"Профилактика жестокого обращения с детьми"
учебно-методический материал

Дьяченко Зоя Павловна

Памятка для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО  ВЫЯВЛЕНИЮ   НАСИЛИЯ  НАД  ДЕТЬМИ  И  ПОДРОСТКАМИ  В ШКОЛЕ и ДОУ.

1.1. Рекомендации педагогам дошкольных и общеобразовательных  учреждений по выявлению случаев насилия над детьми. Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого важен не какой-то один признак, а их сочетание. Перечислим общие и конкретные признаки, сочетание которых должно привлечь внимание и насторожить педагога:  

1. Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.

 2. Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.  

3. Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно переходит от спокойного, к внезапно возбужденному, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.  

4. У ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.  

5. Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.  

6. Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны на не соответствующих местах.

 7. Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.  

8. Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери.

9. Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.  

10. Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).  

11. Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.  

12. Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса.  

13. Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.  

14. К выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез. Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.  

1.2. Рекомендации социальным педагогам и педагогам-психологам  по выявлению случаев жестокого обращения с детьми. С целью выявления подверженности детей и подростков жестокому обращению со стороны взрослых можно выделить 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребѐнка (моральная жестокость).Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребѐнку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьѐзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.  Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм. Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).  Основные типы травм: на теле — синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера. Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.  Особенности психического состояния и поведения ребѐнка, позволяющие заподозрить физическое насилие.  

Возраст 3 года — 6 лет:

 — примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;  

— пассивная реакция на боль;

 — болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;  

— псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);  

— негативизм, агрессивность;  

— лживость, воровство;

 — жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.  

Младший школьный возраст:  

— стремление скрыть причину повреждений и травм;  

— одиночество, отсутствие друзей;

 — боязнь идти домой после школы.  Подростковый возраст:  

— побеги из дома;  — суицидальные попытки (попытки самоубийства);  

— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;  

— употребление алкоголя, наркотиков.                

Особенности поведению родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребѐнку:

 — противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребѐнка и нежелание внести ясность в происшедшее;  

— позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;  

— обвинение в травмах самого ребѐнка;  

— неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к еѐ преувеличению или преуменьшению;  

— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребѐнка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

 — обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребѐнка;  

— рассказы о том, как их наказывали в детстве;

 — признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).                

 Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребѐнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.                  Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий: сексуальная эксплуатация ребѐнка для порнографических целей или вовлечение в проституцию; несоответствующие возрасту ребѐнка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребѐнка; Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 —4 лет.  

Особенности внешнего вида ребѐнка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:  

— повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

 — расширение ануса;

 — следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

 — заболевания, передающиеся половым путем;  — беременность;  — повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

 — резкие изменения веса (потеря или прибавление);  

— вагинальные кровотечения;  

— психосоматические расстройства.  

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.  Дети дошкольного возраста:  

— ночные кошмары;  

— страхи;  

— регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);  

— несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;  

— несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;  

— беспричинные нервно-психические расстройства.  

Дети младшего школьного возраста:

 — низкая успеваемость;  замкнутость, стремление к уединению;  

— изменение ролевого поведения (берѐт на себя функции родителя);

 — ухудшение взаимоотношений со сверстниками;  

— несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;

 — стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.  

Дети старшего школьного возраста, подростки:  депрессия;

 — побеги из дома или институциональных учреждений;  

— низкая самооценка;

 - угрозы или попытки самоубийства;  сексуализированное поведение;  

— употребление наркотиков или алкоголя;  

— проституция или беспорядочные половые связи;

 — жалобы на боли в животе.  

Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

 — задержка физического и умственного развития;  нервный тик;  

— энурез;  печальный вид;  

— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).                  

 Особенности поведения ребѐнка, позволяющие заподозрить психическое насилие: беспокойство или тревожность;  

— нарушение сна;  

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

 — агрессивность;  

— склонность к уединению;

 — чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

 — угрозы или попытки самоубийства;  

— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

 — плохая успеваемость; низкая самооценка.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:  нежелание утешить ребѐнка, который, действительно, в этом нуждается;  

— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребѐнка;  

— постоянное сверхкритичное отношение к нему;  

— негативная характеристика ребѐнка;  

— отождествление ребѐнка с ненавистным или нелюбимым родственником;  

— перекладывание на него ответственность за свои неудачи;  

— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребѐнку.                      

Пренебрежение нуждами ребѐнка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребѐнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.  Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.                  Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определѐнные психические состояния и поведение ребѐнка

— признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:  — утомлѐнный, сонный вид, опухшие веки;  

— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;  — низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании  (например, во время пребывания в больнице или приюте);

 — задержка роста или общее отставание в физическом развитии;  задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребѐнке;  

— выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;

 — частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;  

— многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;  

— повторные повреждения от случайных травм или отравлений.  

  Особенности психического состояния и поведения ребѐнка, позволяющие  заподозрить  пренебрежительное отношение к нему:  

— постоянный голод и/или жажда;  

— кража пищи;  

— стремление, любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

 — требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; пассивность;  

— агрессивность и импульсивность;  — деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;  

— неумение общаться с людьми, дружить;  

— неразборчивое дружелюбие;  

— регрессивное поведение;  

— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;  — низкая самооценка.  

Памятку разработала педагог-психолог МБДОУ детского сада № 8 г. Донецка

  Дьяченко З.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми

Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....

Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...

Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"

Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми...

Профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогический совет – деловая игра

Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди...

Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....

профилактика жестокого обращения с детьми

профилактика жесктого обращения с детьми в семье...