Проект «Зимние народные праздники»
проект (старшая группа)

Синицкая Валентина Александровна

Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimnie_narodnye_prazdniki.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Ольгинский д/с»

Проект: «Зимние народные праздники»

(Старший дошкольный возраст)

                                                                Выполнил: воспитатель 1кв. категории

                                                                                      Синицкая В.А.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.  Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.   Поэтому и  возникла идея в  проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема проекта: К сожалению,  мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).

Задачи:

  • Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
  • Познакомить детей и родителей с обрядовыми праздниками;
  • Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
  • Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
  • Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника;
  • Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развивать народные традиции;
  • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой;
  • по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;
  • по продолжительности – краткосрочный.

Интеграция с другими образовательными областями:

Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.

 Участники проекта: Воспитатели подготовительной группы.

                                Родители.

                                Дети подготовительной группы.

Сроки реализации проекта – с 10.01.13 г. – 19.01.13 г

Гипотеза проекта: 
Если:

  1. Создать необходимую развивающую среду-пространство самореализации;
  2. Помочь ребенку накопить необходимые знания;
  3. Направлять совместную работу воспитателя и родителей на нравственное развитие ребенка;                                             

 То: 
Дети и родители получат знания о зимних народных праздниках,  будет совершенствоваться профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей и родителей к традиции проведения народных зимних праздников  через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов).

Достигнутые результаты:

        Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных  закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных  способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

        Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Перспективы:

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Материалы к проекту:

  1. План проведения проекта «Зимние народные праздники».
  2. Приложение:
  • Организованная образовательная деятельность по теме «Рождественские колядки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
  • Технология изготовления «Рождественского печенья».
  • Консультация для родителей «Колядование на Руси».
  • Народная газета «Коляда, коляда накануне рождества» приметы, поговорки».
  • Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста»
  • Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов»
  • Театрализованная игра «Емеля на колядках»
  • Сценарий развлечения «Раз в крещенский вечерок».
  • Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».

.

План проведения проекта «Зимние народные праздники»

День

Вид деятельности

Цель

НОД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

1

2

3

4

5

6

7

1 день

Познавательная

Продуктивная

Музыкально-художественная

Рассказать о праздниках, которые проводятся в период зимних святок;                      - повышать  познавательный интерес среди детей к родной истории;  

 -формировать интерес к русским народным традициям;              

 -воспитывать гражданственность , любовь к Родине.  

     Познакомить с новым способом – рисования путем размазывания соленого теста.

  Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре.

  Приобщать родителей к проведению народных праздников.

беседа  «Рождественские колядки»

   

ИЗО рисование «Рождественская ночь»

Русские народные наигрыши  «Сею-вею», «Прощальная»      

Ситуативный разговор «Коляда-коляда накануне Рождества»,

  народные подвижные игры на прогулке  «Бабка-Ёжка», «Горелки»

Рассматривание иллюстраций:

 «Святочные вечера», «Великий праздник рождества», «Ночь в деревне».

Консультация для родителей «Колядование на Руси».

2 день

Познавательная (ФЭМП)

Игровая

-упражнять в решении логических задач;  -учить складывать целое  из частей;  

 -повторить дни недели;                     -упражнять в сравнении объемов жидкости с помощью условной мерки;

                               

  Продолжать формировать интерес к русским народным праздникам,

 -учить эмоционально и выразительно исполнять колядки, развивать ритмический слух, двигательную активность.  

  Познакомить родителей с приметами месяца, его традиционным  старорусским названием, поговорками.

«Царевна и Емеля на острове»    

ТИ «Емеля на колядках»

Разучивание  закличек, колядок, пословиц, поговорок.  

   

Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь»

Рассматривание рождественских костюмов.

Игры с ряжанием  в уголке

Народная газета: «Коляда-коляда накануне рождества»

3 день

        Коммуникативная.

Двигательная

Учить проявлять инициативу с целью получения новых знаний, совершенствовать речь как средство общения.

Развивать интерес к подвижным играм, двигательную активность.

Ситуативный разговор:           «Символы рождества».

Народные

подвижные игры

на прогулке «Жмурки» «Два Мороза»

Изготовление рождественских подарков малышам.

Д/и: «Времена года»,  «Сложи картинку»

 

Привлечь родителей к изготовлению костюмов к празднику.

4 день

ЧХЛ  

Приобщение детей к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Календарно обрядовые песни  «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»

 «Как пошла коляда…»

Заучивание  рождественских примет.

Изготовление атрибутов: рождественская звезда, валенок для гадания.

        Прослушивание

 аудиозаписей : рус. нар. песен, колядок.

Д/и: «Символы Рождества»

5 день

Продуктивная

Формировать умение свободно использовать для создания образов разнообразные приемы, развивать творчество.

Развивать самостоятельность в поисках передачи музыкальных образов

Лепка из соленого теста «Печенье «козюльки»»

Изготовление  шумовых музыкальных инструментов

Музыкально- дидактические игры  «Узнай песню по словам»,  «Узнай песню по мелодии».  

Консультация для родителей: «Поделки из соленого теста вместе с мамой»

6   день

Коммуникативная

Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать ситуацию; умение излагать свои мысли понятно для окружающих.

Беседа: «Крещенский сочельник-главный день святочных гаданий »

Заучивание святочных гаданий

Народные подвижные игры на прогулке «Пятнашки», «У дядюшки Трифона»

Обыгрывание элементов колядования  

Свободное рисование «Символы Рождества»

7 день

Закрепить знания детей об особенностях проведения зимних народных праздников.

Развлечение «Раз в крещенский вечерок»

Беседа:«Что вы узнали о зимних народных праздниках»

Выставка детских рисунков «Веселая коляда»

Народные подвижные игры

План проведения праздничного гуляния «Колядки»

п/п

Совместная деятельность

Цель

Ответственные

1

2

3

4

1 день

- Организованная образовательная деятельность  на тему:  «Святки»;

-  Консультация для воспитателей «Поиграем, позабавимся!»;

- Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.;

-  Консультация для родителей «Колядование на Руси»;

- Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

Повышать познавательный интерес среди детей к родной истории.

Приобщать  родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки.

Воспитатели, музыкальный руководитель  

2 день

- Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;

 - Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки» и т.п.

Учить эмоционально и выразительно исполнять колядки,  развивать ритмический слух и двигательную активность.

Музыкальный руководитель, воспитатели

3 день

-  Кукольный театр «Небылицы»;

- Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка», «Карусель», «Жмурки» и т.п.

Вторая половина дня:

- Мастер-класс для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов;

-  Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».

Расширять кругозора детей.

Развивать творчество и воображение в совместной деятельности детей и родителей.

Воспитатели, музыкальный руководитель

4 день

- Закрепление музыкального репертуара; отбор фольклорной группы «Колядовщиков»;

- Подвижные игры на прогулке «Прятки», «Катание с ледяной горки» и т.п.

Побуждать детей принимать участие в празднике, проявлять инициативу.

Музыкальный руководитель, воспитатели

5 день

- Театрализованное представление «Колядки»;

- Выставка детского рисунка;

- Выставка коллективных работ «Рождественский пряник»;

- Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.;

-  Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».

Вторая половина дня:

- Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»;

- Подвижные игры по желанию детей;

- Самостоятельная игровая деятельность.

Стимулировать творческую активность;

Закреплять пройденный материал;

Воспитывать уважение к народным традициям.

Музыкальный руководитель, воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимние народные праздники

В разработке подобран материал о зимних народных праздниках России. Информация может быть полезна воспитателям ДОУ при составлении утренников, досугов. Содержит стихи, пословицы, поговорки  к каж...

реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"

Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....

Реализация проекта "Календарь народных праздников" Информация на стенд "Осенние праздники на Руси"

Информация на сенд "Музыкальная минутка" Реализация проекта "Календарь народных праздников"....

Методическая разработка «Зимние народные праздники на Руси. Русский фольклор. «Коляда»

Данная методическая разработка направлена на развитие  познавательной и творческой  активности, коммуникативных навыков, речи у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельнос...

Методическая разработка «Зимние народные праздники на Руси. Русский фольклор. «Масленица»

Данная методическая разработка направлена на развитие познавательной и творческой  активности, коммуникативных навыков, речи у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность: зн...

Зимние народные праздники. У каждого времени свои обычаи.

Цель: Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси. Задачи образовательные, развивающие, воспитательные:- закрепить знания детей о зимних праздниках, колядках;- у...