель |
«Театральная мастерская» | |||
Организация предметно-развивающей среды на всех группах (театральный и музыкальный уголок); пополнение атрибутами, костюмами, разными видами театра. Изготовление афиши, билетов, программы театрализованного представления. | все | в течение проекта | воспитатели, муз. руководитель |
«Театральный калейдоскоп» | |||
Выезд дошкольников в Ивановский кукольный театр (по абонементу). Показ спектаклей для детей театральной студией «Маргарита», Ивановским кукольным театром, сотрудниками ДОУ | все | по плану-графику | ст. воспитатель, воспитатели |
«Неделя театра» | |||
Показ театрализованных представлений с участием детей всех возрастных групп и родителей | все | март | муз. руководитель, воспитатели |
Праздник «Книжкины именины» (итоговое мероприятие) | 1 и 2 старшая | март | ст. воспитатель, воспитатели |
Работа с педагогами
Мероприятие | Время проведения | Ответственные |
Обмен опытом «Народная подвижная игра в познавательном и двигательном развитии дошкольников» | октябрь | ст. воспитатель |
Тематический контроль «Организация театрализованной деятельности в детском саду» | в течение проекта | ст. воспитатель, муз. руководитель |
Смотр-конкурс театральных и музыкальных уголков | январь | ст. воспитатель, муз, руководитель |
Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания» | апрель | ст. воспитатель |
Посещение театра | в течение проекта | Воспитатели |
Постройка снежных фигур по сказкам | в течение проекта | Воспитатели |
Работа с родителями
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
Анкетирование «Театр и дети» | все | октябрь | воспитатели |
Групповые родительские собрания | все | в течение проекта | воспитатели |
Конкурс «Театральная палитра» | все | февраль | воспитатели |
Организация фото-галереи «В театр всей семьей» | все | март | воспитатели |
Наглядная информация «Дети и театр» | все | апрель | воспитатели |
Успешная реализация краткосрочного культурно-образовательного проекта:
1. В работе над проектом приняли участие все педагоги и сотрудники ДОУ и 68% семей воспитанников. 2. Сотрудники дошкольного учреждения для воспитанников собрали мини-библиотеку художественных и фольклорных произведений (сказки, стихи, песенки, потешки, прибаутки, заклички и т.д.). 3. Знакомство детей и родителей с историей театра, его видами, со способами изготовления костюмов, атрибутов, разных видов театра. 4. Увлечённое использование атрибутов театрального уголка в совместной и самостоятельной деятельности детей, хорошие показатели «актёрского мастерства» у воспитанников. 5. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников.
Новизна, трансляция опыта:
1. Организация детей старшего дошкольного возраста, как единого центра (ячейки) ДОУ по созданию значимого для каждого из детей и взрослых продукта театральной деятельности «Сценическая миниатюра».
2. У дошкольников сформировались умения и навыки самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний и переживаний.
3. Трансляция опыта на муниципальном уровне – Праздник «Книжкины именины», который проходил 30 марта 2017 года (присутствовало 26 гостей из 13 дошкольных учреждений города).
Новизна и своеобразие нашего опыта в том, что мы используем театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр-драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми. А именно, в проектной деятельности, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. В их числе и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.
Здесь дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов. Темы работ могут варьироваться от истории театрального головного убора до желания научиться создавать сценарий для театральной постановки. Через театрализацию мы нацеливаем воспитанников к исследовательской деятельности, что способствует развитию любознательности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.
Общественная значимость результата для развития учреждения и муниципальной системы образования:
1. Проектирование и моделирование образовательного пространства, в условиях ознакомления детей с театральной деятельностью, обеспечивающее развитие познавательных способностей и семейного творчества.
2. Разработка системы мероприятий по подготовке и созданию театрализованных представлений на каждой возрастной группе.
3. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников, подготовка к эмоциональному выходу на сцену.
Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в совместной работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами (сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами) родители воспитанников. Старшие же дошкольники сами способны проявлять инициативность в режиссёрской деятельности, работают над костюмами и декорациями, учатся распределять роли между собой.
Применение вышеприведённой инновационной технологии в театральной деятельности позволило добиться нужной динамики в развитии детей (диагностика артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной): были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Одновременно происходит гармоничное развитие всех психических процессов, необходимых для успешного обучения: внимания, памяти, мышления и воображения. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональной стороны ребенка, раскрытию его творческо-актерского потенциала.
Состав такой технологии позволяет развить у детей дошкольного возраста следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...