РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)
в настоящее время и взрослые и дети чаще общаются друг с другом через "гаджиты", а в реальной жизни испытывают трудности в речевой коммуникации, поэтому центральной задачей речевого воспитания дошкольников является развитие связной речи. Взаимодействие педагогов с родителями - это неотъемлемая часть работы по формированию связной речи детей. В статье описаны формы сотрудничество с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_formirovnaiyu_svyaznoy_rechi.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь отражает все достижения ребёнка в овладении родным языком. По умению дошкольника строить связное высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Чем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
Многолетние наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- недостаточный словарный запас;
- употребление не литературных слов и выражений;
- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос;
- построить краткий или развернутый ответ;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Однако не у всех детей она одинаково успешно развивается, дети с речевыми нарушениями плохо запоминают и неадекватно используют лексическую терминологию, не могут грамматически правильно оформить свои мысли.
В соответствии с ФГОС «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»[ФГОС п.3.2.3].
В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. В воспитании ребенка, родители больше беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и, как правило, не уделяют должного внимания развитию связной речи. Часто родители считают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли, но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Основы умения правильно говорить закладываются в семье. От того, как родители говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. Более эффективному формированию речи дошкольника способствует систематическая и целенаправленная работа родителей в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов детского сада. К сожалению, многие родители в наше время частенько не утруждают себя и пускают процесс развития речи на самотек. Намного проще посадить ребенка перед планшетом и включить мультики, чем почитать ему книгу.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по развитию связной речи дошкольников. Для этого можно использовать различные формы работы.
Взаимодействие педагогов с родителями, в значительной степени, повышает результативность работы по развитию связной речи дошкольников. В нашем дошкольном учреждении большое значение придается привлечению родителей к процессу развития речи дошкольников.
Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей (собрания, консультации, дни открытых дверей и т.д.) не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Педагогический коллектив нашего ДОУ искал новые формы взаимодействия с родителями, которые будут способствовать более тесному общению родителей с детьми. Очень широкое распространение получили такие формы работы, как фольклорные праздники, фестивали, тематические выставки, мастер – классы, размещение в родительском уголке заданий по лексическим темам. Эти формы работы направлены на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, и самое важное, требуют от родителей непосредственного общения с ребенком в процессе подготовки к какому-либо мероприятию. Совместные мероприятия с родителями помогают установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к последующему обучению в школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Основная суть взаимодействия педагога с семьей – это сотрудничество. Именно в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти правильный маршрут формирования связной речи для каждого воспитанника. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою настоящую роль в развитии и воспитании ребенка, становятся активными участниками по реализации проекта. И это многократно повышает результативность работы по формированию связной речи детей.
Литература.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера», 2005
Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
Интернетресурсы:
http://logoportal.ru/razvitie-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-onr/.html
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему"Планирование работы с родителями по формированию связной речи у дошкольников"
Рекомендации для родителей как активизировать речь ребёнка....
итоговая аттестационная работа на тему "«Формирование связной речи старших дошкольников с ТНР посредством мнемотехники»
работа была защищена на курсах повышения квалификации...
Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу
В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....
Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Обобщение опыта работы по теме: «Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»
Целенаправленное обучение детей с ОНР пересказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Использование пересказа для...