Как воспитывать самостоятельность
консультация (младшая группа)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyat._3-4_goda.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитывать самостоятельность

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего

возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-

то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»

Мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой «ключевые позиции», удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно наносят вред своему ребенку.

Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.

Готовность и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием «Я сам!».

 У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!  Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке.

Формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.

Практическая часть.

Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе:

 Дети – элементарным навыкам самообслуживания.

Мы – последовательности, методичности и терпению.

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.

Трехлетний Максим с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготы почти надеты , но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготы и натягивает их уже сама.

Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!»

Мать строго говорит : «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь» сам».

Вопросы:

Правильно ли поступила мама?

Каковы последствия такого поведения мамы?

Бывали ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходили из них?

Как лучше вести себя в таких ситуациях?

( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка

всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным , ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию : « Ой, смотри какие

глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им

поможем – вывернем их обратно». )

Другая ситуация

Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться.

Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в

сложившейся ситуации.

(Вероятно, в какой –то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.) Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору(одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель              ( натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

Работа с памятками

Прочитайте их пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?

Памятка по формированию навыков самообслуживания

1.Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.

3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.

 4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.

5.  Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

 6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

7. Используйте игровые ситуации.

8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

(Комментарий к памятке по 4 пункту: нет смысла затевать самостоятельное одевание утром, если вы спешите на работу.

 Ребенку необходимо успешно довести дело до конца, чтобы почувствовать гордость, а вам необходимо спокойствие, чтобы это ему позволить и без раздражения помочь).

Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать самостоятельность?

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо, которое не может самостоятел...

воспитываем самостоятельность

как воспитать самостоятельность в ребенке? Что нужно делать для того, чтобы ребенок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?...

Консультация для взрослых." Как воспитывать самостоятельность и трудолюбие у детей".

Полезные советы по воспитанию самостоятельности и трудолюбия в детях....

"Воспитываем самостоятельность"

Консультация для родителей...

Памятка для родителей "Воспитываем самостоятельность"

Воспитание самостоятельности у детей – важная часть родительской ответственности. От того, какое отношение к независимости сформируют у ребенка родители, зависит то, какие он будет принимать решения в...

"Как воспитывать самостоятельность у ребёнка". Консультация для родителей.

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо неполноценное, которое не мож...