Консультация для воспитателей.Физическое развитие и здоровье
консультация
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Этот возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie_i_zdorove.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – высшая награда
Оно не рядом, не вблизи
К нему шаг в день,
Но делать надо.
Иди, карабкайся, ползи!
Одной из главных задач в работе детских дошкольных учреждений является поддержание и укрепление здоровья детей. Эта задача является важной для достижения определяющей цели – формирование гармонически развитой личности, как со стороны физического, так и духовного развития ребёнка. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». От чего зависит здоровье? Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов.
Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий: - наследственность – 20%
- окружающая среда – 20%
- уровень медицинской помощи – 10%
- образ жизни – 50%.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
В первые 3 года жизни происходит интенсивное физическое развитие ребёнка – быстро увеличивается рост, масса тела ребёнка, к 2-3 годам масса мозга утраивается (Б.Н.Клосовский). Организм ребёнка очень пластичен. Систематически проводимые оздоровительные мероприятия оказывают положительное влияние на его развитие. В то же время самые ничтожные ошибки легко могут вызвать различные нарушения в здоровье ребёнка и в состоянии его нервной системы. Поэтому правильная организация физического развития является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребёнка раннего возраста.
Физическое развитие детей включает следующие задачи
1. Охрану и укрепление здоровья ребёнка, нормальное
функционирование всех органов и систем организма
2. Обеспечение своевременного и полноценного физического развития
3. Развитие движений
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Основными средствами физического воспитания являются:
- правильное питание;
- правильный режим;
- правильное проведение кормления, сна, туалета и ряда
оздоровительно-закаливающих процедур;
- создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и
прежде всего для движений ребёнка.
Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их ещё несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы; укреплять все группы мышц; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности её приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание с движением; содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
В первые годы жизни ребёнка важно заложить основу здоровья, оберегать его от заболеваний, переутомления и в то же время воспитывать выносливым, закаленным. Физическое воспитание и развитие даёт положительный результат при условии правильной организации питания и режима, использования для закаливания природных факторов, проведения массажа, гимнастики, разнообразных подвижных игр на участке дошкольного учреждения, в помещении. При этом особенно важно единство, согласованность медико-педагогических назначений, воздействие семьи и детского учреждения.
Продолжительность активного бодрствования в раннем детстве нарастает постепенно. При быстром темпе развития и несовершенной нервной системе это позволяет избежать переутомления малышей. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, но тем чаще он спит. Вместе с тем известно, что ни сон, ни бодрствование к моменту рождения не сформированы. Ребёнка ещё нужно научить крепко спать и активно бодрствовать. Этому будет способствовать режим, организация жизни по определенному распорядку. Но глубокий, достаточной продолжительности сон нельзя сформировать, если укачивать ребёнка, давать ему соску. Важна также правильная организация кормления, чтобы дети ели с аппетитом. Пища, съедаемая ребёнком без аппетита, плохо усваивается. Снижается усвоение пищи и тогда, когда детей второго и третьего года жизни кормит взрослый, лишая самостоятельности и активности, когда вместо установки на процесс еды: «Кушать будем, каша вкусная…» - он рассказывает им сказки.
В раннем возрасте должны быть созданы условия для разнообразного бодрствования, для двигательной активности и развития основных движений детей. Для этого в группе должно быть соответствующее оборудование, пособия и игрушки. Так, дети второго и третьего года с большим удовольствием и пользой:
- лежат на животе, катая по ковру машинку;
- ползают под арку, чтобы поставить её в гараж;
- многократно нагибаются, приседают во время постройки дорожки из
крупных, но легких (полых) кирпичиков;
- катаются с горки.
Оборудование и пособия физкультурного уголка для развития движений должны сравнительно легко перемещаться, убираться. Содержание физкультурного уголка в 1 младшей группе может быть таким. В определённом месте помещаются пособия.
Для общеразвивающих упражнений
1. Пластмассовые цветные кубики (3х3х3; 4х4х4)
2. Погремушки
3. Флажки
4. Султанчики
5. Ленточки разноцветные (дл. 25-30; 50-60 см)
6. Платочки цветные (20х20)
7. Колечки
8. Плоскостные обручи (диам. 15-20 см)
9. Предметы для разбрасывания (листочки, грибочки, кружочки,
ягодки)
10.Косички дл.40 см.
Для упражнений основных видов
1. Мячи резиновые (Д: 6-8; 20-25см)
2. Мячи надувные Д: 40 см
3. Кегли
4. Клеенчатые дорожки дл. 1,5 – 2м, шир. 20,25, 30 см.
5. Ящики высотой 10 см. (50х50), 15 см. (40х40)
6. Ребристые дорожки или пуговичные для профилактики
плоскостопия (2 -2,5 м)
7. Верёвка
8. Мешочки с песком. Вес от 50 гр. до 150-200 грамм (с 2,5 лет)
9. Обручи
10.Корзина для мячей (метание)
Для подвижных игр
1. Шапочки животных
2. Руль
3. Солнышко
5. Зонтик
Пособия музыкального уголка, сенсорного уголка, театрализованной деятельности способствуют развитию танцевальных движений, мелкой моторики, согласованным действиям детей.
Потребность детей в движениях и их смене естественна. Но сами они, в силу недостаточно развитой деятельности (игровой и др.), редко используют или вовсе не используют лазание, подпрыгивание, перешагивание, редко играют с мячом, обручами. Поэтому детям следует давать задания, побуждающие детей к разнообразным движениям, но при этом следить, чтобы дети не переутомлялись, могли и хотели наблюдать за окружающим, заниматься с игрушками и строительным материалом.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помогают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребёнка постоянно увеличивается, упущенное в это время компенсируется в дальнейшем с большим трудом. Можно проследить некоторые изменения в физическом развитии ребёнка 2-3 лет (в среднем за год).
Примерные показатели анатомо-физиологического развития
детей 2-3 лет
Возраст 2 года: рост, см - 86-88; увеличение роста, см - 12-13; вес, кг
- 12-13; прибавка в весе, кг- 2,3-3; окружность грудной клетки, см -
50-51; частота дыхания, мин - 25-30; частота пульса, удары в мин
- 110-115.
Возраст 3 года: рост, см - 94-95; увеличение роста, см - 7-9; вес, кг -
14-15; прибавка в весе, кг- 2; окружность грудной клетки, см - 51,5-
52,5; частота дыхания, мин - 25-30; удары в мин - 105-110
Из показателей видно, что в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребёнка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии его движений и двигательной активности. Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причём происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребёнка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 - летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей ещё нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лёжа на спине, необходимо, чтобы ребёнок лежал прямо. Следует исключать упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т.п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием. Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому очень полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыхательная мускулатура ещё не вполне сформировалась. Развитие организма ребёнка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается ёмкость лёгких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.
Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребёнок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.
Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты даёт обучение, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение), что активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребёнка, но не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3- летнего возраста (быстрая утомляемость, неуравновешенность и непоследовательность поведения и т.д.), взрослый во время занятий следит за правильным чередованием процесса возбуждения и торможения, не перегружает их однообразными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после перегрузок и быстрое восстановление сил. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры. Правильно поставленная работа по развитию движений, которые в возрасте от 1 года до 3 лет ещё не совершенны, положительно влияет на активизацию зрения и слуха. Мышление детей второго и третьего года жизни конкретно - они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, новые или знакомые, все упражнения проводятся со взрослым и по его показу. Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования. Движения ребёнка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и чёткости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребёнка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.
У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путём подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают ребёнка и при необходимости, например, в увлекательной, интересной игре даже заставляют сдерживаться в нужный момент. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.
Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребёнка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система: совершенствуется понимание взрослого, расширяется словарь активной речи. В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову. Уровень развития речи у детей третьего года жизни разнообразен. Лишь немногие из них с удовольствием разговаривают со взрослыми и между собой. Это особенно заметно в начале учебного года у застенчивых и робких новичков, поступивших в группу. Большая речевая активность проявляется у них, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнять нужное движение. Нервно-психическое и физическое развитие ребёнка зависит от возраста и двигательной подготовленности, и поэтому, чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям ребёнка, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения.
На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т.д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.
На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается – развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами. Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребёнка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.
Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке- стремянке и т.д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя влияет не только на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребёнка к данному виду движения, желание выполнять задание.
Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Он складывается из научно обоснованных принципов, разработанных педагогикой на основе практики работы с детьми. Физическое воспитание и развитие в дошкольных учреждениях строится на систематичности занятий, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду», и их последовательности (от лёгкого к более трудному материалу). Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребёнка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методичного повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).
Обучение движениям – воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника"
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Физическое и эмоцмональное развитие деией посредством приобщения родителей к здоровому образу жизни"
Консультация для воспитателей по приобщению родителей к ЗОЖ....
Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»
Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми....
Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»
В обшей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личнос...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»
Здоровье является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество ок...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»
Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями именно в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы веч...
Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника"
В общей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личнос...