Развитие логического мышления по средствам игры в шахматы
статья

Развитие логического мышления по средствам игры в шахматы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы. Старший дошкольный возраст – период активного развития мыслительных умений у детей. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие логического мышления дошкольников.

Эта проблема приобретает особую актуальность в наши дни, когда требования современного общества, начиная с дошкольных учреждений,                                 с каждым днем возрастают, что обеспечивает улучшение качества знаний                                  и переход его на новый более прогрессивный уровень. Вводимый в сферу дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт требует от педагогов ДОО поиска эффективных технологий, которые бы качественно осуществляли интеллектуальную подготовку детей к школе без ущерба для их здоровья.

По определению психологов, умение ребёнка логически мыслить – это комплекс умений, определяющий его готовность к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению. Психолого-педагогические основы развития логического мышления ребенка в дошкольном детстве разработаны Л .А. Венгером, В. В. Давыдовым,                               А. В. Запорожцем, Б. П. Никитиным, А. И. Савенковым и др. исследователями. Авторы подчеркивали, что, развивая данные умения детей, педагог параллельно решает многие проблемы, связанные с подготовкой                    к обучению в школе (познавательная активность, отношение в будущем                   к учебной деятельности, способность к саморегуляции поведения, волевых усилий для выполнения поставленных интеллектуальных задач и др.).

В то же время, опыт показывает, что повышение требований                                       к умственным возможностям ребенка заставляют задуматься над тем, как обеспечить достаточный уровень развития его логического мышления. Особую актуальность имеет проблема методов активизации этих процессов                                         у старших дошкольников. Учитывая важную роль интеллектуальных игр                                в этот период, следует уточнить их влияние на логическое мышление ребенка. Согласно исследованиям И. Г. Сухина, в этом смысле огромна роль игры в шахматы, которая открывает новые пути к использованию грамотного подхода в такой работе с детьми. Её использование показывает, что шахматы позволяют развивать такие операции логического мышления как умение анализировать, устанавливать закономерности и делать самостоятельные выводы. Особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста. Тем более, что в ДОО даже в старших группах, наблюдаются: умственная пассивность детей, низкая их мотивация к активной мыслительной деятельности. Целенаправленное использование шахматной игры в процессе дошкольного образования позволяет перестроить процессы логического мышления детей, а также перейти в работе с ними от привычных обучающих занятий к интеллектуально-игровой деятельности развивающего характера.

Объект исследования: процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра в шахматы как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить эффективность применения игры                                         в шахматы на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Игра в шахматы может эффективно повлиять                              на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

- вводить детей в позиции шахматной игры постепенно, в порядке усложнения игровых задач;

- в работе с детьми применять приемы научения самостоятельному поиску путей решения мыслительных игровых задач, не предлагая готовых их образцов;

- использовать в процессе игры систему интеллектуальных заданий, формирующих логические приемы мышления – сравнение, обобщение, анализ, классификация, сериация.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2. Исследовать специфику влияния игры в шахматы на логическое мышление старших дошкольников;

3. Разработать систему работы по развитию логического мышления                у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, педагогический эксперимент, тестовые задания,  сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов исследования.

Методологические основы исследования составили труды                              Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А.В. Запорожца, А. Н. Леонтьева,                                 А. И. Савенкова, И .Г. Сухина, а также работы региональных авторов                                      А. И. Голикова, В. П. Барахсанова, Е. А. Барахсановой, Д. Г. Ефимовой и др. исследователей о роли игры в интеллектуальном развитии детей.

Новизна и теоретическая значимость исследования. В работе раскрыта специфика применения шахмат и обосновано их позитивное влияние на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том,                                                         что материалы исследования могут быть использованы воспитателями, студентами, родителями в практической работе по интеллектуальному развитию ребенка и в подготовке к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте происходит активизация логического мышления. Старший дошкольник должен уметь сравнивать, обобщать, классифицировать. Одной из основных задач развития логического мышления старшего дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода с наглядных форм мышления к логическим.

Важное средство работы в этом направлении – игра в шахматы.                                   В настоящее время данная интеллектуальная игра используется многими педагогам ДОО для приобщения старших дошкольников к логическому мышлению. Самое главное, что ее применение способствует развитию таких операций логического мышления как: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, умение делать закономерные выводы.

По мере развития логического мышления старших дошкольников игра в шахматы приобретает более планомерный характер: дети договариваются                              о содержании игры, о некоторой последовательности её хода, использовании фигур и т. д. В ходе шахматной игры, тем самым, формируется важная для развития ребенка планирующая функция мышления.

Содержание игры в шахматы оптимально для познавательного развития старших дошкольников, что приводит к активизации навыков логического мышления ребенка. В ней развивается способность создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя её игровые ситуации, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Использование шахмат является естественным для совместной деятельности детей и педагогов ДОО.

Форма проведения каждого их кружковых занятий по шахматам определяли возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- различные виды игровой деятельности - сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные;

- тренировочные игровые занятия;

- турниры.

Методы проведения занятий кружка «Юный шахматист»:

- словесный – рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный – иллюстрация примерами, демонстрация позиций                                        на доске;

- практический – упражнение, тренинг, решение шахматных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Методы организации учебно-воспитательного процесса в кружке:

- создание детского объединения внутри коллектива – групп консультирования, имеющих более высокий разряд;

- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри города, соревнований с выездом в другие детские сады, родителей, спонсоров;

- связь с общественными организациями по шахматной игре. 

В ДОО занятия шахматами носят разовый характер (соревнования                            в группах, турниры в детских садах). Но для последовательной работы необходима система мероприятий. Исходя из этого, нами был разработан годовой план кружковой работы по обучению шахматной игре.

Занятия кружка по шахматам проводились один раз в неделю. Кроме того, дети могли повторить усвоенные игровые навыки в группе в утреннее              и послеобеденное время: для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей в группе оформлен шахматный уголок, который пополнили иллюстративным материалом:

- папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»;

- папка с портретами чемпионов по шахматам;

- пособия И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», «Волшебные фигуры»;

- сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе».

Мы убедились, чем подвижнее окружающая ребенка среда, чем более она разнообразна и изменчива, тем скорее ребенок включается в процесс трансформации. Совместно с детьми уяснили правила шахматной игры упрощенного варианта, предложенного в пособии И. Г. Сухина «Волшебные фигуры». Как рекомендует автор этого популярного пособия дошкольники должны запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Действительно, дети с интересом рассматривали шахматные фигуры, сами ставили рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играли в них. Но не все дети сразу были способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже сложно было проверить, как их усвоили детей. Поэтому, чтобы узнать, какие                                 из шахматных фигур запомнены воспитанниками, как закреплен пройденный материал, нами проведены привычные старшим дошкольникам игры, которые проводили в индивидуальной форме.

Для повышения эффективности работы по развитию логического мышления необходимо было соблюдать определенные педагогические условия проведения формирующего этапа исследования.

1. Одним из главных условий развития логического мышления должен быть учет индивидуальных, психологических особенностей детей: поощрять выражение инициативы, смелых действий и поступков в играх, слушать аргументацию детей при решении шахматных задач.

2. Опытно-экспериментальная работа носит комплексный характер, требует совместных усилий педагога и детей.

3. Установление позитивных отношений с детьми, создание атмосферы доверия – необходима атмосфера, в которой сотрудничество, доверие, доброе отношение преобладают в процессе эксперимента.

4. Обязательно выполнение вариантов игровых ситуаций, перенос детьми полученных знаний в новые условия.

5. Наличие сформированности высших форм логического мышления – анализа и синтеза, понимания зависимостей между целым                                                 и составляющими его частями, способность контролировать свои действия – все эти особенности позволили испытуемым решать логические задачи                           на основе мысленного оперирования образами-представлениями.

6. В ходе опытно-экспериментальной работы игровые обучающие  ситуации способствовали также развитию памяти, внимания, восприятия, сообразительности, воображения и фантазии ребенка.

Таким образом, разработанный нами план экспериментальной  деятельности на основе игры в шахматы был эффективен. Успешность использования игровых обучающих ситуаций способствовала развитию логического мышления, так как у старших дошкольников выявлена динамика: умения делать аналогии, умения сравнивать – на 50%, логического обобщения – на 50%, операций логического мышления – на 30%.

    Использованная система работы на основе этой игры эффективно повлияла на развитие процессов данной формы мышления старших дошкольников, так как в процессе шахматных партий дети научились выделять логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

Развитие логического мышления по средствам математических упражнений

Данная статья отражает необходимость развития логического мышления у дошкольников. Немалую роль в котором играют математические игры. В статье представлен конспект с использованием логико-математическ...

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы, шашки»

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Как привить ребёнку  тягу к сам...

Буклет "Развитие логического мышления дошкольников средствами занимательной математики "

Буклет для родителей. Знания вашего ребенка будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома....

Развитие логического мышления как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Развитие мыслительной активности у детей идет через доказательства, рассуждений, поиска решений и умственного напряжения...

Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы, шашки

Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы и шашки...

Актуальный педагогический опыт на тему: "Развитие логического мышления дошкольников средствами интерактивных игр VAY TOY (Вэй Той)"

Актуальный педагогический опыт на тему: "Развитие логического мышления дошкольников средствами интерактивных игр VAY TOY (Вэй Той)"...