"Минутка вхождение в день"
материал

Бахолдина Нина Михайловна

"Минутка вхождение в день"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minutka_vhozhdenie_v_den_2.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Минутки вхождения в день». Подборка игр на создание благоприятного психологического климата в группе

Воспитатель: Бахолдина Н.М.
«Минутки вхождения в день». Подборка игр на создание благоприятного психологического климата в группе

На протяжении всей жизни человека происходит процесс его социализации, то есть процесс адаптации к окружающему миру.

Процесс социализации включает три формы:

1} идентификация - соотнесение себя с себе подобными (с человеческой общностью) и свободное самоопределение среди других.

2) индивидуализация - обретение социальной неповторимости среди себе подобных;

3) персонализация - способность человека пользоваться многообразием им самим созданного мира вещей для саморазвития и самоутверждения.

Для успешного прохождения ребёнком социализации нам, педагогам, необходимо создать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения; стремиться подвести ребёнка к переживанию собственной индивидуальности, её неповторимости, уникальности; помочь приобрести ему позитивный опыт самопознания и самовыражения; необходимо развивать эмпатию,  восприимчивость.

Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение видеть, слышать, чувствовать другого, понимать его, сопереживать.

Установление контактов и действие в ситуации общения предполагает умения устанавливать связь, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять, слушать другого, излагать своё мнение, дискутировать.

Создание условий для повышения эффективности взаимодействия ребёнка со сверстниками способствует укреплению его уверенности в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми, ведь социально уверенный ребёнок верит, что он будет действовать правильно, успешно.

С этой целью предлагаю ввести в группах ритуалы «вхождения» в день (в занятие) и «выхода» из него. Проведение ритуала «Приветствие» поможет создать мотивацию, настроить группу на совместную работу, с первых минут сформировать оптимистическое настроение у всех детей-участников. Как правило, это игры-приветствия, игры с именами и др. Ритуал «Прощание» проводится с целью подведения итогов, закрепления положительных переживаний, полученных в течение дня или на занятии, и объединение детей. Обычно это - общая игра-забава, коллективная деятельность или релаксационная гимнастика, помогающая снять напряжение, почувствовать себя свободно.

Вводя ритуалы, воспитатели должны учитывать возрастные особенности психики дошкольников: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности.

Результаты работы по введению ритуалов «приветствия» и «прощания» не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей счету, чтению. Однако, как показывает практический опыт, исподволь и постепенно у детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше им были недоступны.

Решающий фактор в создании благополучного психологического климата — эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес. Необходимо исключить всякое давление, принуждение, оценку, осуждение! Предоставьте детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, будьте терпеливы, внимательны и доброжелательны — и успех вам обеспечен!

' .

ИГРЫ С ИМЕНАМИ

«Эхо»

Дети встают в круг, здороваются друг с другом. Проводится игра: каждый ребёнок называет своё имя по слогам и прохлопывает его - остальные повторяют.

«Имена друзей»

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имён моих друзей: …- раз, - два.» и т. п., а затем передает мяч другому ребёнку. Тот делает то же самое и передает следующему. Мяч должен обойти всю группу.

«Клубочек, расскажи»

У меня в руках клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит (стоит) слева (справа) от меня. Далее по очереди высказываются все дети. Здорово!

«Паровозик».

Когда он едет, то не гудит, а хлопая в ладоши, произносит своё имя. Проехав круг наш «паровозик» выбирает одного из вас на замену, а сам станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя.

Варианты: каждый новый паровозик может производить своё действие, произнося свое имя;

ребёнок-паровозик, остановившись, спрашивает: «Как называется станция?» Новый ребенок называет своё имя и становится паровозиком.

«Колокольчик»

Дети приветствуют друг друга колокольчиком. Каждый по очереди играет колокольчиком и поёт свою песенку-привет (или без слов, или пропевает своё имя.

«Карусель».

Участники, образуя два круга - внешний и внутренний, - встают парами левым плечом друг к другу. По сигналу (хлопок, звук колокольчика и т. п.) оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу дети останавливаются, образуя пары, протягивают друг другу руку (называют имя, произносят любую приветственную фразу).

Варианты: вместо приветственной фразы или имени называют любое свое качество или чувство (я - веселый или я радуюсь и т. п.);

внутренний круг остается на месте, а внешний движется.

«Приветствия жестами»

Дети стоят в кругу, Воспитатель называет имя ребенка, бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бросает мяч другому ребёнку, приветствуя его по-своему и называя по имени.

«Как меня называть»

Дети сидят в кругу. Каждый, здороваясь, говорит о том, какое звучание его имени ему больше всего нравится, а какое не нравится; как он хочет, чтобы его называли в группе.

Вариант с мячом.

«Приглашение».

Дети сидят в кругу, в центре - водящий. Он выбирает одного ребёнка, подходит к нему и, заглядывая в глаза, говорит: «Мой дружочек, побывай у меня! Душа-радость, побывай у меня!» Ребёнок встает и выходит в центр круга. Прежний водящий садится на освободившееся место.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

«Не разрывая рук»

Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький круг и так повторить несколько раз.

«Большое животное»

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что они все вместе - одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково - так, как будто дышит одно большое животное.

Вариант: ведущий просит детей всех вместе сделать несколько раз вдох- выдох, затем просит послушать, как бьётся сердце большого животного: тук -делают шаг вперёд, тук - шаг назад. И еще раз.

«Подари улыбку»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят в глаза соседу и, молча, дарят ему самую добрую улыбку (по очереди).

«Корова Му».

Дети стоят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга и поют:

-Я - корова Му, гуляю по лугу,

Я - корова строгая, большая, криворогая,

И кого бодну, тот тоже скажет: «Му!».

Внутри круга - «корова», она ходит между детьми по кругу, после песенки останавливается около одного из детей. Кого она боднёт рогами - пальчиками, тот говорит: «Му» - и, изображая рога, идет за коровой. Игра продолжается, пока все не построятся в цепочку. Вариант: Когда собралось всё «стадо», можно предложить помычать протяжно, низко (му-у-у-у, идти далее с песенкой друг за другом, медленно ступая, приложив пальцы - рога - к голове. Остановившись, снова помычать, теперь по очереди, прислушиваясь к другим голосам.

Игру с угадыванием голосов «Узнай, чья корова мычит» можно использовать в течение дня.

«Я рад видеть рядом»

На полу каким-либо образом обозначен круг. Воспитатель: «Это ракета (лодка, машина и т. п.). Нам следует всем в нее поместиться». Первый ребенок входит и называет имя следующего: «. , я буду рад видеть тебя рядом!» второй такими же словами приглашает третьего и т. д., пока все не окажутся в кругу. Далее можно обняться, пожелать друг другу добра, а затем начать любую игру, перейти к занятию.

«Тень».

Выбирается ведущий. Он ходит по группе и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, кивает головой, подпрыгивает и т. п. все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять движения ведущего.

«Клеевой дождик».

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и такими вот склеившимися дождевыми капельками начинают движение, преодолевая препятствия на пути (перешагивают через что-то, обходят предметы). Препятствия могут быть и воображаемыми.

- Но вот из-за тучи выглянуло солнце и растопило клеевой дождик, он распался на капельки и с шумом пролился на землю (дети ложатся на ковер).

«Поварята».

Все встают в круг-это кастрюля. Будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет: мясом, картошкой, луком и т. д. ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий впрыгнувший берет за руку предыдущего, и так до тех пор, пока все компоненты не окажутся в кастрюле. Результат - красивое, вкусное блюдо - просто объедение.

«Связующая нить», «Паутинка».

Дети в кругу. Хаотично передают клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал его, осталась в руках нитка (можно намотать на палец). Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя или, что хотят пожелать другим. Взрослый подает пример рассказа. Когда клубок возвратится к ведущему, дети натягивают общую нить, закрывают глаза, представляя, что все они составляют единое целое и каждый из них важная и значимая часть этого целого.

ИГРЫ-ПОЖЕЛАНИЯ

***

Дети становятся в круг. Приветствуют друг друга, обращаясь к соседу справа: «Мир твоему дому, имя соседа», и т. д. Начинает педагог, а последний ребёнок адресует это пожелание педагогу.

Варианты : «Здравствуй,, я рад тебе!», «,, я рад тебя видеть!» и др.

«Хочешь – будь!»

Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит: «Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!», а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым».

«Получаем любовь»

Ведущий предлагает детям зарядить какой-нибудь предмет (мячик) своей любовью. Для этого они все вместе кладут на него свои ладони и мысленно заряжают его. После этого по очереди бросают друг другу этот предмет и спрашивают: «Ты получил мою любовь?» - и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.

«Передай тепло»

Мы будем здороваться, передавая друг другу свечку. Когда вы будете её передавать, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и скажите, что вы рады его видеть.

«Привет дружбы»

Дети стоят или сидят в кругу, под пение или проговаривание слов:

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет,

А со светом к ним приходит Дружбы солнечной привет

передают с ладоней на ладони мягкий маленький предмет (или имитируют передачу)

«У меня всё получится»

- Доброе утро, дети! Я рада вас видеть! Вы много знаете, многое умеете, друг другу поможете, я верю, у вас все получится! (Дети проговаривают):

- Я много знаю, многое умею, мне помогут, у меня все получится!

«Говорим приятное»

Под спокойную музыку дети движутся в свободном направлении по группе. По сигналу (звук колокольчика, хлопок и т. п.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним ребенку.

***

Дети стоят в кругу. Каждый произносит какую-либо приветственную фразу, обращенную ко всем остальным, или использует любой приветственный жест.

«Стул Комплиментов»

Дети сидят в кругу. В середине круга стоит стул, на который по очереди садятся дети. Воспитатель сообщает: «Я сейчас позвоню в колокольчик (бубен и т. п.) и скажу о. (ребенке на стуле). хорошее слово, а потом передам. (др. ребенку, чтобы он тоже сказал хорошее о. (ребенке на стуле). Ребёнок, «одариваемый» комплиментами, благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!»

Вариант: воспитатель дотрагивается до сидящего рядом и говорит хорошее о нем, тот - о своем соседе и т. д. по кругу.

***

Дети передают по кругу свечу, желая друг другу добра. Затем вместе задувают её, чтобы пожелания исполнились.

У ДЕТЕЙ ОЧЕНЬ ВЕЛИКА ПОТРЕБНОСТЬ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ТЕЛЕСНОМ КОНТАКТЕ, КОТОРЫЙ УЧИТ ПОНИМАТЬ ДРУГОГО, Т. Е. РАЗВИВАЕТ ЧУВСТВО ЭМПАТИИ И ПРИЯТИЯ

«Клубочек»

У меня в руках клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит (стоит) слева (справа) от меня. Далее по очереди высказываются все дети. Здорово!

***

Здравствуйте, дети, милые дети, вы прекрасней всех на свете. Я хочу поздороваться с вашими руками. Приготовьте их, вытяните ручки. Обходит всех по кругу, касаясь рукой плеча каждого (моргая глазами, касаясь щекой каждого, хлопая по ладошке другого и т. п.).

***

- Здравствуйте, милые ручки (глазки, щёчки, ладошки и т. п.! Варианты: дети двигаются под музыку в различных направлениях, приветствуя тех, кого встречают. С окончанием музыки - игра заканчивается.

«Приветствие зверюшек».

Дети ходят по кругу; взявшись за руки, и поют:

- Ай, тили-тили-тили, мы поутру в лес ходили.

Вот нас. (название животного). повстречал.

Как же нас он привечал?

Останавливаются, разводя руки в стороны.

- А вот как!

«Заяц» кланяется головой и туловищем, пожимая руку другого

«Волк» похлопывает по плечу рукой другого

«Медведь» жмёт руку другому

«Лиса» поглаживает по плечу другого

«Еж» обнюхивает другого

«Белка» трется спинкой

Дети приветствуют друг друга в соответствии с образом,

предложенным воспитателем.

Вариант: дети приветствуют друг друга в соответствии с выбранным образом (старшие группы).

«Здесь и сейчас».

Дети сидят на коленях, прижимая одну ладонь ко лбу, другую — к затылку. «Ребята, закройте глаза. Сядьте удобнее. .Слушайте мои слова.. Всё, что с вами произошло вчера, ушло навсегда. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили, - всё это исчезло навсегда.. Всё, что будет завтра, - это пока мечты, сон. Существует только то, что находится здесь и сейчас (2 раза). Постарайтесь подумать о себе здесь и сейчас. Вам нравится, во что вы одеты, кто рядом с вами, место, где вы сидите. Полюбите себя в эту минуту. Итак, вы находитесь только здесь и сейчас. Всё ваше внимание сосредоточено на том, чем

мы будем заниматься здесь и сейчас».

РИТУАЛЫ ПРИВЕТСТВИЙ

***

-Здравствуй, солнышко красное! (руки вверх)

Здравствуй, небушко ясное! (руки вверх в стороны)

Здравствуйте, деревья и травы! (руки перед собой, широко раскрыты)

Здравствуйте рыбы, птицы и звери! (аналогично)

Здравствуй, земля! (руки описывают круг)

Это — Я! (Обнять себя)

***

- Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь.

И про животик не забудь.

Дети показывают части тела указательными, поглаживающими движениями.

«Ласковый платок».

Дети в кругу друг за другом, воспитатель с платком сзади. Он укрывает платком плечи сидящего впереди ребёнка, ласково прикасаясь к нему, и шепчет «пожелание» платка, например: «Погладь по плечам (спине, голове и т. п.). Ребёнок должен накинуть платок сидящему (стоящему) впереди и выполнить «пожелание» платка - погладить по плечам.

Варианты: одно «пожелание» обходит весь круг;

«пожелания» могут меняться от ребёнка к ребёнку; изо дня в день.

РИТУАЛЫ ПРОЩАНИЙ

1. Прощание в кругу с пропеванием:«до-сви-да-ни-я» и ритмичным

потряхиванием погремушкой, колокольчиком и т. п.

2. Прощание ладошками.

3.«Согреем друг друга».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, идут к центру, сбиваясь в кучку, плотно прижавшись друг к другу, обнимают за плечи рядом стоящих. Затем рассказывают о своих ощущениях, о том, как они себя чувствуют, ощущают ли тепло и почему.

4. «Цветик-многоцветик».

Каждый ребёнок берет бумажный лепесток (разноцветная бумага, соответствующий его настроению, и все вместе выкладывают сказочный цветок. Вариант: «сердце группы». Можно использовать и как «вхождение».

5. «Акула».

Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «Акула!» дети объединяются в группы по два-три человека. Акула «ест» одиночек (выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается.

6. Дети встают в круг, плечом к плечу, держась друг за друга, с закрытыми глазами медленно раскачиваются. Открывают глаза, говорят друг другу «До свидания».

7. «Путаница».

Воспитатель берет за руку одного из детей, тот в свою очередь следующего и т. д., пока все участники не будут держаться за руки. Воспитатель постоянно движется вместе с детьми, как бы заматывая клубок, пока не возникнет путаница. Так создается тесный телесный контакт между детьми. По команде ведущего «клубок» распадается, т. е. дети расцепляют руки.

9. Дети садятся в обозначенном кругу. Им предлагается представить, что это дом, где все могут найти себе место, и сесть поближе, чтобы почувствовать тепло своих соседей, закрыть глаза. Тот, до кого дотронется воспитатель, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствовал, что его сосед ушел, тоже может открыть глаза и выйти из круга.

10. Воспитатель: «Кто хочет, чтобы его пожалели? А кто хочет пожалеть, поддержать кого-то сам?» дети без слов, с помощью только прикосновений могут попросить кого-то обнять себя или сами предложить кому-то объятия.

11. Дети сидят на стульях. Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший». Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся. Сначала произнесём слово «я» шепотом, потом - обычным голосом, а затем - прокричим его. Таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший».

- Теперь каждый -скажет, как захочет - шепотом, обычным голосом или крикнет, например: «Я - Наташа! Я очень хорошая!»

- А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки, скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, прокричим.

12. Ведущий выполняет роль катушки, остальные берутся за руки - нитка. Ведущий водит всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не намотается на катушку. «Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий клубок. Давайте немного поживем в нём, вместе подышим». А затем последний ребёнок превращается в иголку и начинает разматывать катушку.

13. Дети сидят на ковре, скрестив по-турецки ноги, руки лежат на коленях, кисти свисают вниз, шея и спина расслаблены, голова опущена (подбородок касается груди, глаза раскрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.

14. Детям предлагается встать, расставив широко ноги, немного согнуть их в коленках; согнуть тело и свободно опустить руки; расправить пальцы, склонить голову к груди, приоткрыть рот. Слегка раскачиваться из стороны в сторону, вперед, назад. По сигналу резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. «Вы стряхнули усталость. Чуть-чуть осталось? Повторите ещё раз».

Наши дети в младшей  группе , очень любили отмечать своё настроение в уголке  "Здравствуйте-я пришел". Каждое утро, приходя в группу, они выставляли смайлики около своей картинки. Чаще всего это были улыбающиеся лица в течение дня со сменой настроения менялась и картинка-смайлик. И воспитатель всегда видел, с каким настроением пришел ребёнок, как оно изменилось, а при желании (всегда) выяснить причину его изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки вхождения в день

Приведенные в данном разделе минутки вхождения в день направлены:- на формирование эмоциональной децентрации, под ко­торой понимается  способность к восприятию и учету состоя­ний, желаний и...

"Минутки вхождения в день"

минутки вхождения в день способствуют психическому и  личностному росту детей; помогают им адаптироваться к условиям детского сада;развивают навыки социального поведения, уверенность в себе, само...

«Минутки вхождения в день»

Минутки вхождения в день НОД...

минутки вхождения в день

                         МИНУТКИ  ВХОЖДЕНИЯ  В  ДЕНЬ Цель минуток:-способствовать психическому и  лично...

минутки вхождения в день

                         МИНУТКИ  ВХОЖДЕНИЯ  В  ДЕНЬ Цель минуток:-способствовать психическому и  лично...

Минутки вхождения в день( можно использовать в любой группе)

Я каждый день использую в своей работе минутки вхождения в день. Детям они очень нравятся и позитивно влияют на отношения между ними и вообще на отношение к детскому саду....

минутки вхождения в день

Способствовать психическому и личностному росту ребенка....