Кружок в первой младшей группе "Мир Сенсорики"
методическая разработка (младшая группа)

Neznanova1977

Кружок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_plan_raboty_kruzhka.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка - детский сад № 16 «Родничок»

Рассмотрена                                                                                                                           Утвержден

к утверждению педагогическим                                          Заведующий МБДОУ № 16 «Родничок»

советом №1  от 25.08.2016 г.                                                 _____________________ Корнеева Т.Д.

                        Приказ № 85 – ОД от 01.09.2016 г.

План работы кружка

«Мир сенсорики»

                                                                    Руководитель:

Незнанова Л.В.

Пояснительная  записка

         Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

         В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

          Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

          Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

          Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

             Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Основные  принципы  

  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Цель . Формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Задачи

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Предполагаемый результат

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Список детей

  1. Артамонова Таня
  2. Бирюкова Лиза
  3. Лаврова Арина
  4. Пырков Дима
  5. Стукалина Настя
  6. Старчиков Саша
  7. Шиповаленко Ярослав
  8. Юрицина Ксения

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

Месяц

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

СЕНТЯБРЬ

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

ОКТЯБРЬ

1.«Назови геометрическую фигуру».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

2.«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

3. «Прыг – скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.

4.«Сортировка».

Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

Шары разного цвета.

НОЯБРЬ

1.«Найди предмет такой же формы».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

2. «Угости маленького и большого зайца морковкой».

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

3.«Шумящие коробочки».

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Парные шумящие коробочки.

4.«Огоньки ночью».

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.

Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.

ДЕКАБРЬ

1.«Волшебный поднос».

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

2.«Шарики»

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

ЯНВАРЬ

1. «Кто скорее соберет игрушки».

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

2. «Счетные палочки».

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки.

3. «Золушка».

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, тарелочки.

ФЕВРАЛЬ

1. «Воздушные шары».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Дидактическая игра «Воздушные шары».

2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи.

3. Окрашивание воды.

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) .

Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков.

4. «Поможем зайке разложить игрушки».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Игрушки: зайцы, сенсорный куб с

геометрическими  фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

МАРТ

1. «Ткани».

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. «Строим башню».

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

Строительный материал: кубики.

3. «Что лежит в мешочке? ».

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4.  «Подбери петушку перышко»

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Дидактическая игра  «Подбери петушку перышко».

АПРЕЛЬ

1. «Сделаем куклам бусы».

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2. «Спрячь мышку».

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Дидактическая игра  «Спрячь мышку».

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. «Башня из кубов».

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.

МАЙ

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

Литература

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Лямина Г.М. Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...

Проект в первой младшей группе. СенсоРика (Сенсорное развитие детей 2-3 лет)

Проект по сенсорному развитию детей в первой младшей группе. Сенсорное развитие - это основа дальнейшего развития детей, своеобразный локомотив....

Кружок в первой младшей группе «Весёлые пальчики»

Кружок 1 м ладшая  группа "Весёлые пальчики"...

Кружок в первой младшей группе «Весёлые пальчики»

Кружок по развитию речи в первой младшей группе "Весёлые пальчики"....

Кружок во второй младшей группе "Занимательная сенсорика"

Кружок во второй младшей группе "Занимательная сенсорика"...