Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
статья

Смолякова Евгения Александровна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.А. Смолякова

Омская область г.Тара

«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Наше главное богатство – здоровье, однако богатство не приходит само по себе. За  здоровье нужно бороться и заботиться  о его сохранении. Каждый человек должен думать о своём здоровье уже с детства.

Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развитие инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Здорового ребёнка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются  все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям, с которыми жизнь неизбежно столкнёт ребёнка. Биологическую потребность в движении ребёнок активно проявляет ещё в утробе матери и сразу после рождения. Когда мать в силу устаревшей традиции пытается туго запеленать ребёнка, он отвечает на это протестом: тужится, кряхтит, морщится и даже плачет. Потребность детей в движении не пропадает ни в дошкольном, ни в школьном  возрасте, и проявляется в игре. С возрастом на смену детским играм приходят игры спортивные. Ребёнка нельзя изолировать от окружающего мира, только при взаимодействии с ним он приобретает свой индивидуальный жизненный опыт, без которого его самостоятельная жизнь не возможна [2].

Выполнимые задачи позволяют достичь желаемых результатов, они сопровождаются положительными эмоциями. Эти эмоции (радости, успеха), в свою очередь, побуждают ребёнка к дальнейшим действиям, направленных на получение новых условных рефлексов (знаний, умений, навыков). Слишком раннее развитее одних способностей неизбежно идет в ущерб другим. А возместить, что было упущено в детстве, иногда бывает нелегко. В воспитании не нужно применять ни чего чрезвычайного. Растить ребёнка надо в обстановке спокойной, естественной, разумной. Однако ни режим, ни идеальный гигиенический уход, ни правильное питание не срабатывают автоматически, сами по себе. Ребёнку необходимы любовь и  нежность, внимание, богатые эмоции, которые даёт хорошая, дружная семья.

Вместе с тем очень часто единственные, бдительно оберегаемые дети бывают худенькими, бледными, болезненными. Возможно, сама атмосфера, которая создаётся вокруг чрезмерно балуемого охраняемого ребёнка, не может способствовать воспитанию у него жизненной стойкости и выносливости.  Многим семьям свойственно воспитание ребёнка в тепличных условиях, а воспитание единственного ребёнка в особенности, кроме того, многим в этом важном деле не хватает терпения, выдержки, настойчивости страх перед болезнью ребёнка заставляет оберегать его от всего. Что кажется опасным: ветра, дождя, даже свежего воздуха. Начинается ограничение прогулок, чрезмерное кутание, налагается  запрет на спортивные игры и занятия. Результаты известны изнеженность  и, как прямое следствие, низкая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.

Все эти ошибки поведения родителей сказываются не только на физическое, но и на психическое здоровье ребёнка, у него постепенно формируются черты мнительности, тревоги за себя, повышенного внимания к своим ощущениям. Он пугается малейшего проявления нездоровья, очень плохо переносит боль, плачет по пустякам, становится малоинициативным, нерешительным. Далее это затрудняет его адаптацию к социальной сфере детских коллективов, он становится либо слишком податливым, беззащитным, внушаемым, либо наоборот, слишком самоуверенным, хвастливым, за это сверстники его наказывают, отвергают, он оказывается в изоляции, это приносит дополнительные страдания. Обязательным элементом здорового образа жизни детей является трудовое воспитание, в процессе которого кроме двигательных навыков формируется чувство взаимопомощи, умение быть внимательным к близким людям, желание приносить им пользу [1].

Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. В  детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечивается заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия. К основным средствам физического воспитания следует отнести: гигиенические факторы, закаливание и физические упражнения. Они достаточно эффективны на протяжении всей жизни человека. Поскольку они по- разному влияют на организм, важно их комплексное применение. Только умелое использование средств физического воспитания, особенно в отношении детей дошкольного возраста не принесёт вреда их здоровью.

Гигиенические факторы (режим сна, питания, занятий и отдыха, гигиена обуви, физкультурно-спортивного инвентаря и оборудования и др.)

Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на процесс пищеварения и, как следствие, содействует нормальному росту и развитию ребёнка. Занятия физическими упражнениями содействуют развитию костной и мышечной системы при условии полноценного и своевременного питания. Чистота помещения, спортивного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды и обуви служит профилактикой заболеваний. Правильное освещение предупреждает различные заболевания глаз. Соблюдение режима дня приучает к дисциплинированности и организованности. Дети дошкольного возраста должны жить по четко определенному режиму, построенному с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Нужно следить, чтобы во время бодрствования периоды деятельности сменялись периодами покоя, физические нагрузки - умственными нагрузками, чтобы соблюдались часы приема пищи, время проведения закаливающих процедур. Фундамент культурно- гигиенического поведения должен быть заложен в раннем детстве. В системе физического воспитания привитие детям гигиенических навыков следует рассматривать как одно из необходимых условий здоровья и правильного роста. В воспитании можно наблюдать два тесно связанных друг с другом процесса: воздействие на ребенка извне (показ, помощь, уход и руководство взрослых) и работа самого ребенка над собой. Чем младше ребенок, тем больше места  в его воспитании занимают воздействие и помощь взрослых, чем старше, тем больше должна проявляться самостоятельность ребенка.

В дошкольном возрасте ребенку предстоит усвоить много новых, более сложных форм культурно- гигиенического поведения, касающихся не только ухода за телом и одеждой (умывание, одевание и раздевание, употребление  носового платка, аккуратное пользование туалетом), но и отношения к окружающим предметам (аккуратное поведение во время еды, содержание в порядке игрушек).

Физические упражнения. Они оказывают на человека многостороннее воздействие: изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач умственного, трудового, эстетического и нравственного воспитания. Под их воздействием развиваются физические качества (быстрота, ловкость и др.), вырабатывается плавность и выразительность движений, усиливается дыхание, улучшается кровообращение и т.д. Различные виды деятельности, компонентом которых является движения (рисование, игра на музыкальных инструментах и др.), также влияют на организм ребенка. Все движения, совершаемые в процессе труда, в основном направлены на получение конкретных результатов, а воздействие на организм представляет сопутствующий фактор. Вот почему важно при организации различных видов деятельности следить за соблюдением правильной позы, дозировкой физической нагрузки с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности. Занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют мышцы, связочно-суставный аппарат, содействуют устранению сколиоза. Поэтому неправы родители «охраняющие» физически ослабленных детей от занятий физической культурой. Этим они только вредят их физическому здоровью. Утром с детьми проводятся утренняя гимнастика, она оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы. Утренняя гимнастика  ежедневно компенсирует до 5%  суточного объёма двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, совершенствует навыки отдельных движений рук, ног, туловища. Утренняя гимнастика способствует также хорошей организации начала дня.   При проведении гимнастики воспитатель концентрирует внимание на осанке детей (спина прямая, плечи отведены, подбородок поднят) и на правильном выполнении упражнений.

Во время занятий нужно проводить физкультминутку, так как дети во время занятий устают, испытывают нагрузку органы зрения, слуха, мышцы спины, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Происходит процесс утомления, характеризующийся процессом возбуждения нервной системы, резко меняется поведение детей: они отвлекаются от занятий, невнимательно  слушают воспитателя, разговаривают и т.д. Физические упражнения в середине занятия позволяют в значительной мере снять утомление детей и повысить работоспособность. Длительность физкультурных минуток составляет 1-3 минуты.

После дневного сна проводится регулярно гимнастика в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Упражнения проводятся в проветренном помещении на кроватях, затем дети переходят в теплую комнату, где проходят по закаливающим дорожкам  (канат, ребристая доска, резиновый коврик с мелкими шипами, солевому коврику и в заключении высушивают ноги о мягкий коврик).

Подвижные игры проходят между занятий это игры малой и средней интенсивности они хорошо знакомы детям и не требуют время на объяснение. На прогулке проводятся подвижные игры большой интенсивности, где дети проявляют свою двигательную активность. Известно, что наиболее эффективен активный отдых и такой, который насыщен физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.

Закаливание. Большое влияние на здоровье и физическое состояние ребенка оказывают естественные силы природы (солнце, воздух и вода). Их умелое использование повышает работоспособность и усиливает положительное влияние физических упражнений на организм человека, функциональные возможности отдельных органов и систем (усиливает обмен веществ и т.д.).

Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффективность закаливания. Под влиянием солнечных лучей в коже образуется витамин Д, тем самым снижается вероятность заболеваний (рахит и др.). Использование естественных сил природы вызывает у детей положительные эмоции.  В число обязательных закаливающих мероприятий входит: одежда с соответствующими теплозащитными свойствами, оптимальный микроклимат помещения. Однако для достижения высокой степени закаленности этого мало. Необходимо выполнять рационально организованный режим дня. Если ребенок не досыпает, не правильно питается, то желаемого эффекта добиться не возможно. Важным условием достижения высокой степени закаленности является и систематические занятия физическими упражнениями.

Закаливание может быть местным и общим. При местном закаливании холод воздействует на определенный участок поверхности тела, например, кожные ванны, обтирание туловища и т.д. Общим считается такое закаливание, когда холодовой раздражитель действует на всю поверхность тела, например, ванна, душ, купание.

Правила закаливания

  1. Закаляться – необходимо. Сознательное отношение формирует нужный психологический настрой, который и приводит к успеху.
  2. Неукоснительное соблюдение здорового образа жизни, составной частью которой является закаливание.
  3. Систематичность закаливания, а не от случая к случаю. Закаливание не следует прекращать даже при заболевании, можно лишь изменить его дозу.
  4. Длительность и интенсивность закаливающих процедур надо увеличивать постепенно.
  5. Учет индивидуальных особенностей организма. У детей разная чувствительность к температурам это зависит от строения тела, состояния здоровья, типа нервной системы.
  6. В целях закаливания надо использовать весь комплекс природных естественных факторов – воду, воздухи солнце.
  7. Обязательность Физических нагрузок. Эффективность закаливания возрастет во много раз, если систематически заниматься физическими упражнениями, соответствующими возможностям организма [3].

В нашем детском саду закаливание с детьми осуществляется в виде: солнечных ванн, воздушных ванн, водных процедур (умывание, обтирание, обливание ног).

        В заключение хочется сказать и о заботе родителей к здоровью своих детей ведь они в первую очередь в ответе за них. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать взрослых членов семей проблемами формирования личности детей. Сегодня, очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитывается в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. Отмечается, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в семье. В своей работе с родителями мы стараемся привлечь их к совместным мероприятиям. Проводим праздники, спортивные развлечения, соревнования, где принимают участие дети вместе с детьми. («Зимнее многоборье», «День здоровья»,  «Веселое путешествие».)

Совместные мероприятия направлены в первую очередь на решение задач по формированию у детей основ физической культуры. В то же время на подобных мероприятиях основной задачей может являться достижение эмоционального сближения детей и родителей [1].

Библиографический список

1. Бауэр О.П., Волосникова Т.В., Горюнова С.А., Демиденко А.М. и др. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения/ Под ред. Филипповой С.О..-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-416 с.,ил.

2. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. «Здоровый образ жизни и  его     составляющие»  М.:Издательский центр «Академия

3. Погодаев Г.И. «Физкульт – ура!» Физическая культура дошкольников/ Пособие для родителей и воспитателей. - М.:Школьная Пресса,2003. – 96с.:ил.

        

Заявка

на участие в конференции

« Социальное и личностное развитие дошкольника – потенциал образованного общества».

 Фамилия

 Смолякова

 Имя

 Евгения

 Отчество

 Александровна

 Ученая степень, звание

  нет

 Место работы, должность

  МДОУ «Детский сад№6 г.Тары»Тарского муниципального района Омской области

  воспитатель

 Почтовый адрес для рассылки сборника с указанием почтового индекса

 646530 Омская область г. Тара

 ул.Набережная д.37

 Контактные телефоны

 Рабочий  2-22-41

 Домашний  2-67-38

 Электронный адрес

 нет

 Название доклада

 «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

 Предполагаемые направления     работы конференции

 нет

 Форма участия работы в конференции

 заочное

 Необходимость гостиницы

  нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

"Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...