Картотека сюжетно - ролевых игр для подгот. гр.
картотека (подготовительная группа)
Всем известно, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Особую роль в игровой деятельности дошкольников отводят сюжетно-ролевым играм. Ведь в них отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Малыш переносится из повседневной жизни в мир вымысла: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится моделировать свое поведение в социальном окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Раздел | Цель раздела |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | Закреплять умение договариваться с партнерами по поводу игры, принимать точку зрения партнера. Учить сочетать плановую игру с импровизацией. Развивать самостоятельность замысла. |
Сюжет и содержание. | Закреплять умение разворачивать различные сюжеты, участвовать в совместном сюжетосложении. Развивать многоперсонажные, многотемные сюжеты с разноконтекстными ролями. |
Выполнение роли и взаимодействие в игре. | Развивать речевую активность детей. Расширять ролевой репертуар. Закреплять умение действовать в соответствии с принятой ролью. Учить передавать характер персонажа. Учить раскрывать сущность ролевых отношений. Продолжать формировать у детей умение согласовывать свои действия и замыслы с партнером-сверстником в процессе планирования дальнейших событий. |
Игровые действия и предметы | Закреплять умение подбирать предметы в соответствии с ролью. Участвовать в создании игровой обстановке. Учить заменять действие словом. Учить осуществлять игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. |
Правила. | Закреплять умение выполнять правила в соответствии с взятой на себя ролью. Быть внимательным к выполнению правил другими играющими. Понимать игровую задачу, следовать правилам. Осознавать, что соблюдение правил является условием реализации роли. Охотно знакомить детей с правилами. |
Игровая компетентность. | Учить придумывать новые варианты игр, действовать по аналогии с известной игрой и создавать новые. Учить переплетать разные сюжеты в одной игре. Развивать сюжетосложение, фантазирование в игре. |
Обеспечение педагогических условий развития игры | |
1.Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. | 2.Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) |
1. Рассматривание и чтение детских книг: Н.Григорьева «Ты опустил письмо», Е.Мара «История одного пакета», А.Шейкина «Вести приходят так», С.Я.Маршака «Почта», В. Маяковского «Кто раньше всех встает?» 2. Беседа по картине «На почте». Беседа о том, что людям почта нужна, чтобы передавать важные известия, поздравить с праздником, днем рождения, переслать газеты, журналы. 3. Экскурсия на почту, краткая беседа с работниками почты, наблюдения за их трудом. 4. Беседа о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Рассмотреть иллюстративный материал по этой теме. | 1. Дидактические упражнения. 1. Упражнение для развития речи и воображения детей «Письмо другу». 2. Упражнение для развития внимания, памяти «Запомни адрес». 3. Упражнение для развития графомоторных навыков «Отправь письмо». 4. Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Переписка». 2. Игровые образовательные ситуации
|
Педагогическая поддержка самодеятельных игр. | |
3.Развивающая предметно-игровая среда. | 4.Активизация проблемного общения взрослого с детьми. |
1. Игровой материал:
2. Самостоятельное изготовление детьми атрибутов (аппликация, рисование, конструирование). 3. Игровое пространство (игра предполагает использование всего группового пространства). | 1. Примерные сценарии игры:
2. Возможное совмещение сюжетов: - «Почта» и «Семья» - «Почта» и «Типография» - «Почта» и «Библиотека» и т.д. 3.Игровые роли. Работники почты: сортировщица, почтальон, телеграфист, оператор по приему бандеролей и посылок, начальник почты, шофер; посетители. |
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
Раздел | Цель раздела |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | Закреплять умение договариваться с партнерами по поводу игры, принимать точку зрения партнера. Учить сочетать плановую игру с импровизацией. Развивать самостоятельность замысла. |
Сюжет и содержание. | Закреплять умение разворачивать различные сюжеты, участвовать в совместном сюжетосложении. Развивать у детей навыки сюжетосложения на основе необходимости выстраивания новых сюжетных линий с использованием характеристик героев известных литературных текстов. |
Выполнение роли и взаимодействие в игре. | Развивать речевую активность детей. Расширять ролевой репертуар. Закреплять умение действовать в соответствии с принятой ролью. Учить передавать характер персонажа. Учить раскрывать сущность ролевых отношений. Способствовать сочетанию действий героев с ролевой речью, созданию характеров героев при помощи интонации, движений, проявлению творческой самостоятельности. |
Игровые действия и предметы | Закреплять умение подбирать предметы в соответствии с ролью. Участвовать в создании игровой обстановке. Учить заменять действие словом. Учить осуществлять игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. |
Правила. | Закреплять умение выполнять правила в соответствии с взятой на себя ролью. Быть внимательным к выполнению правил другими играющими. Понимать игровую задачу, следовать правилам. Осознавать, что соблюдение правил является условием реализации роли. Охотно знакомить детей с правилами. |
Игровая компетентность. | Учить придумывать новые варианты игр, действовать по аналогии с известной игрой и создавать новые. Учить переплетать разные сюжеты в одной игре. Развивать сюжетосложение, фантазирование в игре. |
Обеспечение педагогических условий развития игры | |
1.Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. | 2.Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) |
1. Рассматривание различных энциклопедий, посвященных освоению космоса, космической технике. 2. Беседы о труде космонавтов, рассматривание иллюстраций, фотографий. 3. Что можно прочитать детям:
4. Просмотр мультфильмов и видеофильмов в детском саду или рекомендации к домашнему просмотру: «Тайна третьей планеты», «Все о космосе», «Луна. Ближний космос», «Планеты. Астероиды», «НЛО». 5. Рекомендации родителям: чтение дома по теме, экскурсии в музеи, беседы из личного опыта. | 1. Упражнение на развитие творческого мышления и воображения «Потому что…» Варианты вопросов:
2. Дидактические игры «Солнечная система», «Звездная карта мира», «Через тернии – к звездам». 3. Сюжетно-дидактическая игра «Полет на Луну». 4. Игровые образовательные ситуации:
|
Педагогическая поддержка самодеятельных игр. | |
3.Развивающая предметно-игровая среда. | 4.Активизация проблемного общения взрослого с детьми. |
1. Атрибуты для игры в «Космонавтов»:
2. Игровое пространство (игра предполагает использование всего группового пространства). Под контролем воспитателя детям можно позволить:
3.Самостоятельное изготовление атрибутов детьми (рисование, аппликация, конструирование). |
2. Роли, которые могут исполнять дети: командир отряда космонавтов, борт – инженер, диспетчер, командир космического экипажа, космонавты. 3. Игровые действия: постройка корабля, составление маршрута путешествия, действия в соответствии с условиями жизни на планете, подбор необычных животных для зоопарка и т.д. |
Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».
Раздел | Цель раздела |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | Закреплять умение договариваться с партнерами по поводу игры, принимать точку зрения партнера. Учить сочетать плановую игру с импровизацией. Развивать самостоятельность замысла. |
Сюжет и содержание. | Закреплять умение разворачивать различные сюжеты, участвовать в совместном сюжетосложении. Развивать у детей навыки сюжетосложения на основе комбинирования реальных и фантастических событий. |
Выполнение роли и взаимодействие в игре. | Развивать речевую активность детей. Расширять ролевой репертуар. Закреплять умение действовать в соответствии с принятой ролью. Учить передавать характер персонажа. Учить раскрывать сущность ролевых отношений. Продолжать формировать у детей умение согласовывать свои действия и замыслы с партнером-сверстником в процессе планирования дальнейших событий. |
Игровые действия и предметы | Закреплять умение подбирать предметы в соответствии с ролью. Участвовать в создании игровой обстановке. Учить заменять действие словом. Поощрять осуществление игровых действий с предметами-заместителями, природными материалами, игрушками-самоделками; замена действия словом. |
Правила. | Закреплять умение выполнять правила в соответствии с взятой на себя ролью. Быть внимательным к выполнению правил другими играющими. Понимать игровую задачу, следовать правилам. Осознавать, что соблюдение правил является условием реализации роли. Охотно знакомить детей с правилами. |
Игровая компетентность. | Учить придумывать новые варианты игр, действовать по аналогии с известной игрой и создавать новые. Учить переплетать разные сюжеты в одной игре. Развивать сюжетосложение, фантазирование в игре. |
Обеспечение педагогических условий развития игры | |
1.Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. | 2.Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) |
| 2.1 Дидактические игры на развитие мышления, внимания, памяти.
2.2. Подвижные игры
2.3. Игровые образовательные ситуации «Дети заблудились. Что делать?» «Произошло землетрясение. Как помочь людям?» |
Педагогическая поддержка самодеятельных игр. | |
3.Развивающая предметно-игровая среда. | 4.Активизация проблемного общения взрослого с детьми. |
3.1. Атрибуты для игры
| 4.1. Примерный перечень игровых тем : «Срочный вызов на пожар», «Если где-то человек попал в беду», «Телефон спасения 02», «Врачи «Скорой помощи», «Землетрясение». 4.2. Различные приемы поддержания или возобновления интереса детей к игре. Спасательная экспедиция может быть не только в городе, но и в тайге, горах – поиск пропавших, заблудившихся; можно организовать космическую спасательную экспедицию, сражаясь с враждебной природой или пытаясь найти контакт с инопланетянами. 4.3. Роли, которые могут исполнять дети.
4.4. Игровые действия
4.5. Игры-спутники
|
Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство».
Раздел | Цель раздела |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | Закреплять умение договариваться с партнерами по поводу игры, принимать точку зрения партнера. Учить сочетать плановую игру с импровизацией. Развивать самостоятельность замысла. |
Сюжет и содержание. | Закреплять умение разворачивать различные сюжеты, участвовать в совместном сюжетосложении. Создавать условия для переноса технологии сюжетосложения в совместную сюжетно-ролевую игру. |
Выполнение роли и взаимодействие в игре. | Развивать речевую активность детей. Расширять ролевой репертуар. Закреплять умение действовать в соответствии с принятой ролью. Учить передавать характер персонажа. Учить раскрывать сущность ролевых отношений. Продолжать развивать у детей умение подключаться к уже играющим детям, подбирать для себя роль, согласовывать свои действия с общим замыслом, вносить и обсуждать новые предложения. |
Игровые действия и предметы | Закреплять умение подбирать предметы в соответствии с ролью. Участвовать в создании игровой обстановке. Учить заменять действие словом. Учить осуществлять игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. |
Правила. | Закреплять умение выполнять правила в соответствии с взятой на себя ролью. Быть внимательным к выполнению правил другими играющими. Понимать игровую задачу, следовать правилам. Осознавать, что соблюдение правил является условием реализации роли. Охотно знакомить детей с правилами. |
Игровая компетентность. | Учить придумывать новые варианты игр, действовать по аналогии с известной игрой и создавать новые. Учить переплетать разные сюжеты в одной игре. Развивать сюжетосложение, фантазирование в игре. |
Обеспечение педагогических условий развития игры | |
1.Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. | 2.Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) |
1. Беседа о труде взрослых – работников речных портов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов.
6.Экскурсия в туристическую фирму. 7 Беседа «Чудеса света» | 1 Дидактическое упражнение «Расскажи о своём отдыхе»
2 Проект «Родной город» 3 Проект «Чудеса света» |
Педагогическая поддержка самодеятельных игр. | |
3.Развивающая предметно-игровая среда. | 4.Активизация проблемного общения взрослого с детьми. |
1. Атрибуты для игры:
3. Самостоятельное изготовление атрибутов детьми: рисование схем маршрутов, изготовление рекламных проспектов (аппликация); лепка подарков-сувениров. |
2. Роли, которые могут исполнять дети:
3.Игры –спутники:
|
Сюжетно-ролевая игра «Телевидение».
Раздел | Цель раздела |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | Закреплять умение договариваться с партнерами по поводу игры, принимать точку зрения партнера. Учить сочетать плановую игру с импровизацией. Развивать самостоятельность замысла. |
Сюжет и содержание. | Закреплять умение разворачивать различные сюжеты, участвовать в совместном сюжетосложении. Способствовать переносу сюжетосложения в совместную сюжетно-ролевую игру. Развивать умение придумывать новый сюжет с соединением фантастических событий и реалистических. |
Выполнение роли и взаимодействие в игре. | Развивать речевую активность детей. Расширять ролевой репертуар. Закреплять умение действовать в соответствии с принятой ролью. Учить передавать характер персонажа. Учить раскрывать сущность ролевых отношений. Продолжать развивать ролевое поведение с общим замыслом; поощрять использование различных средств выразительности, ролевой диалог для создания яркого образа. |
Игровые действия и предметы | Закреплять умение подбирать предметы в соответствии с ролью. Участвовать в создании игровой обстановке. Учить заменять действие словом. Учить осуществлять игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. |
Правила. | Закреплять умение выполнять правила в соответствии с взятой на себя ролью. Быть внимательным к выполнению правил другими играющими. Понимать игровую задачу, следовать правилам. Осознавать, что соблюдение правил является условием реализации роли. Охотно знакомить детей с правилами. |
Игровая компетентность. | Учить придумывать новые варианты игр, действовать по аналогии с известной игрой и создавать новые. Учить переплетать разные сюжеты в одной игре. Развивать сюжетосложение, фантазирование в игре. |
Обеспечение педагогических условий развития игры | |
1.Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. | 2.Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) |
1.Беседа о труде взрослых, работающих на телевидении, о пользе их труда. 2.Рассматривание различного иллюстративного материала о телевидении, о его сотрудниках, о продуктах их деятельности. 3. Чтение детям художественных произведений о телевидении, о людях, работающих на нем.
| 1. Дидактические игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления
2. Игровые образовательные ситуации:
3. Упражнение на развитие творческого мышления и воображения «Потому что…» Варианты вопросов:
|
Педагогическая поддержка самодеятельных игр. | |
3.Развивающая предметно-игровая среда. | 4.Активизация проблемного общения взрослого с детьми. |
1. Атрибуты для игры:
3. Самостоятельное изготовление атрибутов детьми: телевизор, видеокамера (из бросового материала), рекламные заставки, нарисованные или изготовленные с помощью аппликации, оформление материала для передач. | 4.1. Примерный перечень игровых тем : «Срочные новости в эфире», «Если где-то человек попал в беду», «Передача «В мире животных», «Интеллектуальное шоу «Что? Где? Когда?», «Новый сериал о принцессах», «Гонки автомобилей в прямом эфире». 4.2. Различные приемы поддержания или возобновления интереса детей к игре. Спасательная экспедиция с участием репортера и последующий показ сюжета в новостях; попытка найти контакт с инопланетянами на передаче из космоса. 4.3. Роли, которые могут исполнять дети.
|
Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство».
Раздел | Цель раздела |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | Закреплять умение договариваться с партнерами по поводу игры, принимать точку зрения партнера. Учить сочетать плановую игру с импровизацией. Развивать самостоятельность замысла. |
Сюжет и содержание. | Закреплять умение разворачивать различные сюжеты, участвовать в совместном сюжетосложении. |
Выполнение роли и взаимодействие в игре. | Развивать речевую активность детей. Расширять ролевой репертуар. Закреплять умение действовать в соответствии с принятой ролью. Учить передавать характер персонажа. Учить раскрывать сущность ролевых отношений. Способствовать использованию различных средств выразительности для создания образа персонажа. |
Игровые действия и предметы | Закреплять умение подбирать предметы в соответствии с ролью. Участвовать в создании игровой обстановке. Учить заменять действие словом. Учить осуществлять игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. |
Правила. | Закреплять умение выполнять правила в соответствии с взятой на себя ролью. Быть внимательным к выполнению правил другими играющими. Понимать игровую задачу, следовать правилам. Осознавать, что соблюдение правил является условием реализации роли. Охотно знакомить детей с правилами. |
Игровая компетентность. | Учить придумывать новые варианты игр, действовать по аналогии с известной игрой и создавать новые. Учить переплетать разные сюжеты в одной игре. Развивать сюжетосложение, фантазирование в игре. |
Обеспечение педагогических условий развития игры | |
1.Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. | 2.Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) |
1.Беседа о труде взрослых, работающих в рекламном агентстве, о пользе их труда и его специфике. 2.Рассматривание различного иллюстративного материала о рекламе, о сотрудниках рекламных агентств. 3. Рисование рекламных буклетов, заставок (знакомство с новым жанром). | 1.Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения):
2. Игровые образовательные ситуации:
3. Проект «Предметный мир» - для ознакомления с новыми предметами, их особенностями и возможностями (наперсток, спиртовка, циркуль и т.д.) |
Педагогическая поддержка самодеятельных игр. | |
3.Развивающая предметно-игровая среда. | 4.Активизация проблемного общения взрослого с детьми. |
1. Атрибуты для игры:
3. Самостоятельное изготовление атрибутов детьми: рисование рекламных проспектов, лепка подарков-сувениров. | 1.Примерные сценарии игры:
2. Роли, которые могут исполнять дети:
3.Игры –спутники:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Игровой проект: «Сюжетно-ролевая игра «Семья»» Подготовили и провели, организовали совместно с родителями группы Воспитатели группы № 5 Мазова В.П. Дудорова Т.Е.
Долгосрочный игровой проект «Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ». Подготовили и провели, организовали совместно с родителями группыВоспитатели групп...
Как настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры помогут подготовить ребенка к школе?
Как настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры помогут подготовить ребенка к школе?...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....

Картотека сюжетно - ролевых игр подготовила воспитатель Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР д/с_№14 г.Кропоткин.
Картотека сюжетно - ролевых игр. для детей 3-7 лет...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...