Рабочая программа- средняя группа 2019-2020г
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа
Средняя группа
2019-2020 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2019-20g.docx | 78.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Садовский детский сад »
ПРИНЯТО: на педагогическом совете МКДОУ «Садовский детский сад» от _______________________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МКДОУ «Садовский детский сад» ___________С. О. Литвиненко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Средней группы «А»
на 2019-2020 учебный год.
Воспитатели:
Антонова Надежда Александровна;
Бурбина Елена Анатольевна.
с. Садовое, 2019 г.
Содержание
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи программы
1.3.Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста.
1.4.Планируемые результаты освоения Программы
- Содержательный раздел
2.1. Описание образовательных областей
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
2.1.2. Образовательная область «Речевое развитие»
2.1.3. Образовательная область «Познавательное развитие»
2.1.4. Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
- Организационный раздел
3.1. Режим дня
3.2. Список детей
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
3.4. Используемая литература
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет по развитию детей средней группы разработана педагогами средней группы «А» МКДОУ Садовский детский сад Антоновой Н.А и Бурбиной Е.А..
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения);
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Нормативные документы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами (в сфере образования федерального уровня):
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 21 октября 2010 года, № 03-248;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049.13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированным в Минюсте РФ 14.11.2013.
- Цели и задачи рабочей программы
Цель Обязательной части – создание благоприятных условий и обеспечения равных возможностей для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развития способностей и творческого потенциала, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В данной программе особое место занимают развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, уважение к традиционным ценностям, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций.
Целью части, формирующей, участниками образовательных отношений, является формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей образовательной программы поставлены задачи обязательной части:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- удовлетворение дополнительных образовательных потребностей детей и родителей (законных представителей).
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задачами части, формирующей участниками образовательных отношений,являются:
- Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
- Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
- Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народа Республики Калмыкия, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками, памятниками архитектуры, декоративно- прикладным искусством.
1.3. Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручение взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление.
Речь становится предметом активности детей.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
1.4. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения программы формулируются в соответствии с ФГОС через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Владеет в соответствии с возрастом основными движениями.
Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры.
Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.
Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Интегративное качество «Эмоциональный, отзывчивый»
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.
Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества(хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный красивый).
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместным усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей.
Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения с взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении с взрослым становится внеситуативной.
В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.
Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, выражающую в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Разделяют игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.
В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.
Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках).
Самостоятельно или после напоминания с стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливы» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству.
Умеет (сам или при помощи взрослого)вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Владеет элементарными навыками самообслуживания.
Ориентируется в пространстве детского сада.
Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.
Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.
Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх.
Предпринимает попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы, активно применяя все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).
Способен конструировать по собственному замыслу.
Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи.
Может рассказать о своем родном городе (поселке), назвать его.
Знает некоторые государственные праздники.
Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.
Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.
Способен удерживать в памяти несложное условие при выполнении каких-либо действий.
Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.
Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.
Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец-покупатель) и ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстниками правила игры.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.
Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончанию работы.
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта (скорая помощь, полиция, пожарная и т. д), объясняет их назначения.
Понимает значение сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «пешеходный переход», «остановка общественного транспорта».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Различает, из каких частей составлена группа предметов. Называет их характерные особенности.
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета, а так же путем поштучного соотнесения предметов двух групп.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг другу или наложения
Различает и называет геометрические фигуры, знает их характерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз по лестнице.
Определять части суток.
Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение.
Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных и знает какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения.
Называет времена года в правильной последовательности.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия.
Понимает и употребляет слова-антонимы, умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
Умеет выделять первый звук в слове.
Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг.
Драматизирует с помощью взрослого небольшие сказки.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора света, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию.
Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата.
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательных областей
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Обязательная часть
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;
– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;
– дальнейшего развития игры
– дальнейшего развития навыков самообслуживания.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Направление деятельности | Формы работы | Взаимодействие с детьми |
Развитие игровой деятельности | - игровые упражнения; - индивидуальные игры; - совместные игры со сверстниками и воспитателем; - чтение; - беседа; - наблюдение; -педагогическая ситуация; - экскурсия; - ситуация морального выбора; - поручение; - дежурство; - праздник. | - самостоятельный выбор игр; -правила поведения в игре; -активность игровых действий. |
Сюжетно – ролевые игры – | -самостоятельное создание игровых замыслов; - распределение ролей; -предметы и атрибуты для игры; - постройки разной конструктивной сложности в игре. | |
Подвижные игры | - придумывание вариантов игр; - комбинирование движений. | |
Театрализованные игры - | - развитие и взаимодействие персонажей; - этюды; - ролевое взаимодействие с другими персонажами; - режиссерская игра; - комплекс выразительных средств. | |
Дидактические игры - | - сравнение предметов по внешним признакам; - освоение правил простейших настольно – печатных игр | |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | - моральные нормы: просьба, взаимопомощь, сочувствие. - культура поведения | |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств | - образ « Я» -семья; -детский сад; - родная страна. | |
Труд | - самообслуживание; - хозяйственно – бытовой труд; - труд в природе: - труд взрослых, профессии; - профессии родителей; - значимость труда | |
Безопасность - | - безопасное поведение в подвижных играх; - спортивный инвентарь; - открывание и закрывание дверей; -безопасность дорожного движения. | |
Формирование предпосылок экологического сознания | - способы взаимодействия с растениями и животными; - ядовитые растения. |
2.1.2. Образовательная область «Речевое развитие»
Цель обязательной части Программы: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе владения литературным языком своего народа.
Задачи: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой, аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основными задачами в речевом развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:
- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров;
- проявление интереса к произведениям калмыцкого, русского устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
Направление деятельности | Формы работы | Взаимодействие с детьми |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: | рассматривание; -ситуативное общение; -игровая ситуация; -дидактическая игра; - беседа; -интегративная деятельность; -хороводные игры с пением; - чтение; - обсуждение; - рассказ; -игра; -обсуждение; -драматизация и инсценирование -разучивание стихов; -интегративная деятельность. | обсуждение информации о предметах, явлениях, событиях; -выражение своей точки зрения, обсуждение со сверстниками различных ситуаций. |
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: | - активизация словаря; - использование в речи прилагательных, глаголов, наречий, предлогов; -глаголы, обозначающие трудовые действия; - местоположения предметов: слева, справа, рядом, около; -существительные с обобщающим значением (мебель, овощи). | |
Звуковая культура речи: | произношение гласных и согласных звуков; -произношение шипящих и свистящих звуков; -интонационная выразительность речи. | |
Грамматический строй речи: | - предлоги в речи; -форма множественного числа существительных; -формы повелительного наклонения; - сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | |
Связная речь: | -совершенствование диалогической речи; - описание предметов картин; - пересказ; | |
Чтение художественной литературы | ||
Формирование интереса и потребности в чтении: | сказки, рассказы, стихи ,сопереживание героям произведений; -инсценирование и драматизация вместе с воспитателем отрывков из сказок; -рассматривание иллюстраций к сказкам |
2.1.3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие
Цель образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие познавательных интересов детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально- познавательные и интеллектуально-творческие. Цели достигаются через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Обязательная часть отражает два направления: формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:
- воспитание познавательного интереса к культурному творчеству народа Республики Калмыкия;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности, широко использовать возможности народной и музейной педагогики.
Содержание совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Направление деятельности | Формы работы | Взаимодействие с детьми |
Количество | - рассматривание; - наблюдение; -игра – экспериментирование; - исследовательская деятельность; - развивающая игра; - экскурсия; - ситуативный разговор; - беседа; - проблемная ситуация; -сенсорный и интеллектуальный тренинги | - признаки предметов; - группы однородных предметов; - различение понятий много, один, по одному и т.д.; - сравнение групп предметов |
Величина | -сравнение контрастных и одинаковых предметов; -обозначение результатов сравнений | |
Форма | - геометрические фигуры -круг, квадрат, треугольник прямоугольник, овал, куб, шар,конус,цилиндр -обследование форм геометрических фигур | |
Ориентировка в пространстве | -различение пространственных направлений (вверху – внизу, справа – слева, длинный – короткий, выше – ниже, больше - меньше) | |
| - контрастные части суток (день – ночь, утро – вечер) |
Содержание совместной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
Направление деятельности | Формы работы | Взаимодействие с детьми |
Предметное и социальное окружение | Рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации, сенсорный тренинг, интеллектуальный тренинг. | - культурные явления жизни: театр, цирк, зоопарк и т.д.; - особенности труда в городе и селе; - деньги, возможности их использования. |
Ознакомление с природой | домашние животные, насекомые, пресмыкающиеся, уголок природы; - изменения в природе; -сезонные наблюдения; - изменения во временах года |
2.1.4. Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыкального, декоративно- прикладного, литературного искусства включает в себя:
-создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно- прикладному искусству народов, проживающих в Республике Калмыкия.
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями калмыцких, русских и других народов.
Цель и задачи обязательной части: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия образных представлений, воображения, художественно – творческих способностей.
Цель формируемой части: Формирование общего представления о живописи, скульптуре, графике. Знакомить с орнаментами разных народов: хохломской, дымковской,калмыцким орнаментами.
Изобразительное искусство
Рисование | Лепка | Аппликация | Развитие детского творчества |
- изображение и сюжет; - новые цвета и оттенки; - закрашивание рисунков карандашом и кистью; - расположение частей сложных предметов. | - прищипывание, вытягивание, сглаживание поверхности пальцами; - элементы городецкой росписи (бутоны, листья). | - ножницы, вырезание разных форм; - увеличение количества изображаемых в аппликации предметов. | - рассматривание и обследование предметов; -скульптура, малые формы; - индивидуальные и коллективные композиции. |
Целевые ориентиры | Целевые ориентиры | Целевые ориентиры | Целевые ориентиры |
-ребенок проявляет интерес к рисованию, эмоционально реагирует на рисунки и композиции. | -ребенок с интересом занимается лепкой, стремится к выполнению работы до конца | -ребенок активно действует с новыми предметами, проявляет настойчивость в достижении результата | ребенок эмоционально вовлечен в коллективную и индивидуальную художественную деятельность. |
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Особое внимание в данном разделе вариативной части Программы уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, ближайшего окружения, городского общества и т.д. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Цель: Воспитание любви к родному краю через формирование умственных и нравственных представлений в процессе интеграции эмоционально – краеведческих знаний и творческой деятельности детей 3 – 7 лет.
Задачи:
- формирование физически развитого ребенка через его участие в подвижных играх народов Калмыкии;
- формирование любознательного и активного ребенка через развитие познавательного интереса к родному краю;
- воспитание у детей чувства любви к родному краю через формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, его культурных ценностях, нравственных представлений о родном крае;
- формирование эмоционально отзывчивого ребенка через приобщение к культурно – эстетическим ценностям родного края.
Содержание направлено на:
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-создание условий для развития личности;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
-создание условий для социального, культурного самоопределения;
-творческой самореализации личности ребенка;
-целостность процесса физического, умственного, и духовного развития личности ребенка;
-укрепление психического и физического здоровья ребенка;
-взаимодействие педагога с семьей.
Содержание соответствует принципам:
-принципам развивающего образования;
-принципу интеграции образовательных областей;
-положениям возрастной психологии;
-критериям полноты, необходимости и достаточности.
Приобщение воспитанников к родному краю осуществляется через его познавательную активность, приобщение к красоте и самобытности народа, воспитание толерантности к людям другой национальности через все виды деятельности. При этом используются формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к
своей родине, способствующие к проявлению активной позиции. Непосредственное познание достопримечательностей родного края происходит на прогулках и экскурсиях, встречах с интересными людьми, чтениях произведений поэтов земляков, рассматривания картин, просмотров видеофильмов о Республике Калмыкия, о природе. Проживая народные праздники, осуществляется знакомство с калмыцкими промыслами, традициями и фольклором. Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка «Родной край». Представление о малой родине
является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется практически во все образовательные
области: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативноеразвитие».
Образовательная область | Методические приемы |
Познавательное развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие | • знакомство с подлинными образцами орнаментального искусства; |
Речевое развитие | • пословицы, поговорки, загадки, скороговорки; |
Социально-коммуникативное развитие | ∙игры-инсценировки; |
Физическое развитие | • национальные подвижные игры; |
Система и последовательность работы нравственно-патриотического воспитания определена следующим образом: мы будем опираться на опыт и знания детей, двигаясь от близкого к далекому и от простого к сложному, учитывая психологические особенности детей, их эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. С целью воспитания нравственно-патриотических чувств обязательное присутствие этнокультурного компонента. Воспитание его у ребенка чувства Родины начинается с любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего, к матери и детскому саду, родной улице, городу, чем славен
родной край, чувства сопричастности к родной природе, бережное отношение к ней, чувства уважения к своей культуре, традициям и промыслам, воспитание уважения к труду и людям труда.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Одним из важных принципов технологии реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс группы, ДОУ.
Основные цели и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы, детского сада.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
- изучение социального статуса семьи каждого ребенка;
- информирование родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях группы, ДОУ и семьи в решении данных задач;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Перспективный план работы с родителями средней группы в соответствии с
ФГОС (на 2019-2020учебный год)
Форма проведения (месяцы) | Тема и цель проводимой работы | Наглядная информация |
Сентябрь | Совместная подготовка к учебному году.Цель: нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. | «Режимдня», «Визитка», «Наши именинники», «Обратите внимание» |
Индивидуальные беседы | Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. | Папка передвижка для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» |
Консультации | Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». «Меры профилактики,симптомы заболеваемости в детском саду» | Брошюра-иллюстрация «Игры для детей средней группы» для родителей Папка передвижка |
Выставка | Фотовыставка «Как мы провели лето!». Рисунки родителей и детей. | Выставка, оформление. |
Родительское собрание | «Средний дошкольный возраст – какой он?» Цель:Познакомить родителей с результатами воспитательно- образовательной работы за учебный год, обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?» | |
Октябрь | Ярмарка «Дары осени» Совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи, рекламу. | Выставка, поделки |
Педагогические беседы с родителями | Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого» Беседы «Одежда детей в группе и на улице, ее маркировка».
| |
Фотоколлаж | Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей. Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. | Фотовыставка. Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать». |
Индивидуальные беседы | Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ | |
Анкетирование | Анкетирование родителей; Анализ информации о воспитанниках и их семьях. | |
Ноябрь | Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам пожарной безопасности в детском саду и дома. | |
Экологическая акция | «Покормите птиц зимой» Реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе. Ноябрь – март Наглядно- информационный материал «Что наблюдать в природе зимой». Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников. | |
Консультация | «Как провести выходной день с ребёнком?». | |
Творческая мастерская | Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». | |
Выставка | Выставка детских рисунков ко Дню Матери. | |
Декабрь | Родительское собрание «Роль художественной литературы в воспитании детей» Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений. | |
Консультации | Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора». Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. | |
Анкетирование | Тема: «Условия здорового образа жизни в семье». | |
Выставка совместных рисунков детей и родителей. | «Зимушка хрустальная» | |
Творческая мастерская | Мастерская Деда мороза! | Поделки, рисунки |
Утренник | Новый год | |
Январь | «Как одевать ребенка в холодное время года» | |
Памятка для родителей. | Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей | |
Беседы на волнующие темы для родителей. | Консультация для родителей на тему: «Детская лживость» Цель: познакомить с причинами, механизмами и путями возникновения и развития лживости у детей; дать практические рекомендации по предупреждению и коррекции детской лживости. | |
Папка–передвижка | Детские игры, забавы | |
Февраль | Тема: «День защитника Отечества» | |
Фотовыставка | «Кем служил в армии мой папа», | Выставка фотографии папы |
Творческая мастерская | «Мой папа» («Мой дедушка») | Выставка рисунков |
Развлечение | Конкурс эстафет для детей и родителей Поэтический вечер стихи для пап и дедушек «Стихи о Родине» | |
Памятка для отцов | На тему: «Не сложные советы и правила воспитания детей» Цель: оказать помощь отцам в некоторых аспектах воспитания детей | |
Март | Международный женский день | |
Выставка детских работ | Фотовыставка мам | выставка |
Педагогические беседы с родителями. | «Как воспитать любовь к семье?» | |
Творческая мастерская | Изготовление подарков для мам и бабушек вместе с папами «Умелые ручки» | |
Тематическая образовательная деятельность с участием мам группы | «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны!» | |
Педагогические беседы с родителями. | «Как развить творческие способности у ребенка» | |
Апрель | Презентация «Копилки добрых дел» | |
Экологическая акция | «Сделаем скворечник своими руками» | |
Экскурсия | «Как вести себя на природе?» | Памятки для родителей |
Консультации | «Работа с книгами (методика рассматривания иллюстраций, пересказа, заучивания наизусть)», «Весёлые игры в кругу семьи». | Картотека игр. |
Развлечение | «День космонавтики». Конкурс «Карта звездного неба» | Папка-передвижка |
Май | Празднование Дня победы, возложение цветов к памятникам героев. Цель: Развивать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому своего народа. | |
Консультации | Консультация "Подвижные игры разных народов мира" "Веселые старты" | Картотека подвижных игр |
Беседы на волнующие родителей темы | "Что делать при тепловом ударе" | Памятка |
Родительское собрание | "Чему научились наши дети" Цель: Подвести итоги за учебный год, поощрить активных родителей благодарностями. |
3. Организационный раздел
3.1. Режим дня
Режим дня (тёплый период) детей средней группы
Режимные моменты | Время |
Приём детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.30 – 8.50 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.50 –9.15 |
Игровая деятельность, подготовка к прогулке, выход на прогулку | 9.15 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.00 – 10.15 |
Прогулка (игры, наблюдения, труд, специально отведена деятельность) | 10.15 – 11.40 |
Подготовка к обеду, обед | 11.45 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 –15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры, полдник | 15.00 –15.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 15.45 – 18.00 |
Режим дня (холодный период) детей младшей группы
Режимные моменты | Время |
Утренний приём детей, осмотр, самостоятельная деятельность детей, игры, беседа | 7.30 – 8.32 |
Совместная деятельность: Утренняя гимнастика Оздоровительные и гигиенические процедуры, дежурство | 8.32 – 8.37 8.37 –8.45 |
Совместная деятельность. Подготовка к завтраку, завтрак | 8.45 – 9.10 |
Самостоятельна деятельность детей по интересам, игры, общение, подготовка к НОД | 9.10 – 9.30 |
НОД | 9.30 – 10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.50 – 11.35 |
Возращение с прогулки, самостоятельная игровая деятельность | 11.35 – 11.55 |
Подготовка к обеду, обед | 11.55 – 12.20 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.20 – 15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры | 15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20 – 15.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 16.30 – 18.00 |
2.2. Список детей
1. Андреева Эвелина
2. Гринько Костя
3. Бадмаев Аюка
4. Воронко Анастасия
5. Дорджиева Амалия
6. Ересько Анна
7. Корсакова Мария
8. Оросова Марина
9. Мосенкова Елизавета
10. Оконова Анастасия
11. Оконова Екатерина
12. Огиенко Матвей
13. Орлова Арина
14. Попов Семен
15. Перевозчикова София
16. Сахорова Вика
17. Садовников Кирилл
18. Умкеев Бат
19. Чорноус Лиза
20. Шишканова Элина
21. Эрдниев Эрдни
2.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1.Физическое(М) 2.ФЦКМ 3.Рисование | 1.ФЭМП 2.Музыкальное Физическое-прогулка | 1.Лепка/ Аппликация 2.Калмыцкий язык | 1.Музыкальное 2.Физическое | 1.Калмыцкий язык 2.Развитие речи |
2.4.Используемая литература
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (пилотный вариант) / Под. ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
- Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду. Средняя группа». – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80 с.: цв.вкл.
- Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада». Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64с.
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада». – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 96 с.
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа». – М.: «Педагогическое общество России», 2001. -128 с.
- Ильчук Н.П., Гербова В.В., Елисеева Л.Н., Бабурова Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 4 – 5 лет» - 1–е издание. М., АСТ, 1999. – 608 с., ил./
- Боголюбская М.К., Табенкина А.Л. «Хрестоматия по детской литературе» Под ред. Е.Е. Зубаревой.- 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 479 с., 8 л. ил.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.: цв. вкл.
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 160 с.
- Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала: Средняя группа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа». – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
- Шорыгина. Т.А. «Беседы о здоровье: Методическое пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру». Иллюстрированный словарик игровых приемов/Под общей ред. Букатова В.М. Спб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.
- Павлова Л.Ю «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» для детей 4-7 лет. М: Мазайка-синтез,2016-80с
- Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А «Примерное комплексно-тематическое планирование от рождения до школы» средняя группа М-2016-160с.
- Куцакова Л.В «Конструирование из строительного материала» средняя группа М-1014-80с.
- Голицына Н.С «Занятия в дет.саду, перспективное планирование» М-2007-24с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа младшей группы 2019-2020г.
программа рабочая младшей группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
Рабочая программа по образовательной области " Художественно- эстетическое развитие" для средней группы 2019-2020г
quot; Художественно- эстетическое развитие"...
Рабочая программа по образовательной области " Речевое развитие" для средней группы 2019-2020г
quot; Речевое развитие"...
Рабочая программа по образовательной области " Познавательное развитие " для средней группы 2019-2020г
quot; Позновательное развитие"...
Рабочая программа по образовательной области " Социально-коммуникативное развитие " для средней группы 2019-2020г
quot; Социально-коммуникативное развитие"...