"Профилактика жестокого обращения с детьми"
учебно-методический материал
Памятка для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov_profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ и ДОУ.
1.1. Рекомендации педагогам дошкольных и общеобразовательных учреждений по выявлению случаев насилия над детьми. Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого важен не какой-то один признак, а их сочетание. Перечислим общие и конкретные признаки, сочетание которых должно привлечь внимание и насторожить педагога:
1. Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
2. Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.
3. Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно переходит от спокойного, к внезапно возбужденному, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
4. У ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.
5. Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
6. Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны на не соответствующих местах.
7. Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.
8. Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери.
9. Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
10. Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
11. Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
12. Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
13. Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
14. К выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез. Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
1.2. Рекомендации социальным педагогам и педагогам-психологам по выявлению случаев жестокого обращения с детьми. С целью выявления подверженности детей и подростков жестокому обращению со стороны взрослых можно выделить 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребѐнка (моральная жестокость).Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребѐнку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьѐзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм. Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь). Основные типы травм: на теле — синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера. Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей. Особенности психического состояния и поведения ребѐнка, позволяющие заподозрить физическое насилие.
Возраст 3 года — 6 лет:
— примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
— пассивная реакция на боль;
— болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
— псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
— негативизм, агрессивность;
— лживость, воровство;
— жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.
Младший школьный возраст:
— стремление скрыть причину повреждений и травм;
— одиночество, отсутствие друзей;
— боязнь идти домой после школы. Подростковый возраст:
— побеги из дома; — суицидальные попытки (попытки самоубийства);
— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
— употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведению родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребѐнку:
— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребѐнка и нежелание внести ясность в происшедшее;
— позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
— обвинение в травмах самого ребѐнка;
— неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к еѐ преувеличению или преуменьшению;
— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребѐнка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребѐнка;
— рассказы о том, как их наказывали в детстве;
— признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребѐнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий: сексуальная эксплуатация ребѐнка для порнографических целей или вовлечение в проституцию; несоответствующие возрасту ребѐнка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребѐнка; Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 —4 лет.
Особенности внешнего вида ребѐнка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
— повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;
— расширение ануса;
— следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
— заболевания, передающиеся половым путем; — беременность; — повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
— резкие изменения веса (потеря или прибавление);
— вагинальные кровотечения;
— психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие. Дети дошкольного возраста:
— ночные кошмары;
— страхи;
— регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);
— несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
— несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
— беспричинные нервно-психические расстройства.
Дети младшего школьного возраста:
— низкая успеваемость; замкнутость, стремление к уединению;
— изменение ролевого поведения (берѐт на себя функции родителя);
— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
— несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;
— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия;
— побеги из дома или институциональных учреждений;
— низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства; сексуализированное поведение;
— употребление наркотиков или алкоголя;
— проституция или беспорядочные половые связи;
— жалобы на боли в животе.
Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
— задержка физического и умственного развития; нервный тик;
— энурез; печальный вид;
— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребѐнка, позволяющие заподозрить психическое насилие: беспокойство или тревожность;
— нарушение сна;
— длительно сохраняющееся подавленное состояние;
— агрессивность;
— склонность к уединению;
— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
— угрозы или попытки самоубийства;
— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
— плохая успеваемость; низкая самооценка.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми: нежелание утешить ребѐнка, который, действительно, в этом нуждается;
— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребѐнка;
— постоянное сверхкритичное отношение к нему;
— негативная характеристика ребѐнка;
— отождествление ребѐнка с ненавистным или нелюбимым родственником;
— перекладывание на него ответственность за свои неудачи;
— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребѐнку.
Пренебрежение нуждами ребѐнка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребѐнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении. Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определѐнные психические состояния и поведение ребѐнка
— признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: — утомлѐнный, сонный вид, опухшие веки;
— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; — низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
— задержка роста или общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребѐнке;
— выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;
— частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
— многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
— повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребѐнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
— постоянный голод и/или жажда;
— кража пищи;
— стремление, любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
— требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; пассивность;
— агрессивность и импульсивность; — деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
— неумение общаться с людьми, дружить;
— неразборчивое дружелюбие;
— регрессивное поведение;
— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; — низкая самооценка.
Памятку разработала педагог-психолог МБДОУ детского сада № 8 г. Донецка
Дьяченко З.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми
Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....
Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...
Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"
Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....
Профилактика жестокого обращения с детьми
Профилактика жестокого обращения с детьми...
Профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогический совет – деловая игра
Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди...
Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....
профилактика жестокого обращения с детьми
профилактика жесктого обращения с детьми в семье...