Кружок в первой младшей группе "Мир Сенсорики"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 16 «Родничок»
Рассмотрена Утвержден
к утверждению педагогическим Заведующий МБДОУ № 16 «Родничок»
советом №1 от 25.08.2016 г. _____________________ Корнеева Т.Д.
Приказ № 85 – ОД от 01.09.2016 г.
План работы кружка
«Мир сенсорики»
Руководитель:
Незнанова Л.В.
Пояснительная записка
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Основные принципы
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Цель . Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Предполагаемый результат
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Список детей
- Артамонова Таня
- Бирюкова Лиза
- Лаврова Арина
- Пырков Дима
- Стукалина Настя
- Старчиков Саша
- Шиповаленко Ярослав
- Юрицина Ксения
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
Литература
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Лямина Г.М. Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок в первой младшей группе «Озорные ладошки»
развиваем моторику рук...
Кружок в первой младшей группе «Озорные ладошки»
наши работы...
Проект в первой младшей группе. СенсоРика (Сенсорное развитие детей 2-3 лет)
Проект по сенсорному развитию детей в первой младшей группе. Сенсорное развитие - это основа дальнейшего развития детей, своеобразный локомотив....
Кружок в первой младшей группе «Весёлые пальчики»
Кружок 1 м ладшая группа "Весёлые пальчики"...
Кружок в первой младшей группе «Весёлые пальчики»
Кружок по развитию речи в первой младшей группе "Весёлые пальчики"....
Кружок во второй младшей группе "Занимательная сенсорика"
Кружок во второй младшей группе "Занимательная сенсорика"...